Диаспоры выходят из песочниц
Русскоязычная газета «Англия» рассказывает о фестивале-конкурсе русской песни и русского романса, который уже в седьмой раз проходит в Лондоне. За это время фестиваль успел стать самым заметным событием в жизни русской диаспоры Британии, а в последние годы набирает популярность и во всей русской Европе.
Диаспоры выходят из песочниц
Русскоязычная газета «Англия» рассказывает о фестивале-конкурсе русской песни и русского романса, который уже в седьмой раз проходит в Лондоне. За это время фестиваль успел стать самым заметным событием в жизни русской диаспоры Британии, а в последние годы набирает популярность и во всей русской Европе.
В этом году в фестивале-конкурсе, который проводится культурно-образовательной ассоциацией «Eurolog UK», принимают участие более 50 исполнителей. Директор ассоциации Ольга Брамли рассказала изданию, как идет подготовка к мероприятию, кто приедет выступить и кто в этом году будет в жюри.
«В этом году в фестивале примут участие представители из 12 стран. Это и солисты, и ансамбли, и юные таланты. И в прошлом году было 11 стран. И в этом, и в прошлом году мы получили около 50 заявок, однако рост все равно есть, ведь в этом году мы ввели жанровые ограничения, и заявок меньше не стало. Если в прошлом году мы допускали и романс, и авторскую, и современную песню, то теперь мы исключили современную песню из конкурса», — сообщила собеседница газеты.
Идея ограничения жанров принадлежит патрону фестиваля, которым с 2011 года является народный артист России Сергей Захаров, информирует издание и отмечает, что Ольга Брамли и другие организаторы «с большим уважением и благодарностью относятся к его поддержке».
«Для нашего проекта поддержка артиста такого уровня очень важна. Ведь мы, несмотря на все чудные возможности современных технологий и дешевые билеты на рейсы между Москвой и Лондоном, все равно живем немного в отрыве от России и русской культуры, и когда такой солидный и известный человек искусства нам помогает, это для нас большая радость и большая честь. Все, что предлагает Сергей Захаров, имеет глубокий смысл», — цитирует Ольгу Брамли газета.
Проекты такого уровня сегодня — редкая возможность для общения между русскими общинами, подчеркивает издание и приводит слова директора «Eurolog UK»: «Диаспоры часто бывают разрозненны, каждый сидит в своей песочнице и не видит никого, кроме себя. Им не с кем себя сравнить. Поэтому такие международные проекты очень полезны. Они дают возможность посмотреть со стороны на себя и на свое творчество, поучиться у других, а уж для детей это просто бесценно».
Мероприятие по традиции проходит в лондонском Королевском колледже музыки — знаковом, по словам Ольги Брамли, месте. «Если ты настроишься на правильную волну, то можешь прочувствовать всю историю этого потрясающего здания и всего этого колледжа. Оттуда вышло немало звезд. Это для нас тоже очень важно», — подчеркнула собеседница издания.
Помимо Сергея Захарова, судить конкурсантов будут еще пятеро судей: профессор вокала Королевского колледжа музыки Тим Эванс Джонс (председатель жюри), лауреат конкурса «Евровидение» Александр Рыбак, а также народный артист Украины Владимир Гришко, радиоведущий и музыкальный критик Сева Новгородцев и Александр Науменко, тенор Королевской оперы.
Разнообразие судейского состава, по словам Ольги Брамли, не случайно. «Мы набираем „коктейль“ из жюри для того, чтобы была объективность, такова наша концепция», — пояснила она.
Немало талантливых и даже известных имен и среди конкурсантов. «…Вместе с Владимиром Гришко из Украины приезжает молодой тенор Ростислав Кушина, который с большим успехом участвовал в программе «Голос». Теперь лучшие голоса Украины будут звучать и на нашем фестивале. От Эстонии будет принимать участие трио «Романс». Будет несколько исполнителей из России — и юные таланты, и чудесный бас Федор Тарасов, и исполнительница романсов Юлия Панфилова из Казании. Будут исполнители из Англии, а также из Италии, Болгарии, Ирландии и других стран», — рассказала собеседница издания.
Услышит публика и выступления самих звезд: Сергея Захарова, Александра Рыбака и Владимира Гришко, а также почетного гостя из Парижа Давида Сереро.
«Фестиваль-конкурс русской песни подарит вам три часа прекрасной музыки и отличное настроение — не только в этот вечер, но и на много дней вперед! Мы проводим его каждый год, и всякий раз наши гости очень тепло нас благодарят! Приходите и вы!» — цитирует в заключение директора «Eurolog UK» Ольгу Брамли русскоязычная газета «Англия».
О российско-французском балетном братстве
Французский «Русский очевидец» рассказывает о тесной взаимной связи русской и французской балетных школ.
В 2013 году, сообщает газета, празднует свой трехсотлетний юбилей старейшая танцевальная школа мира — «Балетная школа при Парижской национальной опере», где зародился и сформировался академический балет, распространившийся по всей Европе и России.
«Крестным отцом» французского балета считается Людовик XIV: «танцующий король» и страстный поклонник молодого жанра, он основывает Королевскую академию танца в 1661-м и Королевскую академию музыки в 1669 году. В 1671-м они сливаются в единую Королевскую академию музыки и танца, а в 1713 при ней учреждается первая в Европе школа танца, о юбилее которой и рассказывает издание.
Королевская академия музыки и танца неоднократно меняла названия и здания, пока не получила свое окончательное имя Парижской национальной оперы. В XIX веке нередко употребляется неофициальное название театра Гранд-Опера, намертво закрепившееся в русском сознании, или просто Опера, вытесненное после открытия второго здания на площади Бастилии названиями опера Гарнье — от имени архитектора Шарля Гарнье — и опера Бастилии — здесь уже играет роль расположение, пишет газета.
В XVIII веке жанр покидает границы Франции и активно развивается за ее пределами, продолжает издание. Россия, где царит эпоха Просвещенного абсолютизма Екатерины II, не остается в стороне от «танцевальной лихорадки»: в 1738 году создается Петербургская балетная школа, в 1773 — балетные классы при Воспитательном доме в Москве и, наконец, в 1783 году Екатерина II основывает Императорский театр Оперы и Балета в Петербурге.
Таким образом, в этом году будут праздновать целых четыре юбилея: 300 лет школе танца при Парижской опере, 275 — Питерской, 240 — Московской балетной школе и 230 лет — первому русскому театру оперы и балета, отмечает «Русский очевидец».
С русскими труппами всегда работало много иностранцев, среди которых на рубеже веков наиболее значим Ш. Дидло, ученик Ж. Ж. Новера, выведший петербургский балет на лидирующие позиции мирового уровня, рассказывает газета, подчеркивая, что русская и французская школы удивительно тесно связаны. «Россия, словно младшая сестра Франции, переняла танцевальное искусство, прилежно учась у ведущих балетмейстеров эпохи», — пишет издание.
Более того, когда к концу XIX века века парижская школа начинает переживать кризис, понемногу становящийся кризисом общеевропейским, молодая русская школа остается ему не подверженной. В конце XIX века в России работают А. Сен-Леон, К. Блазис, П. И. Чайковский и А. К. Глазунов чрезвычайно плодотворно сотрудничают М. Петипа, поставившим «Спящую красавицу», и его учеником Л. И. Ивановым, создавшим «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
К началу XX века русский балет обретает самостоятельность, а также собственных «авангардистов» (А. А. Горский и M. M. Фокин) и академистов (Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров). Наряду с новыми силами в самой хореографии в постановках участвует цвет молодых художников — К. А. Коровин, А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, рассказывает газета.
И так получилось, что в начале XX века именно русская танцевальная школа способствовала возрождению французской: Дягилевские «Русские сезоны» приносят в Европу свежие молодые и здоровые силы. Образовываются локальные балетные труппы (труппа Р. Пети, М. Бежара, позже, ближе к концу века, А. Прельжокажа), выделяются новые балетмейстеры — Ж. Скибин, X. Ланнер, М. Бежар, М. Декомбе, Дж. Тарас, пишет издание.
В танцевальном искусстве стираются традиционно-национальные черты, уступая место вненациональному поиску и обновлению, что характерно для всех видов искусств XX века, отмечает газета. А после Октябрьской революции из Советской России эмигрируют множество артистов и хореографов, многие из которых остаются Франции, в том числе С. Лифарь — танцор труппы Дягилева, затем сначала танцор, а позже балетмейстер и директор труппы балета Парижской Оперы, и Р. Нуриев — танцор, балетмейстер, также возглавлявший труппу Парижской оперы.
История искусств знает мало примеров столь тесного взаимовлияния, как то, что существовало и существует между русской и французской балетными школами, заключает французский «Русский очевидец» и сообщает, что в этом сезоне Парижская опера в честь юбилея своей танцевальной школы предлагает тематические спектакли, посвященные крупнейшим фигурам балета — Р. Нуриеву, Дж. Баланчину, М. Каннингаму и Р. Пети, сыгравшим огромную роль в развитии и становлении балета во Франции.
Австралийские гастроли Большого
Словно в продолжение балетной темы, австралийская русскоязычная газета «Единение» сообщает, что после почти двадцатилетнего перерыва на короткие гастроли, с 30 мая по 9 июня, в Австралию приезжает Большой театр: на этот раз балеты «Корсар» и «Светлый ручей» в исполнении лучших артистов знаменитого балета из Москвы увидят жители Квинсленда.
Организаторы, впрочем, уверены, что на такое значимое событие приедут гости и из других городов, и в первую очередь, из Сиднея — ведь тысяча километров для австралийцев не расстояние, отмечает издание.
В преддверии гастролей на встречу с русской общиной Сиднея приехал Джон Котзас, руководитель Центра искусств Квинсленда QPAC, где состоятся гастроли, и известный критик и журналист Лео Скофилд, который занимался организацией гастролей, сообщает газета.
Джо Котзас рассказал, что Центр искусств при поддержке правительства Квинсленда несколько лет назад принял решение пригласить на гастроли лучшие балетные коллективы мира. Жители штата уже увидели спектакли в исполнении Балета Парижа, известного балета Кубы и балета Гамбурга. Теперь им предстоит познакомиться с двумя постановками в исполнении артистов Большого театра, пишет издание.
«Билеты распродаются очень быстро, поэтому те, кто планирует побывать на спектаклях, должны не откладывать покупку», — отметил руководитель QPAC, добавив, что постановка такого балета, как «Корсар», на гастролях — это масштабная задача и, по его сведениям, из Москвы были отправлены 12 контейнеров с реквизитом.
В спектаклях будут участвовать 125 танцовщиков и 25 человек вспомогательного персонала. Поэтому организаторы решили ограничиться постановкой балета в одном городе Австралии. К тому же, отмечает газета, артисты Большого театра очень востребованы дома и не могут совершать долгие гастроли.
А выступивший на приеме в одном из залов Сиднейской оперы генеральный консул России Алексей Свиридов отметил, что культурные связи между двумя странами развиваются весьма успешно. В Австралии недавно гастролировал балет Эйфмана. В мае в Сиднее и Брисбене пройдут концерты Юрия Башмета. Сейчас в Австралийском музее завершается выставка из Эрмитажа «Александр Великий», в Мельбурне же вскоре будет проходить выставка «Великая Екатерина», пишет австралийская русскоязычная газета «Единение».
Источник: rus.ruvr.ru