Возвращение задумчивого витязя

Возвращение задумчивого витязя
В Москве состоялось открытие представительства британского аукционного дома МасDougall’s. В качестве подарка москвичам в столицу привезли около 20 уникальных произведений живописи — шедевры признанных русских мастеров, таких, как Виктор Васнецов, Константин Коровин, Николай Рерих, Наталья Гончарова и Лев Лагорио. Многие из работ, представленных на выставке, более ста лет не экспонировались в России.

В Москве состоялось открытие представительства британского аукционного дома МасDougall’s. В качестве подарка москвичам в столицу привезли около 20 уникальных произведений живописи — шедевры признанных русских мастеров, таких, как Виктор Васнецов, Константин Коровин, Николай Рерих, Наталья Гончарова и Лев Лагорио. Многие из работ, представленных на выставке, более ста лет не экспонировались в России.

Возвращение задумчивого витязя

Наиболее ярким экспонатом выставки можно назвать первоначальный вариант знаменитой картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье».

«В отличие от канонического „Витязя“, который хранится в Русском музее, на этой картине богатырь стоит лицом к зрителю, — рассказала директор аукционного дома Екатерина Макдугалл. — Кроме того, на этой работе можно целиком прочитать надпись на камне — куда идти».

Сам Виктор Васнецов рассказывал, что эта надпись на камне соответствует текстам русских народных эпических песен о подвигах богатырей. В письме к известному критику Владимиру Стасову он отмечал, что «надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке».

В начальной версии картины можно увидеть дорогу, по которой витязь подъезжает к камню, но в версии 1882 года художник убрал ее, по-видимому, для того, чтобы придать картине большую эмоциональность — чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

«Эта работа выставлялась неоднократно, — отметила Екатарина Макдугалл. — В частности, ее показывали на первой выставке „Союза русских художников“ в 1903 году. Интересно, что она была выставлена с надписью „Не для продажи“. Но после выставки американский коллекционер как-то уговорил художника, картина была продана, и до сегодняшнего дня находилась во владении одной семьи».

Еще один, безусловно, яркий экспонат выставки — масштабное полотно Дмитрия Стеллецкого «Шествие Михаила Федоровича из царских палат в Успенский собор», посвященное избранию на царство первого царя из рода Романовых. Это самая большая картина художника, сохранившаяся до нашего времени.

«Аукционный дом МасDougall’s начинал свою деятельность, представляя работы художников русского зарубежья, — рассказала Екатерина Макдугалл. — Одним из наиболее интересных, наших любимых мастеров является Дмитрий Стеллецкий, живший на юге Франции. Он был одним из ведущих деятелей общества русской интеллигенции „Икона“, которое собралось для того, чтобы сохранять и продолжать традиции русской иконописи.

Исторически сложилось так, что до последнего времени имя Дмитрия Стеллецкого было не очень хорошо известно в России — после того, как в 1914 году он эмигрировал во Францию, на родине о нем практически не вспоминали. Меж тем, в своем творчестве он пытался совместить приемы современной ему живописи и древние иконописные традиции. Как писал русский поэт, художественный критик и организатор выставок Сергей Маковский, «Стеллецкий думал об искусстве, верном древнему канону: плоскостному, двухмерному изображению, обратной перспективе, анатомической отвлеченности, красочной символике — тому, что нашло высшее свое выражение в иконах и фресках в эпоху нашего художественного цветения в XV-XVI веках».

На вернисаже Екатерина Макдугалл рассказала о больших выставочных планах аукционного дома: в самое ближайшее время в Москву привезут коллекцию нонконформистов и собрание русских икон.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий