Юра-музыкант

Юра-музыкант
Одинокая фигура, внешне неотличимая от техников, возившихся на сцене уже битых полчаса, вышла из-за кулис и направилась к микрофону. По мере ее приближения зал гудел все громче — и вот, наконец, его узнали самые близорукие.

«Привет, ребята. Мы хотели выйти мрачно так, с понтами, да вот не вышло», — произнес Юрий Шевчук.

Одинокая фигура, внешне неотличимая от техников, возившихся на сцене уже битых полчаса, вышла из-за кулис и направилась к микрофону. По мере ее приближения зал гудел все громче — и вот, наконец, его узнали самые близорукие.

«Привет, ребята. Мы хотели выйти мрачно так, с понтами, да вот не вышло», — произнес Юрий Шевчук.

Юра-музыкант

Техники продолжали затаскивать на колосники нелепо свисавшие провода, а лидер ДДТ пустился в рассказы — анонсировал программу и даже посетовал: мол, придется потерпеть целых полтора часа новых песен. «Ребята, вы уже закончили?» — чуть раздраженно спросил человек с микрофоном у колосников. Провода быстро убрались, в зале погас свет, а и из темноты появились музыканты ДДТ с фонариками в руках.

Началось все равно «мрачно», то есть — видимо, так надо было понимать этот питерский эвфемизм — довольно мощно и торжественно: с барабанной дроби и гимнической песни «Родившимся этой ночью». На растянутом во всю сцену экране-заднике раскрылся занавес — по сюжету, объяснял Шевчук накануне концерта, лирический герой новой программы рождается в дни исторического XXII съезда КПСС. На протяжении всего шоу этот герой будет претерпевать метаморфозы — становится участником цепочки потребления (песня «Солнечный свет»), размахивать бейсбольной битой («Кризис»), выходить в космос. Не менее срежиссированным выглядело и то, что происходило на сцене — еще немного, и можно было бы заподозрить, что перед нами мюзикл по новым песням ДДТ: так, например, на песне «Эй, кто ты» по авансцене прошло около сотни зрителей из танцпартера — вроде бы нехитрый полуэкспромт выглядел как отлично поставленная массовая сцена.

Полтора часа на хорошем звуке, позволяющем расслышать каждую незнакомую строчку, с минимальными перерывами между песнями — ДДТ устроило натуральный беспосадочный перелет длиной в 28 песен, погружение в мир нового альбома.

А погружаться было во что. Группа, последние лет десять уверенно дрейфовавшая от стадионного рока к авторской песне, развернулась на 240 градусов: двинулась обратно в сторону стадионного рока, только на этот раз европейского разлива — больше всего новая программа ДДТ напоминала записи U2 времен альбома «Zooropa».

Кое-где появилась — невероятно уместная, кстати — электроника. Но самое главное — новые тексты и манера их подачи: так, местами Шевчук не поет даже, а белым стихом полупроговаривает сложносочиненные мысли, в других — натурально кричит на фоне почти хардкорового аккомпанемента. Единственное, что роднит ДДТ прошлый и настоящий — это фолковое двухголосие на лиричных песнях: место ансамбля «Радуйся», в свое время выступавшего с Шевчуком, в этом туре заняла голосистая красавица Алена Романова из этнопроекта Zventa Sventana — на этом концерте они несколько раз чрезвычайно живописно пели спина к спине. А зрители, вместо традиционного хорового пения блестящих от заезженности хитов ДДТ, были вынуждены все полтора часа молча внимать новым песням о том, как существуют и протекают личные свобода и любовь на фоне свободы родине и любви к своей стране. Так что Шевчук, кажется, не зря извинялся, изображал волнение и призывал потерпеть — без такого предварительного предупреждения у любого, кто ничего не знал о новой программе и не успел до концерта прослушать новый альбом, мог запросто уронить на пол челюсть.

Впрочем, шанс попеть хором Шевчук публике все равно предоставил — после того, как экранный современник эпохи дополз через годы и метаморфозы голым и грязным до Зимнего дворца в его современном виде, отзвучала лиричная двухголосая композиция «Юго-западный ветер» и экранный занавес закрылся, группа ушла, чтобы вернуться на широкий бис, де-факто ставший вторым отделением концерта. Здесь — уже без поддержки видео и мультимедиа — прозвучали и «Колея», и просто «Осень», и «Последняя осень». Но, кажется, в таком репертуарном решении была скрытая ирония — зрителям явно намекнули на тот контраст, который вызывает такое сопоставление программы «старого и лучшего» с новым и трудным.

Закончился концерт, по давней традиции, песней «Это все»: фонарики, зажигалки, мобильники.

Сломал концерт и другой стереотип — восприятия Шевчука как социально и политически озабоченного трибуна, использующего сцену и рок-музыку для проповедей; за последние два года Юрий Юлианович своим участием в митингах за Химкинский лес и против газпромовского небоскреба давал немало поводов говорить о себе, как об общественном деятеле. Претенциозное название новой программы, как ни странно, обозначило совсем не то, что можно было подумать — все действительно иначе, Юра — действительно музыкант по преимуществу, как и было сказано на знаменитой встрече с Путиным. Хотя не соскочить в политику ему стоило видимого труда — желая (как обычно многословно) зрителям на прощание всего хорошего, он коснулся темы будущих выборов, посоветовав задавать вопросы себе и власти, но при этом призвав голосовать за кого душа пожелает. И, судя по реакции забитого до краев зала, найдись в избирательных бюллетенях его имя, исход голосования был бы решен однозначно.

Источник: gazeta.ru

Добавить комментарий