Советская цензура не пропустила «эротику» в «Неуловимых мстителях»

Советская цензура не пропустила «эротику» в «Неуловимых мстителях»
Бдительное око цензуры усмотрело «эротику» в одной из сцен, которую тщательно вынашивал оператор, желая сделать логичным «превращение» главной героини Ксанки из мальчика в девочку. «Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом», — вспоминает оператор Федор Добронравов.

Бдительное око цензуры усмотрело «эротику» в одной из сцен, которую тщательно вынашивал оператор, желая сделать логичным «превращение» главной героини Ксанки из мальчика в девочку. «Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом», — вспоминает оператор Федор Добронравов.

Советская цензура не пропустила «эротику» в «Неуловимых мстителях»

87-летний мастер советского кино снял также такие известные ленты, как «Горячий снег», «Попрыгунья», «Дерсу Узала» с Акиро Куросавой, за который был получен «Оскар». Он прошел рядовым всю Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина, с 1984 года живет в Нью-Йорке.

Бдительное око цензуры усмотрело «эротику» в одной из сцен, которую тщательно вынашивал оператор, желая сделать логичным «превращение» главной героини Ксанки из мальчика в девочку. По сценарию, сестра Даньки, которую сыграла Валя Курдюкова, вначале предстала в образе мальчишки.

«Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом. Валю долго уговаривали, объясняли, что ничего видно не будет — только силуэт. Она согласилась», — вспоминает известный оператор.

Ради фильма ей пришлось обрезать длинные волосы, на что Валю уговорить было также нелегко. «Я снимал на контровом свете в лучах заката, все было очень деликатно, трогательно, чисто, красиво. Однако цензура вырезала этот эпизод. “Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек”, — бесповоротно отрезали мне, когда я пытался отстоять эту сцену», — сказал Добронравов.

Фильм снимался в 1966 году, в то время как первые намеки на эротику пробились на советский экран лишь два десятилетия спустя.

Найти актрису на роль героини «неуловимых» было непросто. «Красивых ярких девочек в московских школах было полно. Но нам нужно было найти ту, которая действительно может остановить за крыло самолет», — вспоминает Добронравов.

Не найдя кандидатки в обычных школах, «мосфильмовцы» поехали по спортивным клубам, пока в «Локомотиве» им не приглянулась Валя Кудюкова, занимавшаяся многоборьем. На дежурный вопрос ко всем претенденткам, умеют ли они драться, Валя сдержанно ответила: «Да, могу».

«Когда она пришла, наконец, на “Мосфильм”, и ее подготовили для пробы, придав мальчишеский вид, я решился на неформальный эксперимент. Сказал одному пацаненку, а у нас их ошивалось немало, чтобы он вышиб из комнаты новичка, ткнув пальцем на переодетую мальчиком Валю. Сам стал к объективу и даже зажмурился. Но когда открыл глаза — в объективе была видна одна Валя, так как мальчишка валялся на полу. Как только он вскочил и бросился на нее, она уложила его второй раз. Она даже не сказала нам, что занималась дзюдо! Мы взяли ее без мосфильмовских проб, поняв, что это наша героиня», — сказал Добронравов.

Самым «неуловимым» должен был быть китаец. Кеосаян полностью преределал сценарий, сделанный по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Вместо Яшки-цыгана в первоначальной версии был китаец.

«Кеосаян поморщился: зачем нам нужен этот китаец, и сказал, что пусть будет цыган — это, мол, колорит, это песни и танцы. С цыганом-то мы и намучились больше всех», — вспоминает Добронравов.

По объявлению в городской газете на «Мосфильм» шли толпы подростков, все они пели «Очи черные» и танцевали «Цыганочку». Это были мальчишки самых разных кровей и даже один африканец, но никто из них не был цыганом.

Съемочная группа ездила по цыганским таборам, там говорили, что проблем с пацаненком, который танцует, поет и скачет верхом, нет: берите любого, но только вместе с табором. Взять на себя целый табор никто не рискнул. Шли месяцы, весь остальной состав главных героев был укоплектован — Виктор Косых на роль Даньки Щуся, Михаил Метелкин на роль Валерки Мещерякова, и Валя Курдюкова на роль Ксанки.

«Мы стали продвигать идею смены национальности, предлагая заменить цыгана на грузина: тоже песни, танцы и колорит. Но Кеосаян был очень упрямым человеком и не шел ни на какие компромиссы», — сказал Добронравов.

Настоящие цыгане появились лишь однажды — двое мальчишек попали на тщательно охраняемую киностудию через никому не известную дырку в заборе и были задержаны охраной. Они сказали, что пришли по объявлению «неуловимых».

«Подросток 15-ти лет был с гитарой и пел, а младший, лет шести, забавно танцевал. Они показали нам обрывок газеты с объявлением, найденный на железнодорожных путях. В Москву они приехали безбилетниками, прячась под лавками. Это были настоящие цыгане», — вспоминает Добронравов, как нашли Васю Васильева.

Он не слишком вписывался в придуманный образ — длинноватый нос и в придачу лысый, что было и замечено вслух. Тем не менее оператор повел братьев длинными мосфильмовскими коридорами на пробу, а когда пришли в студию, увидели, что старший пропал.

«Когда Вася пришел — мы просто обомлели: он был с длинными закрученными локонами. Оказалось, что по пути он заскочил в соседний павильон, где снимали “Ромео и Джульетту”, и украл парик Ромео. После этого он нам понравился окончательно», — рассказал Добронравов.

В кинолентах «Неуловимые мстители» и «Новые приключения неуловимых», снятых тем же творческим составом, впервые в советском кино было проделано множество головокружительных трюков, большинство из которых актеры исполняли сами.

К слову, для съемок боевика, получившего название «истерн», по заказу Добронравова сконструировали специальный автомобиль с передней подвеской, на которой держался оператор во время съемкок сцен погони. Авто было подсмотрено в голливудских журналах.

А самый опасный и захватывающий дух трюк -прыжок Яшки-цыгана в море с 50-метровой скалы сделал совершенно случайный парень.

«Вася Васильев забрался на скалу, но мы потом его оттуда снимали. Я тоже забрался-просто кровь леденит. Трюк исполнил местный парень, имени которого я даже не вспомню. Он прыгал со скалы для развлечения туристов за мелочь. Мы заплатили ему 25 рублей, согласно тогдашним расценкам», — вспоминает Добронравов.

Уже позже, в нью-йоркской эмиграции на Брайтон-бич случайный прохожий узнал оператора и сказал, что отчаянный прыгун со скалы умер в молодом возрасте.

В «маленьких» ролях «Неуловимых» предстала плеяда великих актеров — Инна Чурикова , Глеб Стриженов, Лев Копелян, Сергей Филиппов, Эммануил Геллер, Савелий Крамаров, Леонид Куравлев .

«Работали мы с упоением — наши актеры были гениями импровизации, а участие комиков вносило смех и в нашу закадровую жизнь. Но торговали-веселились, подсчитали-прослезились. Уже после съемок выяснилось, что мы перерасходовали утвержденный на “Мосфильме” лимит пленки, и из меня высчитали почти треть заработанных денег, на которые в сумме нельзя было даже купить советский автомобиль», — вспоминает оператор.

По сценарию Борис Сичкин, сыгравший Бубу Касторского, должен был появиться в кадре лишь один раз с объявлением номера. Но Сичкин начал импровизировать и в итоге превратился в одного из самых любимых публикой персонажей.

«Сичкин так и не вышел из роли. И здесь, на Брайтоне, он был Касторским, его все звали Бубой, обожали, он был нарасхват, каждый вечер на эстраде. Он умер внезапно, упал в коридоре своей квартиры, возвращаясь с очередного конферанса, где как всегда шутил и смеялся целый вечер», — сказал Добронравов.

Источник: ria.ru

Добавить комментарий