38 лет спустя

38 лет спустя
Организаторы литературной премии «Новая словесность» решили отвлечься от современного литературного процесса и поискать лучшего писателя в 1973 году. Благодаря этому номинантами премии стали Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Венедикт Ерофеев, Владимир Набоков и многие другие писатели, чей статус не нуждается в утверждении. Публичное обсуждение их книг, традиционное для «Носа», обещает стать интересным.

Организаторы литературной премии «Новая словесность» решили отвлечься от современного литературного процесса и поискать лучшего писателя в 1973 году. Благодаря этому номинантами премии стали Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Венедикт Ерофеев, Владимир Набоков и многие другие писатели, чей статус не нуждается в утверждении. Публичное обсуждение их книг, традиционное для «Носа», обещает стать интересным.

38 лет спустя

«Идея разыграть премию НОС образца 1973 года возникла в силу необходимости объяснить (в том числе и самим себе), что же мы ищем в текущей словесности. А ищем мы точки пересечения эстетической новизны, новых языков литературы — и новой глубины (остроты, широты — нужное подчеркнуть) социального анализа. О том, что такие точки пересечения возможны, свидетельствует литература недавнего прошлого — в том числе (а возможно, и в первую очередь) те тексты, которые мы включили в „шорт-лист 1973 года“. За каждым из этих имен стоят и новый эстетический код, и новое понимание социальности. Проверить наш поисковый метод на этой признанной классике, прояснить наши ориентиры — вот главная цель этой литературной игры».

Так на сайте премии, организатором которой выступает Фонд Михаила Прохорова, объясняется нестандартное решение. Обнаружив, что именно в 1973 году были опубликованы «Архипелаг ГУЛАГ», «Москва-Петушки», «Школа для дураков» и «Прогулки с Пушкиным», в оргкомитете премии справедливо решили, что это совпадение само по себе крайне редкое и интересное. Список был дополнен книгами, которые были написаны или закончены в 1973 году, а также текстами, не датированными авторами.

Всего в шорт-листе оказалось 14 писателей, большинство из которых принадлежат к советскому андерграунду. То есть определенный смысл есть не только в том, чтобы найти связь между словесностью времен, но и в том, чтобы отдать должное авторам, которые в свое время не могли получить официальное признание. Немаловажно и то, что саму идею организаторы характеризуют как «литературную игру», этим освобождая от обязательств и себя, и публику, которая будет участвовать в дискуссии.

Шорт-лист премии «Нос-1973» выглядит следующим образом: Александр Галич. «Генеральная репетиция» Венедикт Ерофеев. «Москва-Петушки» Василий Шукшин. «Характеры» Андрей Синявский. «Прогулки с Пушкиным» Людмила Петрушевская. «Уроки музыки» Фазиль Искандер. «Сандро из Чегема» Саша Соколов. «Школа для дураков» Александр Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» Братья Стругацкие. «Пикник на обочине» Юрий Трифонов. «Нетерпение» Евгений Харитонов. Проза Варлам Шаламов. «Колымские рассказы» Игорь Холин. Проза Владимир Набоков. Strong Opinions

Первое, что бросается в глаза, — это невероятное разнообразие стилей и даже принадлежность писателей к разным эпохам и направлениям. От «шестидесятников» и первых представителей новой литературы, пришедшей на смену литературе советской и антисоветской, — Искандера, Солженицына, братьев Стругацких, Галича, Трифонова — до потерявшей всякие исторические ориентиры «новой литературы»: Петрушевская, Соколов, Ерофеев. К ним примыкают пионер гей-прозы в России Евгений Харитонов, бытописатель советского зла Игорь Холин и совсем уж неожиданный в этой компании адепт совершенного стиля Владимир Набоков.

Можно применить и другой, противоположный, ненаучный, но не менее очевидный подход — разделить этот шорт-лист по критерию популярности. Такая сортировка поставит на одну сторону «Пикник на обочине», «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы», «Школу для дураков» и «Москву-Петушки», а на другую — все остальные тексты. Читательское голосование, которое уже началось на сайте «Носа», отражает это деление ярче всего: проголосовавших пока немного, но на эти пять книг приходится 83 процента голосов.

Некоторые из представленных в списке произведений уже давно входят в школьную программу, в то время как, например, Игорь Холин официально начал публиковаться в России только в самом конце XX века. Два нобелевских лауреата, без которых (как и без Шукшина, Трифонова, Шаламова) образованный человек не может представить себе русскую литературу, соседствуют в списке с Петрушевской и Соколовым, пишущими и публикующимися в наше время. Подавляющего большинства из перечисленных писателей уже нет в живых.

То есть получается, что на один объединяющий признак (и тот условный) — 1973 год — этих текстов приходится огромное количество разобщающих, осложненных приобретенной за 38 лет индивидуальностью, а в некоторых случаях и культовостью произведений. И как из этого можно выбрать что-то одно? Хотя нет, выбрать что-то одно может каждый — а вот как всем, и членам жюри, и читателям, прийти к единому мнению?

В 2010 году в Великобритании вручали «Букера» за 1970 год, так как из-за организационных трудностей этот год в истории премии пропустили. Вручение премии казалось в высшей степени разумным и обставлено было соответствующим образом: кандидатов, например, отбирали люди, родившиеся в 1970 году, а лауреата премии выбирали читатели. Так британцы одновременно отдали должное несправедливо обойденным вниманием писателям прошлого и заполнили досадный пробел в списке лауреатов «Букера».

Абсолютно противоположная картина складывается с проектом «Нос-1973». Создается ощущение, что весь этот поиск «точек пересечения эстетической новизны» организаторы премии затеяли просто так, лишь потому что им захотелось. В 2011 году будет вручаться и обычный «Нос» — тот, которым отмечают лучшую книгу прошедшего года, и «Нос-1973» носит необязательный характер, так как объективных предпосылок затевать что-то подобное нет.

Однако даже если допустить, что все именно так и обстоит (премия «Нос» существует два года и ни одного из них не пропустила, так что у нее нет никаких особых причин отступать на 38 лет назад), — самой идее такой «литературной игры» нельзя отказать в смелости, она жива и интересна, в чем-то даже трепетна. «Главное — что получится в итоге», — пишут организаторы на сайте премии. Дебаты, на которых будет обсуждаться шорт-лист «Носа-1973», пройдут в лектории Политехнического музея 25 марта.

Источник: lenta.ru

Добавить комментарий