Блатная песня и ее производные

Блатная песня и ее производные
Блатная песня — песня (первоначально фольклорного происхождения), которая поэтизирует и утверждает ценности, нравы, стандарты поведения уголовного мира. Понятие «блатная песня» возникло в начале XX в., затем, не позднее 40-50-ых годов XIX века, выделилось из обширного пласта «каторжных, разбойных» песен в самостоятельный жанр.
Ф.М. Достоевский, в 1851-1854 годах пребывавший в каторжной тюрьме Омска, Блатная песня и ее производные

Блатная песня — песня (первоначально фольклорного происхождения), которая поэтизирует и утверждает ценности, нравы, стандарты поведения уголовного мира. Понятие «блатная песня» возникло в начале XX в., затем, не позднее 40-50-ых годов XIX века, выделилось из обширного пласта «каторжных, разбойных» песен в самостоятельный жанр.

Ф.М. Достоевский, в 1851-1854 годах пребывавший в каторжной тюрьме Омска, в «Записках из Мертвого дома» собственного написания, цитируя разные жанровые образцы блатной песни, характеризует их как «слишком известные» или «известные» в уголовной среде.

На волне принявшего к тому времени невероятные обороты обострённого интереса к обществу «изгнанников», обществу «бывших людей», в начале XX века блатная песня проникла на эстраду. Люди того общества, старанием отечественной литературы и публицистики, показывались или как жертвы неправедного социального устройства, или как своеобразные и колоритные выразители слепого опротестования против придержавших власть. Как выразители бунтарского духа; ставшие с незапамятных времён одним из любимых шаблонов романтической литературы, «благородные разбойники». Бульварный пресс и детективные истории были наводнены обитателями тюряг, ночлежек; ворами и проститутками, палачами и скитальцами.

Всем им в разное время непременно уделяли сострадательное внимание такие известные публицисты и писатели, как В. Гиляровский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн и другие. Можно отметить ранние рассказы М. Горького, имеющие коренным образом исключительное значение, особенно успех пьесы «На дне», 1902 года, в котором на сцене Московского Художественного театра песня тюремной тематики «Солнце всходит и заходит» чуть ли не впервые прозвучала публично.

Эстрада, где в моду вошёл босяцкий или так называемый «рваный» жанр, не осталась в сторонке. В амплуа «босяков» в 90-ые годы на эстрадах выступало большое количество квартетов, дуэтов, исполнителей «одесских», «жанровых» и т.п. песен и сценок сатирической и комической направленности.

В «рваном» жанре наиболее известны были Ю. Убейко, С. Сармотов, С. Ершов. С безотрадными «песнями улицы» в том же стиле успешно выступал А. Загорская и другие певицы, использующие сценические псевдонимы Тины Карениной, Катюши Масловой, Ариадны Горькой.

Несущий элементы социального опротестования, жанр «песен неволи, ссылки и каторги» в те же времена претендовал на более серьёзное к себе отношение.

Ансамбль, созданный композитором В. Гартевельдом, впервые выступивший на публике в Москве в 1908 году сыграл особое значение в пропаганде этого жанра.

Большое количество вокальных дуэтов и квартетов, эстрадных певиц специализировались в исполнении тюремных песен театрализовано, но со временем блатная песня, её откровенность и «жестокий» романс вытесняли социальную тематику в их репертуаре.

Собственную лепту в поэтизацию уголовных нравов на эстраде внесли тогда же вошедшие в моду необычные «танцы апашей».

Во времена нэпа и гражданской войны блатная песня получила на эстраде широчайшее распространение. Громкие «подвиги» Пантелеева, Япончика, деяния множества других уголовников, разгул государственного и криминального бандитизма и преступности. Всё это наводило ужас на простого жителя нашей страны тех времён. К этому ко всему в придачу добавим неустойчивость жизни, беспризорность, сделавшие невероятно актуальными угарную атмосферу ресторанов, различных литейных заведений, в тоже время бывших зачастую и воровскими притонами. Вышеперечисленное создавало крайне благоприятную обстановку для расцвета блатного фольклора, так же и для создания образа успешного залихватского вора, «знатного человека», умеющего не только «живописно» и с весельем убивать и воровать, «отрываться от легавых», но и ко всему этому «живописно» любить и страдать.

Добавить комментарий