Гости в студии «Голоса России»:
Евгения Терентьева — основатель и президент русско-британской музыкальной академии «Музыка Нова»;
Антон Солодченко — юный музыкант и композитор, ученик музыкальной академии «Музыка Нова»;
Марина Солодченко — мать юного музыканта Антона Солодченко.
Интервью ведет Надежда Ширинская.
Гости в студии «Голоса России»:
Евгения Терентьева — основатель и президент русско-британской музыкальной академии «Музыка Нова»;
Антон Солодченко — юный музыкант и композитор, ученик музыкальной академии «Музыка Нова»;
Марина Солодченко — мать юного музыканта Антона Солодченко.
Интервью ведет Надежда Ширинская.
Ширинская: Наш гость приехал к нам из Лондона. Это Евгения Терентьева, основатель и директор русско-британской музыкальной академии «Музыка Нова», прекрасный музыкант. Мы будем говорить о ее академии, о ней самой как о музыканте и о наших людях в Лондоне. Вы человек творческий и, наверное, воспринимаете присутствие русскоязычной диаспоры в Лондоне как-то по-своему. На ваш взгляд, какие сегодня русские люди в Лондоне?
Терентьева: Я очень люблю и ценю Россию, поскольку я сама родилась в Петербурге и, естественно, стараюсь всячески поддерживать контакты. Академия «Музыка Нова» вот уже 12 лет плодотворно вносит свой вклад именно в развитие русскоязычной диаспоры. У нас примерно 90 процентов русскоязычных детей и взрослых, которые у нас занимаются, потому что наша академия готовит вплоть до мастера.
Очень большая русскоязычная диаспора, и русская культура ценится в Англии. Конечно, благодаря русской музыке и тому, что мы преподаем (а мы являемся единственной профилирующей организацией, которая представляет профессиональное музыкальное образование), мы вносим свой вклад и достойно, надеюсь, представляем русскую культуру и русскоязычную диаспору в Лондоне.
Ширинская: С чего все началось? Как появилась ваша академия? Вы приехали в совершенно чужую страну, надо было как-то все это сделать.
Терентьева: Я получила стипендию «Королевская награда», которая мне позволила стажироваться в аспирантуре. Я проучилась три года, выиграла международные конкурсы и в конечном итоге осела, вышла замуж и потом очень много выступала. А дальше я почувствовала, что мне хотелось бы не только вкладывать в себя, но и помочь юным дарованиям, которые приезжают из России.
Таким образом родилась идея создать вначале Международное концертное агентство. Были очень интересные проекты, на базе этого потом была основана Русская музыкальная студия, потом Русская музыкальная школа. Мы росли, и сейчас мы выросли в академию, мы находимся в центральном Лондоне, неоднократно выступали перед королевской семьей, у нас интересные концерты, проекты. В частности, мы сейчас приехали в Москву по приглашению Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, за что очень благодарны.
Ширинская: Давайте вернемся к вашей академии. Вы существуете 12 лет. Вы учите детей от трех лет и взрослых, выпускаете уже абсолютно зрелых музыкантов, многие из них становятся лауреатами международных конкурсов. Насколько в Лондоне ваша музыкальная академия на счету?
Терентьева: Недавно в качестве руководящего работника, президента этой академии я была приглашена на парламентские дебаты по музыкальному образованию. Сейчас обсуждается музыкальное образование, каким будет музыкант будущего, это очень интересная тема. Непосредственно эти дебаты проходили в Вестминстерском дворце, и для академии это тоже было историческое, эпохальное событие, поскольку собрался эксклюзив, топ-менеджеры, ректора консерваторий, директора с музыкальным образованием, связанные и с музыкой в целом.
Ширинская: Какой была тема вашего доклада?
Терентьева: Мне дали слово, для меня это было очень волнительно, потому что я поняла, что там, куда я попала, я не только буду озвучивать свою позицию по поводу музыкального образования, но еще я буду представлять Россию, российскую культуру. Поскольку я закончила консерваторию в Петербурге, у меня тройное образование — фортепьяно, композиция, вокал, аспирантура, а в Лондоне мне есть что предложить просто исходя из своего опыта.
Мне очень понравилась тема «Музыкант будущего», потому что, мне кажется, мы подошли к тому рубежу, когда все-таки нужно задаться вопросом: а для чего, собственно, дети изучают музыку? Что такое музыка, и как ее изучать на самом деле, потому что музыка раскрывает человека. Именно классическая музыка способна достучаться до самого донышка нашей души и развить, показать эту душу. И не нужно пугаться себя проявить и эмоционально раскрыться, эмоционально прочувствовать комплекс того, как нужно преподавать музыку и готовить музыкального профессионала будущего.
Я говорила, что музыкальное образование должно начинаться с самого раннего возраста, о том, что должно включаться в него. Конечно, я была согласна с британской стороной, что уже сейчас, в наш век, музыканты должны быть универсалами, то есть они должны не только заниматься тем, чем они занимаются, но еще и знать контракты, как работают агенты и так далее.
Ширинская: Мы подошли к очень важной теме. Евгения — многоликий музыкант, исполнитель, вокалистка, композитор, лауреат многих конкурсов. Она выступала на очень многих фестивалях, концертах в Европе, в России. И преподавательская деятельность — это тоже очень серьезно.
Недавно у меня было интервью с нашим соотечественником, музыкантом, который живет в Португалии. Мы с ним говорили о музыке, о преподавании. Он сказал, что в Европе, если музыкант не учился в России или не занимался с российским педагогом, то это не тот уровень. Когда есть русская школа, это сразу чувствуется, моментально. Вы согласны с этим?
Терентьева: Безусловно.
Ширинская: Как это отражается в преподавании? Вы живете в другой стране, и, вероятно, там тоже есть свои особенности, которые вы обязаны соблюдать.
Терентьева: Безусловно, мы идем в контексте национальной музыкальной системы Великобритании, мы готовим на дипломы, которые признаются и в Европе, и непосредственно в Британии. Большая часть нашего профессорского, преподавательского состава — это профессионалы, которые закончили консерваторию в России. И, естественно, обучение идет и на русском, и на английском. Дело в том, что есть эти общепринятые требования, но ведь важно непосредственно как ты учишь. Существует определенный свод требований, но то, как ты наполняешь это, как ты готовишь, что ты лично как педагог передаешь ученику, очень важно.
У вокалисток, к примеру, существуют определенные музыкальные династии, это опыт и упражнения, которые передаются от педагога к ученику. Ученик становится педагогом, он передает дальше. Это определенные секреты звукоизвлечения, фразировки, отношения к музыке, отношения к тому, что ты исполняешь. Это выстраивание образности, определенной истории или как бы съемка фильма, который ты представляешь, пытаешься передать звуками. И, конечно, российские музыканты артистически и эмоционально всегда славились.
Ширинская: Кроме того, что вы учите детей, я знаю, что ваша академия ежегодно осуществляет какие-то разнообразные проекты. Не могли вы назвать хотя бы некоторые из них?
Терентьева: Во-первых, у нас идут постоянные концерты в контексте нашей академии, потому что это является частью образовательного процесса. В мае мы проводим международный фестиваль, мы соорганизаторы именно по музыкальной части Международного фестиваля GB Dance & Music Festival 2012, который проходит в Лондоне. Я являюсь членом жюри нескольких международных конкурсов, еще сейчас готовимся поехать в июне в Болгарию, там тоже будет конкурс. С сентября планируются очень интересные проекты в содружестве с различными российскими организациями, Россотрудничеством. Так что обязательно будем вас информировать.
Ширинская: Студенты, которые обучаются в русско-британской академии «Музыка Нова», очень часто выступают и в больших праздничных мероприятиях, которые устраивают наши соотечественники в Лондоне. Это было и на 9 Мая, и специальный концерт в прошлом году на 50-летие Юрия Гагарина. Это все говорит о том, что вы — молодец, поддерживаете в наших детях в Лондоне русские традиции. Что вообще делается в этом плане?
Терентьева: Мы сейчас планируем курс музыкальной литературы и истории на русском языке для детей более взрослого возраста. Мы хотели бы, чтобы наши ребята не забывали русский язык, чтобы они приобщались к русской культуре, русской музыкальной культуре, чтобы они не забывали о русских композиторах и наших русских корнях.
Недавно, где-то полтора года назад, мы делали опрос «Насколько хорошо ты знаешь русскую музыку?». И одна из наших студенток написала, что у нее есть любимый композитор, но никто не знает его имя, имя этого композитора — Чайковский. У нее папа ирландец, а мама русская.
Ширинская: Я надеюсь, что эти ваши занятия дадут очень много детям, потому что надо знать и свои корни, и свою историю. И если вы растите музыкантов, они, конечно, должны знать богатую музыкальную культуру России, которой можно гордиться, где бы ты ни жил и где бы ни находился.
А сейчас у нас волшебным образом студия пополнилась, появились новые гости. Это юный музыкант и композитор Антон Солодченко и его мама Марина.
Женя, я прошу вас рассказать, почему в таком составе вы приехали из Лондона в Москву? Какова цель вашего визита?
Терентьева: Мы приехали с концертными выступлениями по приглашению Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Ширинская: Этот фонд существует уже 18 лет и осуществляет массу интересных инициатив на территории России и многих стран мира. За это время тысячи детей получили помощь от этого фонда. Я могу говорить очень много о той деятельности, которую осуществляет этот фонд в отношении юных музыкантов, художников, и вообще, творческих детей, как он им помогает. В разных случаях это бывают дети и больные, и малоимущие. Чтобы это творчество все-таки не затерялось в этом мире, фонд Спивакова помогает детям во всем мире.
Самым главным событием года для фонда Спивакова является фестиваль, который проходит в Москве и называется «Москва встречает друзей». Проходит он каждый год. И наш гость Антон Солодченко приехал в Москву выступать именно в рамках этого фестиваля. А теперь я прошу Евгению немного рассказать нам о своем ученике.
Терентьева: Всегда очень тяжело говорить о своем ученике, который, с одной стороны, безумно талантлив, обладает даром сочинять музыку, слышать музыкальный мир. Потому что я педагог очень строгий и на уроках стараюсь держаться строго. Потому что чем талантливее ученик, тем больше он требует вложения. И всегда хочется, чтобы он рос и поднимался с уровня на уровень, по лесенке шел вверх. Он сочинил уже достаточно много произведений. Он замечательный пианист, он растет, развивается. Выступал в ряде международных музыкальных конкурсов. Является лауреатом международных конкурсов, фортепиано, в том числе и в Болгарии, и в Лондоне, которые проходили в 2011 году. И надеюсь, что, естественно, на достигнутом мы не остановимся и будем идти вперед.
Ширинская: Я хочу сказать, что Антону 12 лет. Это не какой-то уже взрослый студент. Почему именно он приехал на фестиваль фонда Спивакова?
Терентьева: Мы получили приглашение от фонда. В 2001 году я также ездила и представляла одну из своих учениц. Меня поразил высочайший уровень ребят, которые выступали, их самоотдача. Я действительно была поражена. Это впечатление со мной осталось, и я думаю, останется на всю жизнь. Для нас огромная честь, что нас вновь пригласили. Естественно, мы прошли отбор, нас прослушали заочно. Мы выслали записи и так далее. И очень рады, что мы приехали в Москву.
Ширинская: Антон, скажи, пожалуйста, когда тебе впервые в жизни стали интересны ноты, музыка, ты помнишь?
А. Солодченко: Да. Когда я еще был очень маленький, мама постоянно ставила музыку, под которую я танцевал. Потом я впервые увидел пианино и подошел к нему, и тут же у меня стала получаться мелодия. Поэтому мама решила, что меня надо записать в музыкальную школу. И в 5 лет я пошел в школу музыки.
Ширинская: Марина, это было уже в Лондоне?
М. Солодченко: Мы начинали в Алма-Ате при Алма-Атинской консерватории. Очень благодарны Жене Абакировой, которая пригласила нас после прослушивания, увидев талант ребенка. Она взяла его в первый класс в 5 лет — это небывало. В принципе за два года он закончил четыре года музыкальной школы. И когда мы переехали в Москву, он продолжил обучение. Надо сказать, что Антон стал развиваться сразу в двух направлениях в Алма-Ате. По джазу и по классике.
А. Солодченко: Да, когда я играл Баха, я ему постоянно приписывал всякие джазовые концовки. Сначала учителя думали, что это нехорошо, что я баловался. Но потом они решили, что меня надо отдать и на джазовый факультет.
М. Солодченко: В 9 лет в нем разглядели талант джазового композитора. И мы пошли в джазовую школу Тагира Зарипова, очень популярную алматинскую джазовую школу, и здесь влились в ряды музыкантов оркестра, которые и передают знания, и тут же позволяют на концертных площадках выступать ученикам. И также учились здесь по классу 6-й музыкальной школы.
Ширинская: А потом попали в Лондон?
М. Солодченко: А потом по семейным обстоятельствам мы попали в Лондон, но получилось так, что по возрасту Антона не взяли в музыкальные академии Лондона, сказали, мол, ждите 14 лет. То есть наш возраст соответствовал их 14-летнему развитию, а нам было только 10 лет. И, слава Богу, мы нашли академию Евгении Терентьевой «Музыка Нова». Очень благодарны, что русская школа, русское образование на стыке с английским существует в Англии. Когда мы жили в Москве, мы не могли ее найти, то есть не представляли, куда мы едем, как там все будет. И, слава Богу, мы встретились.
Ширинская: Скажи, Антон, ты много выступал? Где ты выступал, и какой концерт для тебя был самым запоминающимся?
А. Солодченко: Выступал я очень часто. Но я начинал с того, что просто играл на концертах в своей музыкальной школе. Там обычно на переменке можно было подойти, что-то побренчать на пианино. А потом, когда я уже развился, то начал выступать в более больших залах. А когда я переехал в Лондон, и там академия «Музыка Нова» очень хорошо меня продвинула вперед. И самый запоминающийся мой концерт пока что — конкурс «Радуга звезд» в Болгарии в 2010 году.
Ширинская: У тебя два приоритета — это джаз и классика. А внутри тебя к чему больше тянет?
А. Солодченко: Конечно, к джазу.
Ширинская: А почему — конечно? Это же совсем не обязательно.
А. Солодченко: Потому что в джазе себя чувствуешь свободным. В классике, если одной нотой ошибешься, то уже все не то. А в джазе можно что-то сымпровизировать.
Ширинская: Вы приехали сюда в рамках фестиваля фонда Владимира Спивакова. Где будут проходить концерты?
М. Солодченко: Концерт будет проходить в зале Международного дома музыки.
Ширинская: Каков твой репертуар в Москве, Антон?
А. Солодченко: Я играю одно классическое произведение и одно свое произведение.
Ширинская: Как называется произведение, которое ты будешь исполнять?
А. Солодченко: «За гранью реальности».
Ширинская: Почему?
А. Солодченко: Я сочинял очень много произведений, но они были недосочинены, а потому я их решил все совместить в одно. И там очень много разных тем, разных ладов. И название «За гранью реальности» очень подходит к фестивалю. На фестивале тоже есть разные темы.
Ширинская: Что тебе нравится в Москве, и чего ты ждешь от встречи с публикой, которая будет тебя слушать?
А. Солодченко: В Москве мне нравится то, что улицы стали гораздо чище, чем когда я здесь был в прошлый раз. А что я ожидаю от публики — не знаю, наверное, аплодисментов.
Ширинская: Ждешь бурных аплодисментов и криков «браво»?
А. Солодченко: Я сильных оваций не жду.
Ширинская: Почему?
М. Солодченко: Он реально смотрит на вещи.
А. Солодченко: Потому что это еще не такое произведение, которое запомнишь на всю жизнь.
Ширинская: Я хочу пожелать, Антон, чтобы не только концерты в Москве, но и дальше твоя творческая жизнь складывалась удачно, плодотворно, интересно, чтобы ты играл, сочинял.
Я еще хотела сказать спасибо, что выделаете такое большое серьезное дело там, в Лондоне. Вы собираете вокруг себя детей наших соотечественников и не только. Мы не говорили о том, что там учатся и чисто лондонцы, что вы несете русскую культуру в другой стране и дарите ее нашим детишкам. И за это, конечно, вам большое спасибо.
Терентьева: Спасибо огромное. Пользуясь возможностью, мы принесли почетную грамоту. Она адресована вашей замечательной передаче. Мы вас очень уважаем. Мы без вас просто не можем там, в Лондоне. Программа очень интересная. Действительно, мы вас очень любим. «Почетная грамота за выдающийся вклад в развитие культурных и дружественных связей между Россией и Великобританией присуждается ведущей программы „Наши люди“ Надежде Ширинской, „Голос России“. За подписью и печатью.
Ширинская: Спасибо большое. Я очень тронута. Это очень приятно, поскольку в свою работу я на самом деле вкладываю и душу, и сердце. И когда бывают слова благодарности, это очень хорошо.
Источник: rus.ruvr.ru