Два адреса русского авангарда

Два адреса русского авангарда
В Третьяковской галерее хранится большая часть коллекции Костаки, которая начала складываться в 1940-е годы. Но еще раньше греческий подданный Георгий Костаки работал всего-навсего водителем посольства в Москве. Глядя на интерес дипломатических работников к антиквариату, он сам приобщился к собирательству. Понемногу стал приобретать ковры, русское серебро, старую живопись. Но вдруг круто «изменил курс», купив полотно Ольги Розановой «Зеленая полоса». Это была первая картина в его сокровищнице авангарда, рассказывает дочь коллекционера Аники Костаки:
В Третьяковской галерее хранится большая часть коллекции Костаки, которая начала складываться в 1940-е годы. Но еще раньше греческий подданный Георгий Костаки работал всего-навсего водителем посольства в Москве. Глядя на интерес дипломатических работников к антиквариату, он сам приобщился к собирательству. Понемногу стал приобретать ковры, русское серебро, старую живопись. Но вдруг круто «изменил курс», купив полотно Ольги Розановой «Зеленая полоса». Это была первая картина в его сокровищнице авангарда, рассказывает дочь коллекционера Аники Костаки:
Два адреса русского авангарда

В Третьяковской галерее хранится большая часть коллекци
«Началось это как любовь. Ему сразу оказались не нужны все его старые приобретения, всё было темное, ненужное. Когда появились в доме авангардные работы, как будто открылись все окна и двери, вошло солнце. Он понял, как это интересно, не исследовано, ни публикаций — ничего».

В конце 1930-х годов в Советском Союзе картины Малевича, Кандинского, Филонова, Лентулова объявили идеологическим и художественным «мусором». Их убрали из музейных экспозиций, мало кто понимал их ценность. Полотно Шагала, к примеру, можно было приобрести… за мешок картошки. Так что Георгий Костаки не просто собирал коллекцию, он по существу спасал шедевры авангардистов. Впоследствии они стали экспонатами его домашнего музея, куда приходили первые лица культурной элиты того времени: композитор Игорь Стравинский, пианист Святослав Рихтер, итальянский режиссер Микеланджело Антониони. Но коллекционер мечтал о создании настоящего, общедоступного музея современного искусства. С таким предложением он обратился к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой — разумеется, безрезультатно. В начале 1970-х годов возник и вовсе безумный план, разработанный вместе с директором петербургского Русского музея Василием Пушкаревым: секретно привезти в музей картины из Москвы и развесить их в залах. К счастью, «заговорщики» вовремя опомнились. Ведь эта затея могла окончиться не менее драматично, чем так называемая бульдозерная выставка в Москве, когда картины современных художников, выставленные авторами на открытой площадке, были по распоряжению властей уничтожены бульдозером. Георгий Костаки оказался свидетелем разгрома и высказался об этом очень резко…

С этого момента Костаки, и без того сомнительная персона с греческим паспортом, оказался под пристальным оком властей и понял, что надо уезжать из Советского Союза. Перед отъездом он подарил 80 процентов своей коллекции Третьяковской галерее, рассказывает вторая дочь коллекционера, художница Наталья Костаки:

«Когда был отбор, что оставить, а что забрать с собой, отец, прежде всего, исходил из того, что лучшие работы авангарда должны принадлежать России. Поскольку это работы русских художников, они должны были сконцентрироваться в Третьяковской галерее».

А вот вторая часть коллекции не сразу оказалась в Греции. Сначала она объехала полмира: это были сенсационные выставки авангарда в Европе и Америке. История, возможно, повторится: проект выставки, объединяющей русскую и греческую часть коллекции Костаки, которую запланировали в Третьяковской галерее на 2014 год, уже попал в поле зрения многих музеев мира. Первый на очереди — музей в столице Испании Мадриде.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий