«Борис Годунов»: назад в будущее

В ноябре 2011 года в россйский прокат вышел фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» по мотивам пьесы А. С. Пушкина. Однако, жители Башкирии смогут увидеть его только в интернете, так как даже в Москве он идёт лишь в одном кинотеатре на окраине. «Почему же такое отношение к отечественной классике?» — удивитесь вы. Хороший вопрос.

В ноябре 2011 года в россйский прокат вышел фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» по мотивам пьесы А. С. Пушкина. Однако, жители Башкирии смогут увидеть его только в интернете, так как даже в Москве он идёт лишь в одном кинотеатре на окраине. «Почему же такое отношение к отечественной классике?» — удивитесь вы. Хороший вопрос.

Особенно если учесть, что помимо оригинального литературного текста в нём есть великолепные актёрские работы Андрея Мерзликина (Григорий Отрепьев) и Максима Суханова (Борис Годунов). Роль отца Пимена в этом фильме стала последней ролью в кино замечательного артиста Михаила Козакова.

Начало XVII века. Голод. Русская земля, растерзанная опричниной. Народные волнения. Отсутствие легитимной власти. Слухи об убийстве Годуновым малолетнего царевича Дмитрия. Шайка придворных, дерущихся за право носить шапку Мономаха и использующих эту молву о нынешнем царе в своих интересах… Актуален ли этот сюжет для нашего времени? Или шедевр, созданный Пушкиным 200 лет назад, годится лишь для изучения в школе?

Фильм «Борис Годунов» режиссёра Владимира Мирзоева (2011), отвечает на эти вопросы, но — прежде всего — ставит свои. События с участием известных исторических персонажей XVII века разворачиваются в современной Москве. Шуйский, Воротынский, Басманов — высокие чиновники с политическими амбициями, Годунов (Максим Суханов) — глава государства, на фоне российского флага вещает с голубых экранов свою монаршую волю. Его мучает призрак убиенного Дмитрия, внешне подозрительно похожего на царевича Алексея, расстрелянного большевиками в 1918 году. Не служит ли это, по мнению авторов картины, свидетельством того, что во все времена власть завоёвывалась кровью невинных, а те, кто находится у царского трона — продажны, способны на любую подлость?

Разве слова Шуйского — «Чем кончится? Узнать не мудрено:

Народ еще повоет да поплачет,

Борис еще поморщится немного,

Что пьяница пред чаркою вина,

И наконец по милости своей

Принять венец смиренно согласится;

А там — а там он будет нами править

По-прежнему», — звучат менее остро, чем во времена Пушкина?

Примечательно, что «народ» в фильме Мирзоева фигурирует в двух ипостасях: это, видимо, те, кого сейчас называют «быдлом» — вечно что-то жующее и пьющее семейство, которое мало волнует то, что говорят с экранов телевизоров, и скептически настроенная интеллигенция, способная, впрочем, не более чем к обмену возмущёнными репликами. Как и в пушкинском тексте, народ, одним словом, «безмолвствует». Однако Александр Сергеевич не случайно заканчивает свою пьесу именно так, ведь всем читателям ясно, ЧТО последовало за этим безмолвием: тяжелейшие годы Смуты. В условиях, когда власть лишается народной поддержки, она обесценивается, переходит из рук в руки и превращается в фактическое безвластие. И вот тогда, при разобщённости, отсутствии центральной власти, предательства бояр, готовых служить полякам, занятия столицы страны вражескими войсками, народ объединяется для борьбы, создаёт два ополчения, выгоняет поляков, выбирает себе нового царя и активизирует орган, равного которому по демократичности в истории не было — Земский собор.

Картина В. Мирзоева не свободна от недостатков. В частности, постоянное мелькание на экране белогвардейских военных мундиров подчас неоправданно усложняет затронутые в ней временные параллели, и становится непонятно, что, собственно, авторы хотели этим сказать. Но, несмотря на это, фильм поражает своей злободневностью настолько, что во время просмотра задаёшься вопросом: «Изменилось ли хоть что-нибудь в российских реалиях за четыре века?» Изменилось. Вместо польских, шведских интервентов и тщеславных планов Сигизмунда — бомбы, самолёты и стремление НАТО научить весь мир демократии… А народ… Изменился ли он? Способны ли мы и теперь на преодоление Смуты? Или же нам столь долго и тщательно внушали мысль, что обстановка в стране нас не касается, и мы уже не можем избавиться от этой идеи?.. И наш единственный выбор — априори согласиться на всё, что сделают «наверху» или решить, что отгородили себя от реальности, выключив «ящик»?

Анна Орлова, специально для Уфимского Журнала

Справка УЖ: Фильм «Борис Годунов» Владимира Мирзоева был украден и попал в интернет еще до начала проката. Сегодня каждый может его скачать бесплатно. Режиссер написал следующее обращение к общественности:

Друзья!

Широкого проката у нашего фильма нет и, видимо, не будет. Федеральные телевизионные каналы покупать фильм тоже, судя по всему, не намерены.

Вот мы и решили провести эксперимент. Вдруг получится обойтись без прокатчиков и телевизионщиков?

Спасибо, что смотрите нашего «Годунова». Если хотите за это заплатить — это поможет нам вернуть хоть часть денег, затраченных на производство и вложить их в будущий проект. Как мы уже говорили, фильм снят исключительно на частные деньги, никакой господдержки у нас не было.

Мы открываем счет на Яндекс. Деньги № 410011180848814 для тех, кто посмотрел картину и кому она понравилась. Рекомендуемая цена просмотра — 100 рублей. Можно платить больше, можно меньше, можно и вовсе не платить.

Это обращение Мирзоев сделал в своем блоге 14 ноября, за пять дней ему было перечислено более 30 тысяч рублей.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий