Валерий Шубинский Владислав Ходасевич: Чающий и говорящий
Валерий Шубинский Владислав Ходасевич: Чающий и говорящий
Владислав Ходасевич был не только поэтом, но еще и отличным биографом. Он написал книгу о Державине, знаменитый Некрополь мемуарные очерки о своих современниках и работал над биографией Пушкина, которую так и не успел закончить. Но своего биографа у Ходасевича исключенного на многие годы из советского литературного процесса, понятное дело, долго не было. Тем более не было массового, жезээловского биографа. Валерий Шубинский, до этого написавший о Гумилеве, Хармсе и Ломоносове, видимо, создает свой собственный некрополь. И в случае с Ходасевичем здесь все как и положено: безмерное почтение, на некоторых страницах переходящее в преклонение, уловимое уже в самом заголовке, причем не просто преклонение биографа, работающего в жезээловском жанре, а еще и поэта как это, опять же, положено у современных, скажем так, не самых известных поэтов, восторгающихся предреволюционной поэтической эпохой.
Петер Шпорк Читая между строк ДНК
Если в начале XX века осуществлять идеи Федорова по преодолению смерти хотели с помощью психоанализа, то по представлениям начала XXI века таким вспомогательным методом может стать эпигенетика надгенетика или окологенетика. Эта наука изучает структуры и механизмы, которые наделяют индивидуальностью каждую клетку и в совокупности образуют ее эпигеном. А эпигеном это, по сути, создатель всей жизненной программы человека. Именно от эпигенома, от того, как он передаст генетический код остальным геномам, зависят, например, продолжительность и качество жизни, потому что (как недавно выяснили ученые) эпигеномы обладают способностью меняться и отзываются на внешние факторы, в том числе и негативные. Поэтому книга Шпорка это еще и научно завуалированный призыв вести здоровый образ жизни.
Эйлин Рибейро Мода и мораль
Классический труд по истории моды искусствоведа и профессора Кортлендского института изобразительных искусств Эйлин Рибейро был опубликован еще в середине 1980-х годов. На русском он выходит в серии Библиотека журнала Теория моды. Теории здесь немного, больше истории, и даже не всегда истории моды, а скорее общественных норм и ограничений, связанных в большинстве случаев с религиозными убеждениями. Рибейро следует хронологическому порядку, но ограничивается только историей Англии: вводная глава об эллинах и римлянах, а дальше Средневековье, Возрождение и вплоть до 1980-х годов и Вивьен Вествуд. Рассказы о тех предметах гардероба, которые, по идее, больше всего должны заинтересовать читателей мужских колготках, гульфиках, корсетах и декольте, снабжены редкими иллюстрациями, к сожалению, не самого хорошего качества.
Vita Sovietica. Неакадемический словарь-инвентарь советской цивилизации
Публикация этой книги, по замыслу, была приурочена к 20-летию распада СССР, но вышла она в итоге несколько позднее. Сборник выстроен по принципу словаря; очерки и эссе от Дмитрия Бавильского, Кирилла Кобрина, Максима Кронгауза, Михаила Эпштейна, Александра Чанцева и других расположены в алфавитном порядке. Открывается словарь, например, статьей Авоська, а заканчивается Эмиграцией и Этой страной. Есть еще Борис Гребенщиков, Промокашка, Трешка, ГУЛАГ и даже Сникерс. В общем, настоящая энциклопедия советской жизни, при составлении которой и на это особенно указывает редактор Андрей Лебедев были использованы неакадемические принципы: никакой скрупулезности и никаких ссылок на университетские труды в ней искать не стоит.
Леонид Ионин. Политкорректность: дивный новый мир
Профессор Высшей школы экономики, доктор философских наук Леонид Ионин два года назад выступил с докладом Общество меньшинств: политкорректность в современном мире в Институте философии РАН. Вышедшее в издательстве Ad Marginem в серии Библиотека журнала Логос его эссе это и есть тот доклад, вызвавший тогда полемику в стенах института. Вопрос в том, сможет ли он вызвать полемику в более широких кругах и действительно ли так уж важна для современного российского общества проблема политкорректности, борьба за которую, по мнению Ионина, у нас вовсю идет. На Западе политкорректность уже победила (здесь с Иониным наверняка согласился бы Тило Саррацин). И чтобы у нас ситуация не дошла до того, что описывает Саррацин в своей книге, Ионин и призывает понять, что политкорректность это всего лишь один из инструментов борьбы меньшинства против большинства, которая, по сути, подрывает традиционные институты демократии.
Далекое будущее Вселенной. Эсхатология в космической перспективе
В ноябре 2000 года в римской Casina Pio IV бывшей летней резиденции Пия IV на симпозиум, спонсируемый Обществом Джона Темплтона, собрались главные ученые, философы и богословы современности, чтобы ни много ни мало обсудить вопросы о будущем нашей Вселенной. Ожидает ли человеческую жизнь и всякий существующий разум в ходе развития Вселенной неизбежный конец или же возможен путь, на котором они смогут дожить до последних времен? В сборнике 18 статей, так или иначе отвечающих на этот фундаментальный вопрос: с точки зрения космологии, биологии, физики и богословия. На одной стороне аналитический, рациональный разум, на другой метафизические понятия, обращенные к иным уровням понимания. В этом синтезе уникальность этой книги, возможно, лучшего научного нон-фикшна, изданного на русском за последнее время.
Александр Горский Фаллический зрачок
Совсем забытый то ли философ, то ли поэт Александр Горский в разное время был близок и к кругу религиозных мыслителей первой трети XX века, и к одесским поэтам 1920-х годов. Но наибольшее влияние на него оказала Философия общего дела Николая Федорова, согласно которой основная цель человечества объединиться в борьбе со смертью и добиваться воскрешения каждого умершего человека. Горский, как и многие его современники, был под сильным впечатлением от проекта Федорова и пытался теоретически осмыслить возможное продолжение его мысли и дела. Например, свои надежды на реализацию федоровских замыслов Горский связывал с психоанализом Фрейда и с его исследованиями связи эроса и танатоса. И если танатосу и борьбе с ним в этом сборнике посвящены Организация мировоздействия и Богословие общего дела, то центральный Огромный очерк полностью об эросе, его влиянии на творческие механизмы и на сновидения, которые, по Горскому, есть какое-то непрестанное взаимодействие между органами зрения и органами воспроизведения, что мифологически выражается концепцией фаллического зрачка.
Е. Диппер, А. Седов. Теория большого взрыва. Гид по сериалу по версии Kuraj-Bambey
Самые известные переводчики сериала Теория большого взрыва на русский язык в интернете команда Kuraj-Bambey. Чтобы окончательно закрепить за собой статус главных русскоязычных знатоков и ценителей этого ситкома, они написали подробный путеводитель по его эпизодам, сезонам, персонажам и сюжетным линиям. Понятное дело, что эта книга существует только как приложение к сериалу и по-настоящему будет интересна только отчаянным любителям Теории большого взрыва, которым снова захочется посмеяться над любимыми шутками, ну или пройти тест на ботанство и попросту не затеряться в понятиях и стилистике нерд-культуры что и обещают авторы и составители сборника. Хотя для этого, возможно, гораздо проще было бы пересмотреть отдельные эпизоды самого сериала.
Книги предоставлены магазином Циолковский.
Источник: afisha.ru