Организаторы фестиваля «Русское зарубежье» не скрывают, что конкурсную программу художественных фильмов собрать бывает непросто. Тема русской эмиграции для зарубежного кинематографа далеко не главная, фильмов такого содержания — единицы. В этом году, например, из пяти конкурсных фильмов — только один новый. Это драма режиссёра Игоря Черницкого «Поручик Ромашов» по мотивам повести Александра Куприна «Поединок». А вот лента «На муромской дорожке» Федора Петрухина снята почти двадцать лет назад. Зато в конкурсе представлено несколько лент, созданных в копродукции. И это к тому же работы, которые уже получили международное признание: оскароносный чешско-британский фильм «Коля» режиссера Яна Сверака, номинант на приз Венецианского фестиваля франко-британский фильм «Человек, который плакал» режиссера Салли Поттер. И еще: впервые приглашен «вестерн». Это картина Олега Фомина «Господа офицеры», рассказывающая о событиях Гражданской войны в России в начале ХХ века. Член жюри драматург Даль Орлов называет такой шаг отборщиков «расширением жанровых границ». А в целом фестивальную палитру он комментирует так:
Организаторы фестиваля «Русское зарубежье» не скрывают, что конкурсную программу художественных фильмов собрать бывает непросто. Тема русской эмиграции для зарубежного кинематографа далеко не главная, фильмов такого содержания — единицы. В этом году, например, из пяти конкурсных фильмов — только один новый. Это драма режиссёра Игоря Черницкого «Поручик Ромашов» по мотивам повести Александра Куприна «Поединок». А вот лента «На муромской дорожке» Федора Петрухина снята почти двадцать лет назад. Зато в конкурсе представлено несколько лент, созданных в копродукции. И это к тому же работы, которые уже получили международное признание: оскароносный чешско-британский фильм «Коля» режиссера Яна Сверака, номинант на приз Венецианского фестиваля франко-британский фильм «Человек, который плакал» режиссера Салли Поттер. И еще: впервые приглашен «вестерн». Это картина Олега Фомина «Господа офицеры», рассказывающая о событиях Гражданской войны в России в начале ХХ века. Член жюри драматург Даль Орлов называет такой шаг отборщиков «расширением жанровых границ». А в целом фестивальную палитру он комментирует так:
Организаторы фестиваля «Русское зарубежье» не скрывают, что конкурсную программу художественных фильмов собрать бывает непросто. Тема русской эмиграции для зарубежного кинематографа далеко не главная, фильмов такого содержания — единицы. В этом году, например, из пяти конкурсных фильмов — только один новый. Это драма режиссёра Игоря Черницкого «Поручик Ромашов» по мотивам повести Александра Куприна «Поединок». А вот лента «На муромской дорожке» Федора Петрухина снята почти двадцать лет назад. Зато в конкурсе представлено несколько лент, созданных в копродукции. И это к тому же работы, которые уже получили м
«Программа получилась насыщенная, разнообразная, даже пестрая. В ней отразились трудности подбора картин на определенную тему. Но сейчас, когда эти картины выстроились в ряд, все вместе они создают интересный образ самого этого исторического явления — русская эмиграция, русское страдание, русское перемещение…»
С документальным кино, наоборот, проблем нет. Ведь, по словам режиссера из США Марии Решетниковой, «судьбы русских людей, попавших за границу вынужденно, в силу исторических обстоятельств, не могут не волновать». Только в личном архиве режиссера более четырехсот документальных «исповедей», собранных по всему миру. На фестиваль в Москву Мария Решетникова привезла фильм «Божий человек» о епископе Русской православной церкви за рубежом Иоанне Шанхайском.
«Я считаю, что давно пора изучать историю через конкретные судьбы конкретных людей. А фильм об Иоанне Шанхайском особенно важен, потому что без него эмиграция не выжила бы. И это не красивые слова, это буквально так и есть. Владыка Иоанн спас русскую эмиграцию не только физически, а, в первую очередь, духовно».
Режиссер Иосиф Пастернак не считает себя эмигрантом. Он просто живет на две страны — в России и Франции, а снимает в последнее время только в Европе. Пастернак рассказывает, как впервые прикоснулся к теме русской эмиграции.
«Двадцать с лишним лет назад, когда я первый раз попал в Париж, мы снимали фильм об Александре Галиче. И я тогда увидел то, что называлось „первой волной эмиграции“, то, что во Франции называют „белые русские“. И это было волнительно: ты видел тех людей, о встрече с которыми можно было и не мечтать».
У кинофестиваля «Русское зарубежье», помимо конкурса, как всегда, богатая параллельная программа. И так же по традиции свободный, бесплатный доступ на все мероприятия.
Источник: rus.ruvr.ru