Россия читает «Бородино»

Россия читает «Бородино»
Публичное чтение знаковых произведений знаменитыми людьми — это уже российская традиция. Самый впечатляющий пример — фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу». Выдающийся режиссер предложил десяткам россиян читать перед камерой один из самых страшных документов Второй мировой войны. Это были свидетельства людей, живших и умиравших во время 900-дневной блокады Ленинграда (теперь это Петербург) немецко-фашистскими войсками.

Публичное чтение знаковых произведений знаменитыми людьми — это уже российская традиция. Самый впечатляющий пример — фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу». Выдающийся режиссер предложил десяткам россиян читать перед камерой один из самых страшных документов Второй мировой войны. Это были свидетельства людей, живших и умиравших во время 900-дневной блокады Ленинграда (теперь это Петербург) немецко-фашистскими войсками.

Россия читает «Бородино»

Подобное чтение всегда символизирует объединение народа вокруг значительных событий национальной истории, трагических и героических одновременно. Именно такое событие запечатлено и в стихотворении «Бородино» русского поэта-классика Михаила Лермонтова. Можно даже сказать, что и в «Бородино» тоже есть признаки документализма. Да, Лермонтов не участвовал в главном противостоянии армии Наполеона и русской армии, выступавшей под началом фельдмаршала Кутузова, — он тогда еще не родился. Но поэт был знаком с участниками Бородинского сражения 1812 года и с предельной точностью перевел на язык поэзии их подробные рассказы. Более того, «Бородино» написано как бы от лица всей нации, в которой объединены и стар и млад, и солдат из крестьян, и офицер-дворянин, — все они угадываются как действующие лица. И это — лермонтовская подсказка идеи «многоголосного» чтения.

Всемирно известный исторический факт — позорное поражение армии Наполеона в России — необычайно воодушевлял Михаила Лермонтова, и он написал, пожалуй, самое сильное патриотическое стихотворение во всей русской поэзии. При этом Лермонтову было крайне важно объяснить — «прописать», какими такими необыкновенными чертами обладает русский человек, что способен разгромить врага, признаваемого непобедимым. На это в интервью «Голосу России» обращает внимание литературовед Сергей Сапожков:

«Лермонтов истолковывает основные особенности русского национального характера в противопоставлении французскому национальному характеру. Эта антитеза абсолютно четко прослеживается. Французы делают ставку на хитрость, на тактику, на некую полководческую стратегию, иными словами — на ум, рациональное начало. Что подчеркивается в характере русских солдат? То, что они не умеют хитрить. „Что ж тут хитрить? Пожалуй, к бою, уж мы пойдем ломить стеною…“. То есть подчеркивается приверженность русского человека к открытому, честному бою — рукопашному в конечном итоге. Вот эта природная богатырская сила русского человека, с точки зрения Лермонтова, составляет поэтичную сторону его души».

Аудиоверсия стихотворения «Бородино» — один из множества проектов, которыми Россия отмечает в этом году 200-летие победы над Наполеоном. И центральное событие этого юбилея русской воинской славы связано именно с Бородинским сражением. На том самом Бородинском поле под Москвой — ныне музее-заповеднике, состоится грандиозная реконструкция исторической битвы. Причем совместно с зарубежными участниками — в первую очередь, конечно, из Франции. Разумеется, по численности действующих лиц реконструкция несравнима с настоящим сражением, в котором тогда, в 1812 году, бились с двух сторон около 260-ти тысяч человек! Но и сегодняшние силы немаленькие: одних только «гусарских» лошадей будет почти четыре сотни — их, кстати, уже ожидают свежее сено, овес и обслуживающая группа во главе с ветеринаром, а еще полсотни артиллерийских орудий и более трех с половиной тысяч «живой боевой силы».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий