Эмир Кустурица: «Я и не знал, что говорю на русском!»

Эмир Кустурица: «Я и не знал, что говорю на русском!»
Режиссер, актер, музыкант отмечает сегодня свое 55-летие

Мир без Кустурицы был бы не таким ярким. Его фильмы — самое безотказное средство от уныния! Но в жизни он оказался крайне серьезным, в чем убелились наши ростовские корреспонденты. Кустурица недавно нагрянул в Ростов на разведку (он хотел снять фильм о Южной Осетии) и заглянул в местную редакцию «Комсомолки».

— Фильм-то стоит нам ждать, Эмир Муратович?

Режиссер, актер, музыкант отмечает сегодня свое 55-летие

Мир без Кустурицы был бы не таким ярким. Его фильмы — самое безотказное средство от уныния! Но в жизни он оказался крайне серьезным, в чем убелились наши ростовские корреспонденты. Кустурица недавно нагрянул в Ростов на разведку (он хотел снять фильм о Южной Осетии) и заглянул в местную редакцию «Комсомолки».

— Фильм-то стоит нам ждать, Эмир Муратович?

Эмир Кустурица: «Я и не знал, что говорю на русском!»

— Я очень хочу снять кино о жизни в Осетии, и надеюсь это сделать, но проблема в том, что на ближайшие четыре года я связан контрактом, согласно которому буду снимать свой новый фильм в Мексике, а потом я отправлюсь снимать в Израиль — картину о жизни палестинского народа.

— Вы совсем недавно были на Украине. Что, на ваш взгляд, общего между Россией, Украиной и вашей родиной?

— Они совершенно разные, но в этом скорее виновата политика. Одной общей культуры, к сожалению, недостаточно, чтобы можно было как-то наши страны объединять. Сегодня мы все подвластны давлению, которое оказывают на людей различные торговые марки и бренды. Порой они влияют на людей сильнее, чем общая культура.

— Вы часто говорите, что по национальности вы югослав — гражданин страны, которой не существует…

— Югославия — это потерянная всеми нами страна. Говорить, что ты гражданин страны, которой не существует, очень красиво и романтично. Но я серб, так как родился там, где сегодня Сербия. Многие же из тех людей, которые сегодня хотели бы называть себя югославами, как раз и были теми, кто разрушил эту страну.

— Вы занимались серьезно футболом, архитектурой, музыкой. Есть ли какое-нибудь новое увлечение, которому вы снова готовы отдать себя всего?

— Сейчас я учусь управлять вертолетом, и не исключено, что именно этим в будущем я и буду заниматься профессионально.

— Вы поставили свою подпись под обращением в поддержку Романа Полански. Что вы вообще думаете об этом скандале, в который угодил режиссер?

— Я не пытаюсь оправдывать Романа Полански за то, что он совершил когда-то в прошлом. Но самое ужасное в этой ситуации — наказание, которому его могут подвергнуть. Оклеветать и отправить в тюрьму на пожизненный срок.

— Не так давно в Ираке журналист кинул ботинком в Джорджа Буша. Скажите, в кого бы вы с радостью запустили свою обувь?

— В Билла Клинтона. Он разбомбил мою страну.

— Ваша группа The No Smoking Orchestra — это любимое детище или очередной творческий эксперимент?

— Это большой эксперимент, который длится на протяжении уже долгих лет. Он помогает выразить свое отношение через музыку ко всему, что происходит вокруг. Во всем мире.

— Там играет ваш сын Стрибор, которого вы снимали и в своем последнем фильме «Завет». Скажите, трудно ли работать с родственниками?

— Стереотип, что с родными трудно работать, верен. Но мой сын очень талантлив. Во многом, наверное, это заслуга его матери, от которой он и взял все гены таланта.

— В своих фильмах вы упоминаете бывшего лидера Югославии Тито. Что вы думаете о нем?

— Я ждал смерти Тито, потому что, когда был моложе, считал его диктатором. Но он — один из великих политиков. Тито оказывал влияние как на всю Югославию, так и на весь мир. Когда Берлинская стена была сломлена, наша стала никому не нужна. «Холодная война» уже давно закончилась, а мы так и не можем до сих пор понять, что происходит вокруг. Мы по-прежнему между двумя блоками.

— Маршал Тито уделял большое внимание кинематографу, и на времена его правления, наверное, приходился расцвет югославского кино. Что в вашем кино происходит сейчас?

— Тито, подобно Ленину, знал, что это лучшая пропаганда. В принципе то же самое сегодня происходит и в Голливуде, только в более изысканном виде. Конечно, лучшие югославские фильмы — это были те, которые снимались про Тито.

— Вы прекрасно понимаете вопросы на русском языке, но отвечаете на английском. Почему так происходит?

— А я не знал, что разговариваю по-русски. (Сказал Кустурица на чистейшем русском, доведя журналистов до обморока, и дальше продолжил на более привычном английском.) Моих знаний хватает только для общения в гостиницах и ресторанах.

— В своих фильмах вы часто показываете сны героев. А что вам снится?

— Мне со снами повезло по-сумасшедшему. То, что мне снилось, воплотилось в реальность. Поэтому я хочу, чтобы везло и моим героям.

— Вы дружите с Марадоной, сняли о нем фильм. Что вы думаете о Диего как о человеке и футболисте?

— Общение с Марадоной — это то, что ты никогда не забудешь. Это великий футболист, очень умный человек, многое повидал в своей жизни и много знает. Это не Бэкхем, который говорит только про пепси-колу, вечеринки и бабло. Марадона — это игрок, у которого есть талант, ум и образование. Мне было очень интересно с ним общаться и делать о нем кино.

— Какую музыку вы слушаете?

— Sex pistols, рок-н-ролл, Эрик Клэптон.

— Не так давно вы приняли православие. Удалось уже побывать в российских православных храмах?

— Это заблуждение, что я принял православие совсем недавно. Я не вдруг стал православным. Меня крестили сразу после рождения. Но в моей семье, как и во многих семьях с Балкан, есть две ветви — исламская и христианская. Так вот, я — христианин.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Эмир Кустурица — сербский кинорежиссер боснийского происхождения — родился 24 ноября 1954 года в Сараево, СФРЮ; отмечен наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах; известен как участник рок-группы The No Smoking Orchestra. Родители — непрактикующие мусульмане, но, по утверждениям самого Кустурицы, его дальние предки были православными сербами. В 2005 году Эмир Кустурица принял православие под именем Неманя.

Образование: факультет кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге.

Семья: жена Майя Кустурица, сын Стрибор и дочь Дуня.

Источник: kp.ru

Добавить комментарий