Передача мыслей на расстоянии / 4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа

Передача мыслей на расстоянии / 4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа
В холодную войну главной силой государств-противников становились не орудия упреждения, а информация. Радиоволны оказались наиболее простым и бесконтрольным способом борьбы. Один из её символов — радио «Свобода».

В холодную войну главной силой государств-противников становились не орудия упреждения, а информация. Радиоволны оказались наиболее простым и бесконтрольным способом борьбы. Один из её символов — радио «Свобода».

Передача мыслей на расстоянии / 4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа

История, впрочем, началась как раз с Radio Free Europe. RFE вещала на соцстраны — Болгарию, Чехословакию, Болгарию, Польшу, Румынию. Основал её антикоммунистический комитет «Свободная Европа» в 1949-м — состояли в нем директор ЦРУ Аллен Даллес, владелец Reader\’s Digest Де Витт Уоллес, влиятельные банкиры. Комитет начал собирать деньги, но наиболее значительная часть средств поступала от ЦРУ. Вещание шло из немецкого Лампертхайма. Первый эфир — на Чехословакию.

Радио «Свобода», «работавшее» именно на Россию, первоначально называлось «Освобождение». Вещание началось 1 марта 1953 — символично: это были последние дни жизни Сталина. Ведал ею уже эмигрантский Американский комитет по освобождению народов Советского Союза от большевизма, а за образец был взято RFE (в итоге они объединились, но об этом позже). Вещание шло также из Лампертхайма. Первый офис располагался над фирмой, торговавшей тракторами. «Свобода» не была первым русским «вражеским голосом» — её опередило «Би-би-си» в 1946 году, а потом — «Голос Америки». Однако «Свобода» не считалась государственной компанией, так что относились к ней как к безродной угрозе всего мирового двора. На неё нельзя было указать как на рупор США. Палец упирался в могучую кучку эмигрантов и прочих энергичных граждан мира, которые заставили раскошелиться Штаты.

Положение дел в начале хорошо характеризуют слова Джеймс Кричлоу, помощника советника радио: «И нас, американцев, мало-мальски говорящих по-русски, всего было три-четыре человека. Все молодые, все на низкой ступени лестницы. Среди эмигрантов почти никто не говорил по-английски. А американское высшее начальство не знало ни бум-бум по-русски. Что дало нам, молодым, как соединяющим звеньям возможность влиять на ход событий. Этим мы волей-неволей приобрели авторитет, что не всегда нравилось начальству». США здесь рассматривали лишь как помощников в борьбе.

Потом «Освобождение» переехало в бывшее здание аэропорта. Вещание шло так: записи делались на пленку в пригороде Мюнхена, переправлялись через двух рассыльных и проводника в Лампертхайм к радиопередатчику, сначала — мощностью всего 10 киловатт. В 1959-м название станции сменилось на радио «Свобода». К тому времени в СССР сверху ужаснулись и нещадно глушили сигнал. Для людей, родившихся в условно счастливое время, это значит, что в эфире чаще можно было услышать шум, а не дикторов или музыку.

Характерно, что «Голос Америки» иногда в России становилось лучше слышно — скажем, во время визита Хрущёва в США. Ему давали немного воли. «Свободе» и «Европе» — никогда. В итоге Radio Liberty перестали глушить последним из всех «голосов».

Вы против или за?

Особенность этих станций в том, что они рассказывали гражданам чужих стран не только о том, что происходит за рубежами их стран, но и, главное, о том, что делается внутри. Не только о том, чем плох коммунизм, о скрытых фактах истории и тому подобном, но и новости внутренней политики. Слушали «Свободу» зачастую не потому, что хотели прослыть диссидентами, а из-за простого человеческого любопытства. Если в газетах — агитационная бурда, то неважно, откуда идут новости, верно?

Когда появился другой носитель информации — радио, духовные отцы нашего руководства, верные дзержинцы с холодной головой, начали ставить по всей стране глушилки. А вы думали, это сказки из «Обитаемого острова»? Идеологический отдел всё того же ЦК КПСС очень не любил радио «Свобода», «Голос Америки» и «Би-би-си». Изыди, или Огонь, иди за мной

К тому же с 1959 года на радио «Свобода» начали постоянно рассказывать о русской эмигрантской литературе. Появилось даже слово «радиздат», самиздат на радио, когда тексты передавались вербально в эфире, записывались и распечатывались.

Впрочем, культура культурой, а пропаганда в эпоху негласности работала реально. RFE, скажем, обвиняли в способствовании венгерской революции 1956-го года — и в том, что они якобы обнадежили граждан поддержкой с Запада и разуверили Советы в грамотном выборе тамошнего руководителя. В 1989-м радио сообщило о смерти некоего Мартина Шмида в столкновениях во время волнений в Чехословакии. Сейчас считается, что его мнимая смерть способствовала массовому появлению людей на улицах и привела к бархатной революции. А на радио стали тщательнее проверять источники информации.

Обстановка благодаря таким делам в Мюнхене царила подчас авантюрная. Говорят, что на RFE работал польский шпион Андржей Чехович. Говорят, что чехи однажды подсыпали яд в солонки в местном кафетерии. В 1981-м Ильич Рамирес Санчес с группой терриростов рванул в Мюнхене бомбу. Эфир не прервали, хотя несколько комнат пришли в негодность, а пишущая машинка одного из редакторов пробила дверь запертого кабинета.

Несмотря на то что в текстах советской эпохи явственно читаются антикоммунистические мотивы, они не настолько оголтелы, как речи сенатора Джозефа Маккарти, который считал, что коммунисты забрались во все властные эшелоны Соединенных Штатов. Складывалась двоякая ситуация — проамериканскую радиостанцию делали люди, которые весьма неоднозначно относились к объекту ненависти. Как можно ненавидеть всем сердцем Родину? Вот списки людей, которые с ней сотрудничали: Пётр Вайль, Александр Галич, Александр Генис, Сергей Довлатов, Виктор Некрасов. Отсюда — многие проблемы существования обеих станций. Их явно создали для великих дел, а они работали, условно говоря, на обе стороны. Вроде и критиковали, и подрывали, но также и подначивали, помогали, развивали.

Золото разведки

В 1967-м журнал Ramparts рассказал читателям, на что ЦРУ тратит деньги. Выяснилось, что на негосударственные радио. Подобные отношения противоречили законодательству. Пришлось Управлению от детища официально отказаться. Впрочем, вскоре на себя заботу о финансирования взяло только что созданное Управление международного радиовещания США. В середине 1970-х компании слились в одну.

Далее Рейган стал выделять им больше денег и попросил критиковать коммунистов жестче. А станции, напротив, старались себя вести более осторожно — было понятно, что в их случае сила слова имеет поистине дикий эффект.

В эпоху Горбачёва радио перестали глушить, и его стали активно слушать. В 1991-м работу в России легализовали. В 1995-м станция переехала в Прагу и зарегистрировалась в Госкомпечати РФ. «Свобода» оказалось во владениях Информационного агенства США (позже его заменил Совет управляющих вещанием). Прекратился эфир во многих бывших соцстранах. Ибо необходимость в пропаганде пропала, коммунизм проиграл. Бюджет был вновь урезан. Зато появилось радио в других регионах — в бывшей Югославии, Афганистане, на Северном Кавказе. Что называется, там, где горячо теперь. Говорят, в Афганистане его слушает каждый второй взрослый. Ретрансляция «Свободы» запрещена в Белорусии, Ираке, Иране, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане. Шаткость положения «Свободы» в России подчеркивает факт, что в 2006-м многие местные станции перестали ретранслировать её передачи — выяснилось, что у компаний не оказалось на то разрешений. Так что радио из Праги оказалось в положении «пирата». Вопрос из правового в прессе перерос в политический — говорили, что запрет обусловлен не законодательством, а содержанием передаваемых передач. А сама ситуация доказала, что косвенно «Свобода» до сих пор находится в положении заграничного аборигена. Можно открыть офис в Москве, но нельзя стать другом в стране, где мало что изменилось касательно медиа.

Свободу слову?

Вообще RFE/RL считается частной некоммерческой корпорацией. Совет управляющих вещанием, через который она получает деньги, должен защищать её от влияния правительства США. При этом тот же Совет занимается не менее одиозными проектами — «Голосом Америки», Alhurra, Radio Sawa и Radio Marti, — их также обвиняют в чрезмерной пропаганде американских ценностей.

Радио — удобное низкотехнологичное средство вещания, легко конструируемое собственными руками. Радио не требует от слушателя пассивного внимания, как телевидение, а заставляет его напрягать свой ум, следить за мыслью, делая его таким образом соучастником процесса. Оно также является самым дешёвым из электронных медиа, что позволяет избегать строгой цензуры со стороны заказчиков. Государство против радио

И, думается, во всём этом можно увидеть вселенский заговор по выполнению известного плана Даллеса, когда под видом добродетели тебе подсовывают чужие ценности. Однако вот — на сайте радиостанции спрашивают: «Чем занимается RFE/RL?» Ответ: «RFE/RL выступает в роли „суррогата“ свободной прессы в 21 стране, где свободное распространение информации либо запрещено государственными органами, либо развито слабо. Наши журналисты обеспечивают то, что многие люди в этих странах не могут получить на месте: новости без цензуры, достойные доверия дискуссии и открытые дебаты…» Ей-богу, если за это платят американские налогоплательщики, то почему бы и нет? Ведь в эфире «Свободы» право голоса предоставлено всем людям мира — от католических проповедников до чеченских террористов.

Словом, неважно, кто оплачивает вечеринку в этом безумном клубе. Главное, чтобы вышибал всё устраивало. Не трогайте арт-директора — он креативит как может на деньги тех, кого в клуб не пускают.

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий