Зарубежье простилось с митрополитом Лавром

Зарубежье простилось с митрополитом Лавром
Первоиерарх Русской православной церкви за границей, сыгравший выдающуюся роль в восстановлении церковного единства и скончавшийся неделю назад на 81-м году жизни, торжественно погребен в усыпальнице храма, где покоится духовный наставник Лавра — митрополит Филарет.

Первоиерарх Русской православной церкви за границей, сыгравший выдающуюся роль в восстановлении церковного единства и скончавшийся неделю назад на 81-м году жизни, торжественно погребен в усыпальнице храма, где покоится духовный наставник Лавра — митрополит Филарет.

Зарубежье простилось с митрополитом Лавром

ДЖОРДАНВИЛЛЬ (США), 22 мар — РИА Новости, Лариса Саенко. Митрополит Лавр, похороненный в пятницу в Свято-Троицком монастыре в американском городе Джорданвилль, войдет в историю как иерарх, воссоединивший русскую православную церковь, расколовшуюся надвое более 70 лет после революции и кровавой гражданской войны.

Первоиерарх Русской православной церкви за границей, сыгравший выдающуюся роль в восстановлении церковного единства и скончавшийся неделю назад на 81-м году жизни, торжественно погребен в усыпальнице храма, где покоится духовный наставник Лавра — митрополит Филарет.

Сотни почитателей митрополита Лавра, несмотря на необычайно сильный для этих мест мороз (минус десять градусов), опустившийся на заснеженные холмы, выстояли целый день отпевания и заупокойных служб, прощаясь со своим духовным лидером.

В келии митрополита была лишь железная кровать и икона, он записывался на послушания мыть с семинаристами посуду и просил в кассе 37 центов, чтобы купить марку на конверт. И таким тоже вспоминают его те, кто выстоял день на необычном лютом морозе, чтобы отдать последнюю дань этому человеку.

«Нет служения выше пастырского», — гласит заповедь для семинаристов, живущих при монастыре. Семь лет Лавр возглавлял этот духовный центр зарубежного православия.

Его волю к единению русской церкви разделяло далеко не все зарубежье, и решение далось ценой потери части приходов, говорили в этот день священники.

«В церкви всегда велось противостояние, и никто из наших первоиерархов до Лавра не решился на этот шаг (воссоединение церквей). Некоторые до сих пор не понимают этого, некоторые считают, что он поспешил. Так считал и я. Но оказалось, что спешить надо было», — говорит 78-летний протоиерей Всеволод (Дробот), близкий друг и единомышленник Лавра.

Глава зарубежной церкви не дожил до первой годовщины воссоединения — Акт о каноническом общении был подписан с патриархом Алексием Вторым 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя.

«Митрополит был признан соотечественником года за личный вклад в духовное единение России. Это не только церковная миссия», — сказал РИА Новости министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, прибывший на похороны в Джорданвилль.

Кусочек родины

Эмигранты первой волны, бежавшие от большевизма и сохранившие ностальгию по потерянной родине, — сегодня самые горячие сторонники единства Церкви.

«Мы приехали сюда из Европы ради этого монастыря и прожили здесь 58 счастливых и грустных лет. Для нас это был кусочек России, потому мы и поселились в ближайшем к монастырю местечке», — говорит художник Владимир Кривский, почти ровесник Лавра.

Они вместе с женой Ниной Кондратьевной приехали сюда еще двадцатилетними и проводили на кладбище в Джорданвилле более 3 тысяч человек — эмигрантов первой волны.

Всю свою жизнь они пытаются найти в местных окрестностях виды, напоминающие российские пейзажи. Не случайно перед монастырем посажена береза — ностальгический символ родины.

«Мы живем Россией и ее духовным богатством. Митрополит Лавр уничтожил пропасть между нами и нашей исконной родиной», — говорит Кривский.

Чета сожалеет лишь об одном — их дети «не чувствуют по-русски», ассимилировавшись в американском «плавильном котле».

«Русские — это родные»

Русская диаспора объединена вокруг православных приходов, которые стали хранителями не только церковных обрядов, но и духовной традиции, культуры, «русскости».

Что собой представляет русская эмиграция в США, ярче всего расскажут праздники в Джорданвилле. На Троицу сюда приезжают дамы с заплетенными косами в блузах и юбках, напоминающие дореволюционных благородных девиц. Они, как правило, не говорят по-русски. Здесь сверкают галуны на казачьих мундирах и расцветают вышитые крестом русские косоворотки. В привычной одежде — эмигранты третьей волны, диссиденты и отказники. Всех их как родных принимал Лавр.

«Я живу в городе Наяк. Твердый знак на конце», — подсказывает школьница Анисия, изучающая при приходе церковно-славянский язык, песнопения, иконопись.

Она учится в американской школе, у нее много американских друзей, она сама американка, но утверждает, что русские, знакомые по приходу, — «это больше, чем друзья, это родные».

Русская зарубежная церковь насчитывает около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и других странах Западной Европы.

Двенадцатилетняя Эмилия Иванова — тоже дочь православного священника. Дома, где ожидают рождения восьмого ребенка, разрешено говорить только по-русски. И понятно почему — в США эмигранты уже во втором поколении не всегда владеют языком своих родителей.

У американских Ивановых — русская программа на будущее.

«Папа думает, что когда мы вырастем, мальчики станут священниками, а мы — матушками, и тоже будем иметь много детей, — рассказывает девочка. — А мама говорит — как Бог даст».

Источник: ria.ru

Добавить комментарий