Евгений Евтушенко: У меня должно быть звание полковника КГБ — не меньше! («Звезда», Пермь)

Завтра исполняется 80 лет выдающемуся поэту современности, другу «Звезды» Евгению Евтушенко.

Завтра исполняется 80 лет выдающемуся поэту современности, другу «Звезды» Евгению Евтушенко.

Помня, что существует известная путаница с годом его рождения, я спросил у Евгения Александровича, как он всё-таки будет отмечать свой юбилей — по сути или по паспорту? Он ответил: «На моих афишах в Политехническом музее обозначено: „18-го июля — день рождения Евгения Евтушенко“. Так что и в этом году, и, надеюсь, в будущем я просто буду отмечать свой день рождения. А знаешь, как получилось?.. Когда я находился в эвакуации на станции Зима у бабушки, а потом нужно было возвращаться в Москву и для этого уже по возрасту требовался особый пропуск, мама моя, чтобы мне ехать без пропуска, исправила в метрике год моего рождения с 1932-го на 33-й…»

Дальновидное исправление! Поэт Евгений Евтушенко может принимать поздравления от своих почитателей и нынче, и через год. И он к этому титанически готов. Ещё месяц назад, когда в городе Талса штата Оклахома США, где Евгений Александрович вот уже много лет читает в университете курс русской поэзии и нашего кино, ему была сделана серьёзная операция, и швы, по его собственному признанию, кровили, казалось, перелёт в Россию и запланированные выступления в Москве и других городах, не исключая и Перми, если не откладывались, то отодвигались на неопредёлённый срок, и вот уже слышу в телефонную трубку: «Я всё-таки полечу и буду выступать 18-го…»

Пока писал эти строки, «Радио России» материализовало знакомый голос Евтушенко в передаче «У микрофона Михаил Веллер». Где, собственно, 80-летний поэт подтвердил, что планов у него — на двадцать лет вперёд, но если предположить, что сейчас прошло уже девятнадцать, он бы всё равно «попросил у Бога о пролонгации».

Евтушенко последний из плеяды шестидесятников, с коими в обществе нашем ассоциировали надежды на перемены и обновление. Да, они не оправдались. И это — один из самых горьких уроков, который выпал шестидесятникам. «Нас мало. Нас, может быть, четверо». Первым ушёл Роберт Рождественский, затем — Андрей Вознесенский, кому принадлежат эти строки, следом — Белла Ахмадулина. На Евтушенко свалился весь груз великолепной четверки. И надо признать, что он, до сих пор называющий себя социалистом-идеалистом, его держит, несмотря ни на что:

Пускай шипят, что мы бездарные, Продажные и лицемерные, Но всё равно мы легендарные, Оплёванные, но бессмертные!

Мифов вокруг Евтушенко — как вокруг древнегреческого героя. Он их сам поддерживает и распространяет. Однажды, когда мы гостили с ним в Чусовском этнографическом парке у Леонарда Постникова, Евгений Александрович с важным видом пошутил: «Если взвесить, во скольких странах мира я побывал, у меня должно быть звание полковника КГБ — не меньше!»

Что касается не мифов, а реальности, то не преувеличу, если скажу, что Евгений Евтушенко, пожалуй, единственный из ныне действующих русских поэтов (и, возможно, за всю историю оте­чественной поэзии вообще), кто напрямую может общаться с главами иностранных государств. Пять лет назад из рук президента Чили ему, лауреату Государственной премии СССР, вручили высшую государственную награду этой страны — орден Освободителя. Про СССР я упомянул не ради красного словца. Для Евгения Евтушенко ушедшая в мировую историю советская Империя сродни Атлантиде, взамен которой вряд ли сегодня что-то могут предложить вершители народных судеб.

В 2010 году, когда Евгений Александрович, приехав в очередной раз в Пермь, стал гостем редакции «Звезды», в обоюдоострой, отметающей всяческую скуку обстановке прозвучало его то ли признание, то ли укор: «Вам, наверное, кажется: всё, что происходит у нас в стране, я представляю в каком-то исключительно радужном свете? Если бы вы продолжали читать мои стихи, вы увидели бы, сколько тяжёлых проблем я в них поднимаю!»

Как человек, уже познакомившийся с содержанием его новой, юбилейной книги стихов и эссе, могу засвидетельствовать: это действительно так. В свои 80 поэт, чьи строки давным-давно вошли в состав песенного творчества народа России, продолжает находиться на острие её боли, как отчаянный сёрфингист на гребне набегающей волны.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий