Любимцы Дюка и причуды Дюка

Любимцы Дюка и причуды Дюка
Два ведущих саксофониста оркестра Дюка Эллингтона: Пол Гонзальвес и Джонни Ходжес родились в июле. Обойти их стороной не удастся. Пол Гонзальвес родился 12 июля 1920 года в Броктоне, Массачусетс, а Джонни Корнелиус Ходжес в том же Массачусетсе 25 июля 1906 года. Первый был тенор-саксофнистом, второй — альт-саксофонистом. Без них оркестр Дюка звучал бы на порядок ниже.
Два ведущих саксофониста оркестра Дюка Эллингтона: Пол Гонзальвес и Джонни Ходжес родились в июле. Обойти их стороной не удастся. Пол Гонзальвес родился 12 июля 1920 года в Броктоне, Массачусетс, а Джонни Корнелиус Ходжес в том же Массачусетсе 25 июля 1906 года. Первый был тенор-саксофнистом, второй — альт-саксофонистом. Без них оркестр Дюка звучал бы на порядок ниже.
Любимцы Дюка и причуды Дюка

Совершенно не важно на чем и где вы нас слушаете. Главное — это клуб «Времени Джаза», который собирается в пространстве от самой России до ближнего и дальнего зарубежья, Австралии, Аргентины. США, Израиля, западной Европы и даже южной Кореи, каждую неделю не всегда по московскому времени и очень часто просто на нашем сайте www.svoboda.org. Welcome! У микрофона в Париже — Дмитрий Савицкий.

1. Ellington & Johnny Hodges — The St. Louis Blues — 5:45 (Duke Ellington & Johnny Hodges — Back to Back — VERVE)

ДС: — «The St. Louis Blues» — W. C. Handy. Харри Эдисон — труба; Джонни Ходжес — альт-саксофон; Дюк Эллингтон — рояль; Лесли Спан — гитара; Сэм Джоунс — контрабас и Джо Джоунс — ударные. 20 февраля 59 года, Нью-Йорк. Продюсер Нормэн Гранц провел этот сеанс звукозаписи для своей элитной фирмы «VERVE».
Дюк Эллингтон записал две пластинки, два дуэта с Джонни Ходжесом: «Back to Back» и «Side by Side», что, в общем-то, одно и тоже: «Спина к спине» или же «Бок о бок». Это говорит лишь об одном — о близости Дюка и «Кролика», как все звали Ходжеса. Я не усмотрел на его фотографиях никакой патологии вытянутых ушей. Оказывается, коллеги прозвали его Кроликом, потому что он был помешен на салатах и помидорах. В жизни я не видел кролика, впившегося в помидор…
Кстати, Кролик не умел читать с листа! И часто уходил в кулисы, если память ему ничего не подсовывала. Звуковой провал — и никаких зарослей салата на сцене!

1. Paul Gonsalves — I Surrender Dear — 4:28 (Paul Gonsalves — Gettin\’ Together! — Jazzland Records)

ДС: «I Surrender Dear» — « Сдаюсь, дорогая…» Харри Барриса, песня-стандарт 31 года. Второй любимчик Эллингтона — Пол Гонзальвес, тенор-саксофон и лидер; Нат Эддерли — корнет-а-пистон; Уинтон Келли — рояль; Сэм Джоунс — из предыдущей пьески — контрабас и Джимми Кобб — ударные. 20 декабря 1960 года. Джо Тарантино провел ремастеринг 17 лет спустя.

Дюк не дирижировал оркестром, носясь в белом фраке по сцене. Не делал он этого и сидя за роялем. Он играл на своем оркестре, как на гигантском органе. Он не был гением фортепьяно, как Эрл Хайнс, Джон Льюис или Телониус Монк. Но он был гением оркестровых волн, мыслей, пульсаций, мелодий.
Наш постоянный комментатор Шура Аляковский, совсем по другому поводу (еврейские иммигранты из Литвы, Карновские, помогавшие семилетнему Армстронгу выжить — Сатчмо, к удивлению многих, всю жизнь носил могендовид) пробудил во мне мысль о том, о чем я и сам так часто себе напоминал: рассказы про историю джаза требуют повторения. Пора рассказать снова о Дюке то, что было рассказано в конце девяностых. Спасибо, Шура!
Вы слушаете нас на коротких частотах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3 и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в опасно перегретом Париже — ваш ДС.
Отдадим дань Дюку в его чистом виде. Это попурри из его любимых тем. И Джонни Ходжес, и Пол Гонзальвес входят в этот состав оркестра. Диск слегка поскрипывает и нуждается в ремастеринге.

3. Duke Ellington — Medley; Black And Tan Fantasy, Creole Love Call, The Mooche — 8:54 (Duke Ellington — At The Alhambra — Pablo)

ДС: — «Medley: Black And Tan Fantasy, Creole Love Call, The Mooche». Большой оркестр Дюка Эллингтона в калифорнийском клубе «Alhambra», 58 год. Типичные для оркестра Дюка накаты и всплески.
И, прежде чем перейти к чудачествам Дюка, его второй диск с Джонни Ходжесом «Бок о бок»:

4. Duke Ellington & Johnny Hodges — Squeeze Me — 4:36 (Duke Ellington & Johnny Hodges — Side by Side — Verve)

ДС: — «Squeeze Me» — «Обними меня, прижми меня…» Фатса Уоллера. 20 февраля 59 года. Ходжес — альт; Дюк — рояль; Харри Эдисон — труба; Лесли Спан — гитара; Эл Холл — контрабас и Джо Джоунс — ударные.

Чтобы расшифровать одного Дюка с его фобиями и задвигами нужно, эдак, трех Фрейдов. Пуговицы. Оторвалась пуговица — значит блейзер или рубаху больше носить нельзя. Иногда Дюк одаривал музыкантов шикарными пиджаками, потерявшими одну пуговицу. У него был заскок с ботинками. Ботинки нельзя было ни дарить, ни получать в дар. Я, правда, никогда не слышал о ком-нибудь, дарившим мокасины. Однажды Дюк, не помню в Чикаго ли, в Канзасе нашел гениального сапожника — артиста профессии. Тот сделал Дюку на заказ три пары туфель. Дюк ему заказал около сотни! На гастролях за ним возили почти что вагон обуви и костюмов. Дюк был не просто элегантен, он был богом элегантности. Все, что как-то теряло вид: те же пуговицы, нитка, пятно — выбрасывалось. Никаких китайских химчисток! Дюк боялся сквозняков больше, чем великий Паваротти: везде и повсюду все окна и двери должны были быть закрыты. Во время гастролей, когда он получал поздравительный телеграммы от знаменитостей, он украшал ими зеркало в артистической уборной, но он никогда не разрешал их снимать, отправлять в архив, увозить. Они должны были пылиться на этих самых зеркалах. Он запрещал желтый цвет на сцене. Он запрещал застегивать рубахи на все пуговицы. Он был большой поклонник дамского пола и если в кулисах ему встречалась неизвестная дама, он всегда произносил одну и ту же фразу: — И кому принадлежит эта крошка?

Вы слушаете в пол-уха или же, сильно превышая дозволенные страной параметры, еженедельное «Время Джаз». Вы можете слушать нас в наушниках на вашем ноутбуке с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш — ДС.

5. Duke Ellington — The Tattooed Bride — 11:45 (Duke Ellington — Masterpieces By Ellington — Columbia)

ДС: «The Tattooed Bride», «Татуированная Невеста» — Дюка Эллингтона. Дюк и его большой оркестр, записанный на «Коламбии» (винил, конечно) в пятидесятом году. У Дюка часто просматривалось это симфоническое джазовое начало, которое, быть может сильнее всего, проявилось в его музыке к фильму «Анатомия Убийства», в его версии «Щелкунчика» Чайковского и в его сюите 58 года «Black, Brown & Beige».
Как при всем этом совместить Дюка-чудака, Дюка-неврастеника, Дюка, который мог быть только Дюком? И хотя его элегантность, его шик были легендарными, как он ни старался при этом сохранить некий намек на талию, из этого ничего не выходило. Об этом — через несколько минут:

Если сосед фантик ремонтов, молотков и сверл мешает вам слушать еженедельное «Время Джаза», если знакомыми не совсем рекомендуется его об этом извещать (практически в ночное время), слушайте нас в подкасте в любое просчитанное или случайное затишье с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС. Лично у меня таких соседей дюжины. Не могу вам сообщить на наших коротких и прочих, какие я к ним испытываю чувства… В данном случае — гуманизм страшная вещь!
Вот Дюк — со струнами, причем и со струнами Стефана Граппели!

6. Duke Ellington — Jazz Violin Session — Take the \’A\’ Train — 4:23 (Duke Ellington — Jazz Violin Session — Atlantic)

ДС: — «Take the \’A\’ Train» — Билли Стрейхорна. Дюк — рояль; Стефан Граппели и Рей Нэнс — скрипки; Свед Ассмусен — альт; Рассел Прокоп — альт-саксофон; Пол Гонзальвес — тенор; Бастер Купер — тромбон; Эрни Шепард — контрабас и Сэм Вудьярд — ударные. «Atlantic» записала этот диск 22 февраля 63 года, но выпустила лишь в 76 году.
Ну, а теперь, напоследок, за стол к Дюку.
«Учитывая количество энергии, которое ему было ежечасно необходимо, — пишет Билл Кроу, — ему нужно было и топливо».
И здесь нужно сказать, что Дюк был скорее гурманом (обжорой), чем гурме (знатоком изысканных блюд; по-русски эти термины, увы, сливаются в один). Не смотря на твердое убеждение Дюка, что именно сегодня он съест что-нибудь воздушное и баста, он всё же уминал добрую дюжину блюд. На завтрак он заказывал овсянку и чай. Этого, говорил он, было достаточно. Затем, оглядываясь на коллег за соседними столиками, которые кромсали бифштексы, он делал серьёзное лицо и требовал «steak». Несколько минут уходило на то, чтобы остатки решимости окончательно исчезли. Второй бифштекс с жареным луком. Французский фрит, салат и лобстер. Сыр и фрукты. Кофе с любимым десертом Дюка: шоколадное пирожное, заварной крем, мороженное с вареньем и яблочным сиропом, взбитые сливки. Он обожал яичницу с ветчиной — она приземлялась на стол после десерта. Блинчики со сметаной. И, наконец, под занавес, то, с чего он и начал: овсянка и чай.
И это был завтрак…

7. Duke Ellington — Blues for New Orleans — 7:40 (.Duke Ellington — New Orleans Suite — Atlantic)

ДС: — «Blues for New Orleans», «Блюз для Нового Орлеана» Дюка Эллингтона.
Состав: Дюк — рояль, он же дирижер оркестра. Трубы: Кути Уильямс, Кэт Эндерсон, Мерсер Эллингтон, Эл Рубин, Фред Стоун. Трубы и флюгельгорны: Бути Вуд и Джулиан Прайстер. Тромбоны: Дэйв Тейлор и Чак Коннорс. Рассел Прокоп — альт-сакс и кларнет. Джонни Ходжес — альт-саксофон. Норрис Тёрни — альт-сакс, кларнет и флейта. Харольд Эшби — тенор-сакс и кларнет. Пол Гонзальвес — тенор-саксофон. Харри Карни — баритон-сакс, кларнет и басовый кларнет. Джо Бенджамин — контрабас; Рюфас Джоунс — ударные и Уайлд Билл Дейвис — орган. 27 апреля 70 года.
Вот и всё на сегодня. Пишите — ваши комменты и ваши заявки всегда прочитываются и учитываются. Подкасты вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org/ Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» — Илья Бобчинецкий. Автор и ведущий — ваш ДС. Всех вам благ, чао, бай-бай!

Источник: svoboda.org

Добавить комментарий