Московские власти задумались о публичных пространствах для горожан

Московские власти задумались о публичных пространствах для горожан
Взрослые мужчины, выпивающие на детской площадке — симптом не только низкой культуры, но и отсутствия мест для общения в городе

Столице как воздух нужны общественные городские пространства. Взрослые мужчины, выпивающие на детской площадке, — симптом не только низкой культуры населения, но и простого отсутствия мест, где люди могут собраться и пообщаться вне дома.

Взрослые мужчины, выпивающие на детской площадке — симптом не только низкой культуры, но и отсутствия мест для общения в городе

Столице как воздух нужны общественные городские пространства. Взрослые мужчины, выпивающие на детской площадке, — симптом не только низкой культуры населения, но и простого отсутствия мест, где люди могут собраться и пообщаться вне дома.

Московские власти задумались о публичных пространствах для горожан

Любые общественные пространства, даже самые чудовищные по стилю и оформлению, мгновенно заполняются народом и становятся популярными — такова их нехватка в Москве. Примером тому может служить Охотный ряд — площадь крайне неудобно и нелогично спроектированная.

Людям нужны места, где можно встречаться, отдыхать, гулять, заниматься спортом и играть с детьми. Такие объекты, собственно, и делают город городом, а не скоплением домов.

Как выяснилось, для создания подобных центров общественной жизни нужны не столько средства, сколько воля муниципальных властей и интерес горожан.

Идти на «Стрелку»

В Москве все началось с института «Стрелка» на Берсеневской набережной, на территории которого бюро Wowhaus сделало простыми средствами и при помощи простых материалов открытое публичное пространство, куда можно было приходить просто так, всем желающим, и где все время происходило что-то интересное.

Небольшой деревянный амфитеатр и площадка перед ним оказались невероятно востребованными, и место сразу стало очень популярным в столице.
Следующим шагом стала программа правительства Москвы по реконструкции 14 городских парков. Первым стал парк Горького, который был преобразован при помощи того же бюро Wowhaus.

Входные павильоны катка, кафе и деревянный пешеходный мост моментально привлекли в парк тысячи горожан, соскучившихся по цивилизованной и дружелюбной к пешеходу среде. За ним последовало обновление парка «Сокольники», где тоже не обошлось без участия Wowhaus, и других.

Примечательно, что для работы стали привлекать модные и молодые архитектурные бюро. Например, реконструкцию объектов в Перовском парке на востоке Москвы сделали в столичном архитектурном бюро «Практика»: на старых фундаментах летней сцены и бильярдной выстроили новую сцену и павильон для занятий с детьми.

Территория комфорта

Оказалось, что для первичной реорганизации пространства нужны не такие уж большие деньги. Чтобы место снова стало популярным, достаточно вычистить газоны и обновить скамейки, заменить сомнительные пивные на уютные кафе, куда не страшно прийти с детьми, и сменить музыкальное сопровождение.

Евгений Асс, рассказывая о своем проекте реконструкции парка «Музеон», называет и некоторые общие закономерности, важные для создания публичных пространств.

Во-первых, логичные и удобные входы и выходы, дорожки которые ведут из конкретной точки в другую, не менее привлекательную, не просто создают сетку на площадке.

Во-вторых, отсутствие забора, который, даже будучи небольшим и прозрачным, даже при открытых воротах, все равно создает визуальную, а главное, психологическую преграду для посетителей. Отсутствие автотранспорта, упорядочение уличной торговли — все это тоже ведет к тому, чтобы людям в городе или хотя бы в отдельных его зонах было комфортно. Именно это имел в виду новый главный архитектор города Сергей Кузнецов, когда говорил о первостепенных задачах.

Логичным развитием темы комфортной городской среды стало создание в центре столицы новых пешеходных зон. Прямо перед новым, 2013 годом открылась первая из нескольких запланированных — продолжение Камергерского переулка до Кузнецкого моста, там расставлены скамейки, высажены деревья в кадках.

В этом году планируется открыть еще несколько — в районе Никольской улицы, на Сретенке, в районе Тверской и в других популярных местах московских прогулок. И даже на юго-западе на Гарибальди и улице Дмитрия Ульянова будут прогулочные зоны. Для этих зон будет разработана единая схема информационных стендов и навигации, а также подсветка.

Серьезные шаги сделаны и в отношении велосипедистов. Разрабатываются безопасные велосипедные маршруты, один из которых пройдет от парка Фили до самого центра, намечено строительство велопарковок и пунктов проката. Кроме того, планируется благоустройство и более активное использование набережных, в первую очередь в районе ЦДХ, парка Горького и Воробьевых гор.
Изменения происходят и на микроуровне, в масштабе отдельных дворов, площадей, деловых центров. Открылась для свободного прохода территория квартала «Фабрики Станиславского», чей ландшафтный дизайн в духе английского злакового сада выполнен в британском бюро John McAslan + Partners. Возобновились попытки проекта UrbanUrban реконструировать один из московских дворов, так чтобы он стал красивым и многофункциональным и отвечал пожеланиям жителей.

А еще в Москве появился партизанинг — анонимное движение по улучшению городской среды. Его участники, например, выпустили собственную карту метрополитена (на их взгляд, более удобную, привязанную к городскому ландшафту), борются с неправильно припаркованными машинами, ставят скамейки в парках и проч.

Возникают все новые и новые проекты, связанные с освоением городской среды. Это, например, идея плавучих музеев на дебаркадерах вдоль набережных Москвы-реки. Аналогичные выставочные площадки успешно работают в Лондоне и Нью-Йорке. Иметь свой дебаркадер уже изъявили желание несколько московских музеев: ГМИИ им. Пушкина мог бы показывать там копии античных скульптур, а Мультимедиа Арт Центр — видеоинсталляции.

Помимо этого существует остроумный проект часов-телемостов художника Максима Ксуты, соединяющих Москву при помощи web-камер с различными точками европейских городов. А архитектор Антон Кочуркин предложил превратить автобусные остановки в насыпные зеленые оазисы, буквально островки «дикой» природы.

Есть масштабный проект по превращению района набережной Яузы в арт-квартал, включающий в себя не только уже состоявшиеся объекты вроде «Винзавода» и центра дизайна ArtPlay, но и жилую застройку и новые территории.

Будет тепло!

Но ситуацию довольно серьезно осложняет наш суровый климат. В межсезонье, когда уже холодно, но еще не наступило время традиционных зимних развлечений, остро стоит проблема куда пойти, если это не кино или кафе. Нужны не только открытые пространства, но и теплые площадки.

Поэтому снова возник интерес к такой забытой типологии, как рабочие клубы. По сути, тема переживает второе рождение, и в этой связи нельзя не упомянуть ДК ЗИЛ, который стал одной из наиболее масштабных и образцовых площадок для проведения самых разных мероприятий, от детских спектаклей до фестивалей манга, перфомансов и шахматных состязаний.

По принципу ДК ЗИЛ планируется развивать клубы в разных районах города, которые стали бы центром притяжения культурной жизни. Более того, существовал даже проект разработки типового ДК, который можно было бы тиражировать в регионах. Отсюда же популярность так называемых антикафе, или «третьих мест», где можно за небольшие деньги (1-2 рубля в минуту) просто проводить время в компании или одному — пить чай, читать книги, работать с ноутбуком, играть в настольные игры. За год таких площадок открылось около десятка.

Иные вкусы

Все больше востребованы городские проекты и в регионах. Популярны временные конструкции, уличные фестивали, например фестивальный проект Бориса Бернаскони для Новой Голландии из транспортных контейнеров, оборудованных под мини-офисы, экспозиционные пространства и магазинчики. Бернаскони называет это быстрой урбанизацией, когда при помощи простых и недорогих средств создается новая городская среда. Этот прием был использован дважды, второй раз в Перми.

С Пермью связана еще одна история по улучшению городского пространства: проект Евгения Асса для главной площади предусматривал сооружение длинной деревянной стены, которая стала бы основой для благоустройства, театральных представлений, фестивалей и проч. Проект был встречен критически и так и не был реализован в задуманном варианте: стену заменили длинной скамьей. А в северном Архангельске архитекторы «ПТАМ Виссарионова» предложили вариант прогулочной зоны над подземной парковкой — с озеленением и компактными стеклянными павильонами.

Если эстетские проекты московских архитекторов часто не доходят до этапа реализации или же реализуются не в том виде, как были задуманы, то начинания более традиционных форматов (реконструкция улиц) успешно претворяются в жизнь.

Например, спорный с точки зрения сохранения исторического наследия проект восстановления квартала 130 в Иркутске («Иркутская слобода») быстро стал любимым местом отдыха горожан.

Проект представляет собой старинную городскую улицу с приведенными в порядок деревянными домами. Это не реставрация в строгом смысле слова, дома поставлены на массивные цокольные этажи из бетона, где разместились магазины и кафе. Но именно точки торговли и общепита позволили сделать проект коммерчески интересным.

Большинство идей, изложенных в данной статье, существуют на уровне концепций, но их возрастающее из года в год количество, равно как и общий тренд на гуманизацию общественных пространств города, вселяет надежду, что хотя бы часть из этих планов будет реализована.

«Эта публикация основана на статье “Город для людей” из приложения “Как потратить” газеты “Ведомости” от 01.04.2013, №55 (3317).»

Источник: vedomosti.ru

Добавить комментарий