В основном конкурсе 35-го Московского международного кинофестиваля (20—29 июня), состоящем из 16 картин, многие из которых подобны коту в мешке, представлено сразу три российских фильма. Это — «Роль» Константина Лопушанского, «Скольжение» Антона Розенберга и «Иуда» Андрея Богатырева. Накануне их премьер мы позвонили всем трем российским режиссерам и попросили их представить свои картины для читателей «МК».
В основном конкурсе 35-го Московского международного кинофестиваля (20—29 июня), состоящем из 16 картин, многие из которых подобны коту в мешке, представлено сразу три российских фильма. Это — «Роль» Константина Лопушанского, «Скольжение» Антона Розенберга и «Иуда» Андрея Богатырева. Накануне их премьер мы позвонили всем трем российским режиссерам и попросили их представить свои картины для читателей «МК».
Константин Лопушанский — признанный мастер, за его плечами такие работы, как «Письма мертвого человека», «Русская симфония», «Гадкие лебеди». Он не ищет в искусстве проторенных путей, его кино не пойдет под хруст попкорна. Фильм «Посетитель музея», представленный им на 16-м ММКФ, получил спецприз «Серебряный Георгий» и награду экуменического жюри. Черно-белая «Роль», что само по себе привлекательно, — об актере, который решил прожить чужую жизнь, но не на сцене, а в реальности, сообразно идеям символизма и Серебряного века. Действие происходит в 20-е годы XX века, в период Гражданской войны. Актера ждет трагический финал в той пьесе, которую он сам срежиссировал. Оказалось, что Константин Лопушанский думал об этой картине 30 лет. Сценарий, написанный им совместно с Павлом Финном, создавался долго, многократно переписывался и кардинально менялся. Рассказывает режиссер:
— Актерская линия возникла не сразу, после «Гадких лебедей». Я давно хотел снять картину, где можно было бы попытаться понять смысл актерской профессии, а через нее — сущность национального характера, менталитет страны. Актер ведь входит в души разных людей, и мы прослеживаем судьбу того, кто отважился сыграть не на сцене, а в жизни роль другого человека. Я попытался приблизиться к познанию судьбы России, понять время через конкретный характер. Это ведь страшные годы после Гражданской войны, разодравшей Россию, породившие, как писал Блок, кровавый отблеск в лицах. Высшая форма актерского мастерства — сыграть роль в жизни. Но за все приходится платить кровью.
Фильм снят на черно-белый «Кодак». Оператор Дмитрий Масс достиг удивительного изображения. А Максим Суханов, сыгравший главную роль, превзошел самого себя. Фактически он сыграл три роли в одном фильме, включая голос от автора, который звучит в финале. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов назвал «Роль» лучшей картиной Константина Лопушанского.
Антон Розенберг — дебютант, хотя и взрослый, почти сорокалетний человек, ученик Александра Митты, имеющий солидный стаж в рекламном бизнесе, снявший как режиссер целую обойму популярных рекламных роликов. Основой его дебютного фильма «Скольжение» стала сделанная три года назад тридцатиминутная короткометражка. Главную роль сыграл самобытный актер Влад Абашин («Жила-была одна баба», «В тумане»). Его герой Пепл — оперативный сотрудник Госнаркоконтроля, замешанный, как и его коллеги, в криминальных делах. И только оказавшись на краю гибели, он пересматривает свою жизнь. Все это подозрительно. И недавние соратники начинают подозревать Пепла в стукачестве, он становится их мишенью. Антон Розенберг говорит о своей работе:
— Наш фильм не про «оборотней в погонах». Просто сюжет связан с людьми, служащими в правоохранительных органах. Но это часть сюжетного массива. Нас в большей степени интересует моральный аспект. Это история человека, который запутался в жизни и пытается найти выход. Криминальная драма — скорее жанровая оболочка человеческой истории. Меня все время спрашивают о том, жесткое ли это кино. Конечно, насилие в нем присутствует, но не является самоцелью, основной темой, это просто способ решения проблем в том мире, в котором живут главные герои. По сравнению с тем, что мы сегодня видим на экранах, насилие в «Скольжении» — детский лепет.
Андрей Богатырев — 28-летний выпускник ВГИКа, успевший снять десять документальных картин. Его дебют «БАгИ» состоялся на 33-м ММКФ в конкурсе «Перспективы» и был удостоен специального упоминания жюри. Новый фильм поставлен по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Сценарий написан писателем, а с недавних пор и режиссером, Всеволодом Бенигсеном (он снял фильм «Аварийное состояние»). Он же автор сценарий «БАгИ». Главную роль сыграл Алексей Шевченков («Жила-была одна баба», «Орда»). Свой выбор Андрей Богатырев обосновал так:
— Пришло время внимательнее посмотреть на такие понятия, как предательство Иуды, которое, на мой взгляд, произошло точно не из-за денег. Существовали более глобальные мотивы. И Леонид Андреев подталкивает к размышлениям на этот счет. В нашем обществе много псевдоверы. Все формально и ограничивается тем, что надо свечку поставить, куличик скушать. А по сути, мы совершенно не приблизились к пониманию того, что говорил Христос. Наше общество не христианское вообще и не стремится таковым стать. Мой фильм — попытка поразмышлять по этому поводу. Думая об исполнителе главной роли, я искал личность. Мне было неважно, каким будет актер — толстым или тонким, большим или маленьким. Выбор пал на Алексея Шевченкова. Он — неравнодушный, компанейский человек. К нему сразу возникает доверие. Алексей не только хорошо справился с ролью, но прожил ее. А потом выяснилось, что он мечтал о роли Иуды давно. Но даже не думал, что это когда-нибудь произойдет.
Источник: mk.ru