Премии шестидесятого конкурсного опроса джазовых критиков «Даунбита»

Премии шестидесятого конкурсного опроса джазовых критиков «Даунбита»
В октябре 1965 года Джон Колтрейн записал на «Импульсе» программный для него и его коллег диск «Оум». На 29-й минуте записи Джон и Фароа Сандерс начинают петь или скорее повторять мантру из священной для индуистов книги Бхагавадгита — «оум». «Оум» или «Аум» — это восточный мантрам, мантра, «звуки, в которых заключен весь мир». Эти же три звука мы находим в священной «Тибетской книге мертвых». Трейн бывал в Индии, где брал уроки музыки у мэтра ситары Рави Шанкара. В начале 21 века джаз уже утвердился, как «мировая музыка», World Music, и я ждал того момента, когда новые джазмены уже не будут ездить в Индию или же северную Африку в поисках нового звучания и новых идей, когда сам восток пустит корни в Мекке джаза, Нью-Йорке и слияние традиций будет происходить на месте. То есть там, где когда-то бушевал Гарлем и 52-ая улица.
В октябре 1965 года Джон Колтрейн записал на «Импульсе» программный для него и его коллег диск «Оум». На 29-й минуте записи Джон и Фароа Сандерс начинают петь или скорее повторять мантру из священной для индуистов книги Бхагавадгита — «оум». «Оум» или «Аум» — это восточный мантрам, мантра, «звуки, в которых заключен весь мир». Эти же три звука мы находим в священной «Тибетской книге мертвых». Трейн бывал в Индии, где брал уроки музыки у мэтра ситары Рави Шанкара. В начале 21 века джаз уже утвердился, как «мировая музыка», World Music, и я ждал того момента, когда новые джазмены уже не будут ездить в Индию или же северную Африку в поисках нового звучания и новых идей, когда сам восток пустит корни в Мекке джаза, Нью-Йорке и слияние традиций будет происходить на месте. То есть там, где когда-то бушевал Гарлем и 52-ая улица.
Премии шестидесятого конкурсного опроса джазовых критиков «Даунбита»

В октябре 1965 года Джон Колтрейн записал на «Импульсе» программный для него и его коллег диск «Оум». На 29-й минуте записи Джон и Фароа Сандерс начинают петь или скорее повторять мантру из священной для индуистов книги Бхагавадгита — «оум». «Оум» или «Аум» — это восточный мантрам, мантра, «звуки, в которых заключен весь мир». Эти
Рахсаан Ролланд Кёрк, Юзеф Латиф, Чарли Мингус, Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи играли «под Восток» и под некую абстрактную Африку. Но когда в Нью-Йорк из Тель-Авива переехали Анат и Авишаи Коэн, стало ясно: восток сместился на запад, играть воображаемые восточные мелодии ни к чему; они уже обосновались на Восточном и Западном побережьях.

И вот — долгожданный момент: Индия не просто стала частью «мировой музыки», Индия, а точнее ее талантливый сын Виджэй Айер (родился он все же в Нью-Йорке) завоевал максимальное количество премий шестидесятого конкурсного опроса джазовых критиков «Даунбита». Виджэй Айер — пианист, композитор, бандлидер, продюсер и писатель.

Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, добро пожаловать на короткие и средние «Свободы» и на наш планетарно известный сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже — Дмитрий Савицкий.

Vijay Iyer — Epistrophy — 4:56 (Vijay Iyer — Solo — Act Music)

«Epistrophy» Телониуса Монка. Сольный диск Виджэя Айера, записанный в мае 2010 года в Калифорнии. Виджэй Айер играет исключительно на роялях марки Стейнвей.

Я начал с темы Монка, хотя Виджэй в одинаковой степени знаменит и как исполнитель, и как композитор. Мало того, он постоянно получает заказы от киностудий, балетных трупп, оркестров и таких струнных ансамблей, как «Квартет Брентано», на сочинение музыки. Даже нью-йоркский Центральный Парк заказывал Виджэю Айеру музыку для фестиваля Летней Сцены.

Vijay Iyer — Desiring — 4:50 (Vijay Iyer — Solo — Act Music)

«Desiring», «Вожделея» — композиция и соло Виджэя Айера. Если кто мне и приходит на ум, то лишь Киз Джаррет. Но это все же диск двухгодичной давности, хотя уже тогда в 2010-м Виджэй Айер был объявлен Музыкантом Года в США и получил Премию за Исключительность от страны его родителей — Индии. Его имя была занесено в список «Пятидесяти самых влиятельных индийцев за границей Индии».

Но это только начало, потому что Виджэй Айер завоевал пять премий в этом году в конкурсном опросе джазовых критиков журнала «Даунбит»: Музыкант Года, Пианист Года, Автор Лучшего Диска Года, Лидер Лучшего Ансамбля Года и премию Восходящая Звезда по классу композиции.

Вряд ли целиком одного выпуска «Времени Джаза» будет достаточно, чтобы рассказать о Виджэйе Айере. Скажу лишь главное. Он родился в 71 году в Олбани, Нью-Йорк и вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк на южном берегу озера Онтарио. Его родители тамилы из Индии иммигрировали в США. Виджэй в течение 15 лет изучал игру на скрипке. Классической, добавлю я. На пианино он начал играть самостоятельно в 3 года, да так и остался пианистом-самоучкой. С детства он был знаком с «карнатик» классической музыкой южной Индии. В школе он начал интересоваться джазом, однако решил специализироваться в таких серьезных науках, как математика и физика в Йельском университете. Ему было 20 лет. Он продолжал изучать физику в Бёркли, Калифорния, решив защищать диссертацию именно по физике. Он играл на джэм-сешенс в «Bird Kage» — северо-окландском клубе. Он играл в комбо ударников Уейнрайта и Бэйли, а с 94 года был пианистом в комбо Стива Коулмена и Джорджа Льюиса. Это комбо входило в движение Asian Improv, «Азиатская Импровизация». В 95 году Виджэй Айер покинул департамент физики и приступил к подготовке диссертации в области «Технологии и Искусств». Сужая сюжет, скажу, что тема называлась «познание музыки» и он защитился под непростым названием этой темы: «Микроструктура Чувства и Макроструктура Звука». Я думаю для первого знакомства этого достаточно.

Летними короткими ночами вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы», через спутники Hotbird и ASIASAT-3 или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции — ваш ДС.

Мы расстанемся сегодня с новой звездой на композиции «The Star of a Story» с его премированного диска «Accelerando»:

Vijay Iyer — The Star Of A Story — (Vijay Iyer Trio — Accelerando — ACT)

«The Star Of A Story» — композиция Темертона и Родни. Трио Виджэя Айера, рояль. Стефан Крамп — контрабас и Маркус Гилмор — ударные. Лучший диск года, по мнению критиков-рецензентов ежемесячника «Даунбит». На втором месте альбом Сонни Роллинса «Road Show», том два. Увы, у меня лишь первый том. На третьем месте вот этот пианист. (В скобках замечу, что среди первой десятки CD больше всего именно пианистов):

Keith Jarrett — Rio Part XIII — 4:58 (Keith Jarrett — Rio — ECM)

«Rio Part XIII» — «Рио — восьмая часть» — сольный концерт-импровизация Киза Джаррета в Рио-де-Жанейро в апреле 2011 года. Третье место в списке лучших дисков года журнала «Даунбит».

Джон Келман пишет про этот восьмой отрывок: «И хотя в этой Восьмой Части концерта слышны отзвуки творчества гитариста и пианиста Эгберто Жисмонти, безупречный мелодизм Киза Джаррета вдохновлен скорее самим городом, чем джунглями Амазонки, которые способны всплыть в музыке Жисмонти…»

Сам Киз Джаррет 9 апреля прошлого года на сцене Оперы в Рио был сильно не уверен в том, что получится в итоге из этого концерта. Это его любимый прием — садиться за рояль, не зная, что он будет играть. Причем, out of blue, а не на тему, определенную заранее. Эта разверстая неизвестность его не пугала. Пугало его состояние стейнвея на сцене — он не знал, что можно из него извлечь.

Но я бы сказал, Жисмонти или же Буарке, Рио или же Киото — Киз Джаррет верен лишь самому себе.

Доктор Джон завоевал в этом году первое место среди блюзовых певцов, но четвертым среди лучших альбомов года был выбран CD Грегори Портера «Be Good!» и пусть кто-нибудь мне скажет, что это не блюз!

Вы, наверное, заметили, что качество звука «Времени Джаза», благодаря работе нашего технического отдела, резко улучшилось. Хвала небесам! Так что теперь прием и особенно примем через спутники Hotbird и ASIASAT-3, прием непосредственно на смартфоны, таблетки и прочие ноутбуки — на порядок выше. Забывчивым напомню адрес нашего сайта. Это svobodanews.ru. У микрофона в квартале Валь-де-Грас Парижа — ваш ДС.

Gregory Porter — Work Song — 6:34 (Gregory Porter — Be Good — Motema)

«Work Song» — «Рабочая Песня» корнетиста Нэта Эддерли в исполнении певца традиционных песен и блюзов, поклонника Нэт-Кинг-Коула — Грегори Портера, который недавно побывал на гастролях в России, Украине и Южной Африке. Его альбом «Be Good» занял четвертое место в списке альбомов года конкурсного опроса журнала «Даунбит». Диск вышел 14 февраля этого года. В комбо Грегори Портера, вокал, входят: Кайон Харролд — труба; Йосукэ Сато — альт-саксофон; Тивон Пенникот — тенор-саксофон; Эманюэл Харролд — ударные…

А вот соперник Грегори Портера Доктор Джон, как я уже сказал, завоевавший в этом году первое место среди блюзовых певцов. Настоящее имя Доктора Джона — Мэк Ребеннэк:

Dr. John — Ice Age — 4:23 (Dr. John — Locked Down — Nonesuch)

«Ice Age», «Ледниковый Период» — Доктор Джон и его оркестр. Сам «Док» — вокал и клавиши. Запись сделана в апреле этого года для фирмы «Nonesuch».

Седобородый Мальколм Джон Ребеннэк-Младший родился 21 ноября 1940 года в Новом Орлеане. Составляющие его музыки — это коктейль из новоорлеанского блюза и ритма-и-блюза с психоделическим роком, а так же яркие выступления в стиле новоорлеанского карнавального праздника Марди-Гра.

В середине 60-х Мальколм увлёкся культурой вуду, наркотиками и психоделией и сменил имя на сценическое Dr. John. В это же время он переехал в Лос-Анджелес, где во время выступлений он, не изменяя себе, продолжал носить карнавальные костюмы Марди-Гра. Он стал одной из самых ярких фигур психоделической музыки тех лет. Записывался с Вэном Моррисоном, Эриком Клэптоном, Миком Джаггером и Шер. В 73 году Dr. John выпустил свой самый успешный сингл — «Right Place Wrong Time».

Пятое место в списке десяти лучших альбомов года занял альт-саксофонист Мигель Зенон и его пуэрториканские мотивы — «Alma Adentro». Шестое место — пианист Брэд Мелдо с диском шестилетней давности «Концерт в Марсиаке». На седьмом — ударник Матт Уилсон и комбо «Искуства и Ремёсла» с диском «Проснись!» Восьмое место — отличный диск трио Чика Кориа, рояль и клавиши, с контрабасистом Стенли Кларком и ударником Ленни Уайтом. Диск называется «Forever», «Всегда» или «Навсегда». На девятом месте женское комбо, возглавляемое барабанщицей Тэрри Лайн Каррингтон и, наконец, на десятом месте альт-саксофонист Тим Берн с CD «Snakeoil».

В категории лучших исторических дисков года на первом месте пиратские записи квинтета Майлза Дейвиса, сделанные во время его европейских гастролей 67 года.

Но напомню: это финишная прямая «Времени Джаза», крутые волны «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Miles Davis Quintet — On Green Dolphin Street — 8:26 (Miles Davis Quintet — Live in Europe 1967 The Bootleg Series — Columbia)

«On Green Dolphin Street» Бронислава Кэйпера. Стандарт 47 года. Пиратские записи гастролей 67 года квинтета Майлза Дейвиса по Европе. Состав: Дейвис — труба и лидер; наследник Трейна Уейн Шортер — тенор-саксофон; Хэрби Хэнкок — рояль; Рон Картер — контрабас и Тони Уильямс — ударные.

Расстанемся мы на еще одном историческом альбоме, отобранном джазовыми критиками «Даунбита». Это CD гитариста Уеза Монтгомери «Эхо Авеню Индиана»:

Wes Montgomery — Nica\’s Dream — 4:58 (Wes Montgomery — Echoes of Indiana Avenue — Resonance)

«Nica\’s Dream» — Хораса Силвера, а не Телониуса Монка, как часто хочется ляпнуть. Уез Монтгомери — гитара и лидер, его брат Бадди Монтгомери — рояль; Мэлвин Райн — орган; Монк Монтгомери — контрабас (уж эти джазовые братишки!); Сонни Джонсон — ударные. Запись сделана между 57 и 58 годом. Это — второй из премированных «Даунбитом» исторических дисков

Я еще вернусь к результатам конкурсного опроса, а пока что всех благ и удачной недели. Не забывайте наш электронный адрес svobodanews.ru. Чао, бай-бай!

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий