Эмир Кустурица: «В XXI веке не принято терзаться вопросами морали»

Эмир Кустурица: «В XXI веке не принято терзаться вопросами морали»
Режиссер признался в любви к Достоевскому

— Маэстро, над чем вы сейчас работаете?

Режиссер признался в любви к Достоевскому

— Маэстро, над чем вы сейчас работаете?

Эмир Кустурица: «В XXI веке не принято терзаться вопросами морали»

— Я уже очень давно вынашиваю идею романа «Мой друг Федор», который посвящен моему самому любимому писателю Федору Михайловичу Достоевскому. Это сюжет о режиссере, который мечтает снять фильм «Преступление и наказание», но не может найти денег на картину, а сам перебивается рекламой. И вот он знакомится с богатым человеком, который предлагает: «Убей мою жену и получишь деньги на картину!» — то есть, попросту говоря, нанимает его совершить ужасное преступление. Но вот тут-то появляется иная составляющая, ведь мой герой — человек нового поколения. Когда он неожиданно попадает в такую же ситуацию, как Раскольников, то не начинает мучиться вопросами бытия, а попросту удивляется: почему Раскольников так много раздумывал об убийстве? Ведь сейчас нет ничего проще: пойти в ближайший супермаркет, приобрести качественный топор — и вперед, к заветной цели! Согласитесь, что в XXI веке уже как-то не принято терзаться вопросами морали. А ведь без идеалов мир не удастся изменить, без идеалов ты похож на «рефриджерейтер», то есть сам становишься продуктом, который угоден современному обществу потребления. Когда я напишу этот роман, а это произойдет совсем скоро, то попробую сам его и экранизировать.

— А где будете снимать? Ведь действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге.

— Я уже думал об этом и даже посетил те места, которые описываются в романе. У вашего Петербурга потрясающая аура, которая подкрепляется вековой историей. А когда читаешь о Петербурге еще и в описании великого Достоевского, то возникают безумно интересные, сильные ощущения — не передать словами. Поэтому я буду с нетерпением ждать того дня, когда начну снимать картину в Петербурге.

— Тема Достоевского неисчерпаема. Недавно на одном из федеральных телеканалов показали сериал о частной жизни Федора Михайловича. А как вы относитесь к сериалам? Сейчас на Западе настоящий бум.

— Мне рассказывали об этом сериале про Достоевского, но я его, к сожалению, не видел. Вообще негативно отношусь к сериалам. Конечно, сегодня эстетики кино уже не существует в чистом виде, границы стираются. Но, по мне, все-таки лучше смотреть кино в кинотеатре или на хорошем DVD. А сериалы нового поколения, безусловно, большой шаг от мыльных опер к хорошему кино. Хотя не нужно ни от чего зарекаться, и я не могу исключать, что мой новый фильм по роману «Мост на Дрине» любимого мной писателя Иво Андрича, отмеченного Нобелевской премией, будет иметь две версии — кинематографическую и телевизионную.

— Правда, что в другом вашем проекте о знаменитом мексиканском революционере Панчо Вилья сыграет не кто иной, как Джонни Депп?

— Нет, неправда. Но уже подписан контракт с другим прекрасным актером — Бенисио дель Торо.

— Ваши проекты всегда неожиданны. Что подвигло вас снять фильм «Марадона»?

— Я очень люблю футбол, сам играл. Это очень динамичная и современная игра. Она живет больше 120 лет и не надоедает, вызывает такие эмоции, страсти. В ней есть пространственное решение, а для кинорежиссера пространство, как и для футболиста, тренера, — очень важный компонент. Марадона интересен и как футболист, и как личность. Я рад, что кино позволило мне окунуться в столь любимый мной мир большого футбола.

— Ваша автобиографическая книга «Смерть — это непроверенные слухи» издана пока только в Сербии?

— Еще во Франции и в Италии. Сейчас сделан перевод и на русский язык, и, надеюсь, осенью этого года книга появится в России. В ней 12 глав, я вспоминаю самые яркие события своей жизни, начиная с 1961 года, времени полета в космос Гагарина, и по 1995 год включительно. Меня спрашивают — а почему до 1995 года? Многие думают, что последует продолжение. Но, скорее всего, продолжения не последует. Уж очень утомительно оказалось писать книжки.

— В июне вы приезжали в Петербург на фестиваль имени Исаака Шварца. Вы любите его музыку?

— К сожалению, с самим Исааком Шварцем я не успел встретиться, но с его благородной музыкой я познакомился еще в студенческие годы, когда посмотрел фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Хорошо помню свои ощущения: музыка была такой, что я никак не мог уловить момент, когда перестает играть музыка и начинается картина, и когда она вновь начинает звучать. Вот какой органичной может и должна быть киномузыка! Музыка способна не только добавить динамики, но также играет большую роль в создании архитектуры фильма. Я вообще не понимаю, как некоторые режиссеры могут снимать фильмы без музыки. Они же лишают себя целого пласта восприятия! Мне кажется, новый Санкт-Петербургский фестиваль искусств имени Шварца должен сделать акцент именно на киномузыке. Это очень перспективная тема — серьезный фестиваль киношной музыки. Ведь киномузыка органично существует и в искусстве авторского кинематографа, и в голливудских блокбастерах.

— Но вы ведь давно разочаровались в Голливуде, разве нет?

— До 60-х годов Голливуд был идеальным местом для развития мирового кинематографа, а сегодня это гигантское агентство по производству денег и видеоигр. Голливудские фильмы стали мощной бизнес-структурой, а когда-то здесь создавались идеалы.

— После фестиваля имени Шварца желтая пресса писала, что Кустурица налегал в Питере на русскую водку, тем более что одним из спонсоров фестиваля была фирменная петербургская рюмочная.

— Я, конечно же, пробовал русскую водку, но не испытываю к ней особого пиетета. Скажу по секрету, что даже в русских ресторанах, когда меня угощают водкой, то я вежливо отказываюсь и всегда прошу заказать мне бутылочку доброго «Каберне Совиньон».

— В Петербурге в радиоэфире вы обронили такую фразу: «Искусство не может изменить мир».

— Доказательств того, что искусство не может изменить мир, множество. Даже после такого гениального романа, как «Война и мир», люди продолжают воевать. А после произведений Достоевского люди по-прежнему бывают жестокими и злыми. Лет 10–15 назад своими фильмами я хотел влиять на настроения людей. Мне запала в душу идея, что музыка иногда даже способна спасти человека от эпилепсии: оказывается, когда больные эпилепсией слушают музыку Моцарта, у них на 70 процентов уменьшаются припадки. В какой-то мере искусство, несомненно, влияет на людей, на какого-то конкретного индивидуума, но изменить мир — это непосильная задача для искусства. Искусство идеализирует жизнь, в хорошем фильме человек видит то, чего не может получить в реальной жизни. Искусство может реализовать ваши мечты, и это хорошая форма существования человеческого рода. К сожалению, эти законы не действуют в реальной жизни, но я в них верю.

— Вы часто говорите, что живете в самом красивом городе мира.

— Да, ведь я сам его построил! И это не Париж (в 2004 году, в день премьеры фильма «Жизнь как чудо», Кустурица открыл построенную им деревню Кустендорф, в которой живет и снимает свои фильмы, где проходят всевозможные фестивали. — «Труд»), это мои эмираты. Это и есть реализация моей мечты об искусстве. В этом городе есть кинозалы, кафе, отели, вся инфраструктура, каждый может найти для себя что душа пожелает. Это часть широкого комплекса под названием «Парк природы» на Мокрой Горе — большого социально-экологического проекта, в котором мы защищаем не только окружающую среду, но и культуру.

Резюме «Труда»

Эмир Кустурица, режиссер

Родился в 1954 году в Сараево, Югославия.

Учился в Академии исполнительных искусств в Праге.

Его первый полнометражный фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981) получил приз за лучший дебют на Венецианском кинофестивале. Кустурица — один из немногих режиссеров, получивших две высшие награды Каннского кинофестиваля — за картины «Папа в командировке» (1985) и «Андерграунд» (1995). Кустурица также известен как музыкант: в качестве бас-гитариста он выступает с фолк-группой The No Smoking Orchestra.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий