ФСБ рассекретила дело отца великого барда
ФСБ рассекретила дело отца знаменитого поэта Булата Окуджавы – он был расстрелян в 1937 году как враг народа.
Журналисты «Жизни» первыми заглянули в папку, в которой хранилась тайна его гибели.
ФСБ рассекретила дело отца великого барда
ФСБ рассекретила дело отца знаменитого поэта Булата Окуджавы – он был расстрелян в 1937 году как враг народа.
Журналисты «Жизни» первыми заглянули в папку, в которой хранилась тайна его гибели.
Семья Окуджавы переехала на Урал в 1931 году. Отца Булата Шалву Степановича назначили тогда в Нижний Тагил парторгом на Уралвагонстрой. В 1935 году он стал первым секретарем Нижнетагильского горкома ВКП(б). Мать Булата Ашхен Степановна Налбандян работала заместителем секретаря райкома. 37-й год не обошел стороной и семью Окуджавы. Сначала были арестованы все родственники Шалвы Степановича, а вскоре пришел и его черед.
18 февраля 1937-го его забрали. При обыске изъяли револьвер, личные письма и два томика Есенина.
Первый допрос состоялся второго марта уже в Свердловске. Официальное обвинение звучало так: «Состоял активным участником контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации и проводил контрреволюционную троцкистскую работу». Далее обвинения сыпались одно за другим – шпион, диверсант, террорист. Следователи пытались связать дело Окуджавы с убийством ближайшего соратника Сталина Сергея Кирова.
Дело отца знаменитого барда было секретным 70 лет
О том, как «состряпали» дело Окуджавы, рассказали участники следственной группы на допросе в комиссии по реабилитации в 1956 году: «Нас собрал начальник третьего отдела, помощник начальника управления НКВД по Свердловской области Наум Боярский и объявил, что отныне каждый день необходимо арестовывать по десять человек и они должны каждый день называть не менее десяти фамилий…»
Окуджаву оклеветал арестованный до него начальник Уралвагонстроя Лазарь Марьясин. В августе 1934 года, по показаниям Марьясина, он и Окуджава во время приезда наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение. На вагон Орджоникидзе, поставленный в один из тупиков, был пущен товарный состав с целью разбить вагон и убить наркома. Однако теракт не был совершен по независящим от них причинам. Вменяли Окуджаве и участие в подготовке убийства Кирова.
Но даже пытки не сломили Шалву. Виновным Окуджава себя не признал, а все показания назвал ложными.
Процесс, который состоялся четвертого августа 1937 года, был закрытым, без участия обвинения и защиты, без вызова свидетелей. Приговор – расстрел – был приведен в исполнение в тот же день.
Булат
В 39-м арестовали Ашхен Степановну и отправили в карагандинские лагеря, а в 49-м ее приговорили к вечному поселению в Красноярском крае.
Булат с младшим братом Виктором воспитывался у тети в Тбилиси. От детей скрывали правду о том, что случилось с родителями, придумав, что они отправлены на Запад для выполнения секретных заданий государственной важности.
28 апреля 1956 года Главная военная прокуратура отменила приговор, вынесенный Шалве Окуджаве, и дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Жене Окуджавы Ашхен Налбандян, которая в 1954 году уже освободилась и жила в Москве, выдали справку, что Шалва Степанович умер 14 декабря 1938 года, отбывая наказание.
Отношение к отцу у Булата Шалвовича было сложным:
«Я не знаю, кем бы стал отец, если бы его не расстреляли. Логика того времени, дисциплина партийная и все прочее могли привеcти к ужасным последствиям. Отец был честным человеком — в этом я убежден. Но такие люди, как он, — это поколение невежественных в известном смысле слова. Честные фанатики… Слепота пленников идеи должна была кончиться плохо».
С делом отца, которое насчитывает всего 85 страниц, Булат Шалвович познакомился лишь в 1994 году, когда ему разрешили побывать в екатеринбургском архиве. После этого он сразу поехал в город детства – Нижний Тагил. Его жена Ольга Арцимович позже рассказывала: «Мы были там два дня и две ночи, и все время он плакал».
Александр Лукманов
Источник: zhizn.ru