Наследники Сент-Экзюпери запретили в Петербурге «Маленького принца»

Наследники Сент-Экзюпери запретили в Петербурге «Маленького принца»
Им не понравилось, что в ТЮЗе в спектакле используют музыку и мальчика играет взрослая актриса

Первый состав

Им не понравилось, что в ТЮЗе в спектакле используют музыку и мальчика играет взрослая актриса

Первый состав

Наследники Сент-Экзюпери запретили в Петербурге «Маленького принца»

Кто бы мог подумать, что всегда учтивые французы способны на пакости. Да еще какие! Завтра в питерском ТЮЗе «Маленький принц» покажут в 221-й раз, и он станет последним. Зато на сцену выйдут те, кто играл в самом первом спектакле. Главную роль исполнит народная артистка России Ирина Соколова, мудрого и доброго летчика сыграет народный артист России Николай Иванов, а очаровательного Лиса — еще один народный артист, Игорь Шибанов.

Казалось бы, постановка, шедшая с успехом с 1991 года, причем всегда с аншлагами, должна жить и дальше. Но вмешались наследники Антуана де Сент-Экзюпери.

Россия стремится в ВТО, а значит, должна соблюдать все действующие законы и постановления об авторском праве. Одними из первых их стали выполнять киношники. Открутил положенное количество раз пленку — и отдавай ее на хранение в Госфильмофонд. Но при массовом выпуске DVD-дисков с классикой они пишут: «Фильм перешел в национальное достояние Российской Федерации». И все, никаких претензий. А в театральном мире, оказывается, этот номер не проходит.

Ультиматум родственников

— Представляете, наследники Сент-Экзюпери прислали в театр петицию, где в ультимативной форме потребовали от нас выполнения нескольких совершенно неприемлемых пунктов, — в голосе Николая Иванова звучало неприкрытое возмущение. — Во-первых, по их мнению, роль Маленького принца должен играть непременно маленький мальчик, хотя у нас это блестяще делает великая травести Ирина Соколова. Во-вторых, во время спектакля не должна звучать музыка. А у нас весь спектакль поставлен на французском шансоне. В общем, мы посовещались и решили снять его с репертуара. Менять — это значит делать совершенно другой спектакль.

Родственники писателя, разумеется, имеют право на собственное мнение. Но до какой степени они могут навязывать его другим? Тем более что точка зрения самого Сент-Экзюпери на этот счет неизвестна. Ведь автор погиб 31 июля 1944 года, спустя всего год после создания своего великого произведения. К тому же он писал обычную сказку, а не пьесу, и вряд ли думал, как она должна выглядеть на сцене. Не до того ему было — война, боевые вылеты. Кстати, совсем недавно нашелся немецкий летчик, который признался, что это именно он сбил самолет Сент-Экзюпери (читайте «КП»-толстушку от 27 марта или на сайте www.kp.ru). И вот теперь пулеметная очередь выпущена по спектаклю. И не только в Петербурге — точно такая же ситуация во всех театрах России, где идет эта сказка.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Режиссер спектакля «Маленький принц» Андрей АНДРЕЕВ:

— Мы входим в мировое правовое пространство, что уж тут поделаешь. В советские времена мы о таких вещах не думали.

Хотя, конечно, хвалить наследников Сент-Экзюпери не за что. Юридически, может, они и правы, а по совести… Ну разве плохо, что произведение их предка играют на сцене? Их требования к спектаклю какие-то странные.

Для меня сейчас, конечно, все это — уже воспоминания о том, что сделано. Но для театра, я думаю, это потеря. Это был очень сложный постановочный спектакль. Это ведь большая литература. Я считаю, в детском театре присутствие такого произведения почти обязательно. И ведь сколько лет прошло, а зрители спектакль смотрят внимательно и с огромным удовольствием, переживают. Очень жалко, что это закончится.

Но главное, чтобы теперь не пошла цепная реакция. Вот недавно умерла великая сказочница Астрид Линдгрен. И кто теперь знает, что придет в голову ее наследникам? Вдруг они скажут, что вот это надо играть не так, а так? И что мы все будем делать? Я думаю, обществу надо научиться как-то защищать произведения искусства от случайных людей.

А на последнего «Маленького принца» в субботу я обязательно пойду. Театр меня пригласил, я не могу не прийти. Надо проститься со спектаклем. Он жил столько лет, и очень жаль, что он уходит.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Адвокат Вадим УСКОВ:

— С юридической точки зрения наследники Сент-Экзюпери правы. Тут можно говорить только о моральной стороне дела. По законам отсчитывается 70 лет с момента смерти автора. Более того, срок действия охраны прав начинается с первого января. То есть если человек умер 2 января, срок отсчитывается с 1 января следующего года. Кроме того, тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, прибавляются еще четыре года. Самолет Сент-Экзюпери был сбит в июле 1944-го. Прибавляем 4 года и 70 лет. Выходит, что ограничения будут сняты только в 2018 году. Ждать осталось десять лет. А что касается «наездов» со стороны наследников знаменитых авторов, то похожая ситуация была с Иосифом Бродским. Долгие годы его творчество использовалось свободно, и вдруг появился представитель наследников и начал все запрещать. Бред, конечно, но юридически они правы.

КСТАТИ

Письма из агентства по авторским правам, что, мол, родственники Сент-Экзюпери требуют внести поправки в спектакль, получили не только в питерском ТЮЗе. Все театры страны, где идет «Маленький принц», читали это неприятное послание. Не стал исключением и Большой театр кукол, где пьеса идет с лета прошлого года.

— От нас наследники автора требуют внести те же поправки, — рассказала замдиректора театра Анжела Купец. — В спектакле не должно звучать музыки, и Маленького принца должен играть только мальчик. С этим мальчиком мы ничего не понимаем — у нас же куклы! Пока мы выкрутились, объяснив, что на момент постановки спектакля таких требований не звучало, а значит, мы вправе обращаться с материалом, как нам нужно. Кроме того, насколько мне известно, существует закон, по которому родственники автора должны сами выйти на постановщиков спектакля, а не действовать через агентства. Так что спектакль мы не снимаем, он у нас пользуется огромным успехом, и мы его повезем на «Золотую маску».

Источник: kp.ru

Добавить комментарий