
В одном из интервью Борис Гребенщиков рассказывал автору о встречах с Лу Ридом и попытках писать с ним песни: «У него в студии стоят восемь маршалловских колонок в два этажа. Брякнет по струнам — и ощущение такое, будто оказался под взлетающим самолетом». В альбоме Lulu, записанном вместе с рокерами Metallica, заведующий по нью-йоркскому андерграунду, надо думать, получил требуемую дозу шума и заодно конкретный реактивный выхлоп.
В одном из интервью Борис Гребенщиков рассказывал автору о встречах с Лу Ридом и попытках писать с ним песни: «У него в студии стоят восемь маршалловских колонок в два этажа. Брякнет по струнам — и ощущение такое, будто оказался под взлетающим самолетом». В альбоме Lulu, записанном вместе с рокерами Metallica, заведующий по нью-йоркскому андерграунду, надо думать, получил требуемую дозу шума и заодно конкретный реактивный выхлоп.

История альбома Lulu получилась даже в чем-то симпатичной. Со своей любовью к болезненным и маргинальным персонажам, попадавшим в альбомы Velvet Underrground и сольники Transformer, Berlin или Street Hassle, тему Рид и теперь подхватил подобающую. В оригинале это даже никакой не Нью-Йорк, а Германия конца XIX века. Лулу — главный персонаж спектаклей немецкого драматурга Франка Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры». Эти — да и не только — работы регулярно резались цензорскими ножницами за совсем неподобающую тому времени сексуальность различного толка и достаточно передовые по тем временам идеи.
По сюжету роковая обольстительница, описываемая как «дикое красивое животное», выбирается из низов общества на верхние его ступеньки посредством разновсяческих махинаций и манипуляций с сильным полом, но впоследствии сокрушительно валится обратно. Насилие, некоторый разврат и даже финальная встреча с Джеком-потрошителем идут в комплекте. Эту прекрасную историю Лу Рид понемногу разрабатывал тихими домашними вечерами, а катализатором стала встреча с Metallica на введении в Зал славы рок-н-ролла в 2009-м. Тогда они, по словам поклонников, убили «вельветовскую» песню Sweet Jane.
Несмотря на опасения, что такая компания мизантропов вообще сможет в принципе сработаться, процесс пошел довольно бодро. Интересно, что для самого Лу Рида за всю его карьеру это было первое сотрудничество такого рода и масштаба. До этого он предпочитал работать с проверенными людьми типа Лори Андерсона и со старым коллегой Джоном Кейлом. И даже если в запись включались музыканты вроде Джона Зорна или немцев Zeitkratzer — как в относительно недавнем эксперименте The Stone: Issue Three или оркестровом «восстановлении» Metal Machine Music, — это оказывалось скорее арт-играми на большого любителя.
С Metallica же все было «по-настоящему» — концептуальный рок-проект, сразу же получивший всю возможную засветку. Как и полагается в случае с историей Лулу, без цензуры не обошлось и здесь. Диск с обложкой, которую сваял Антон Корбейн, тут же запретили продавать «в открытую» в ряде магазинов. Умилительно глядящий манекен с обрубленными руками и намазанным кровью названием поверх него — зрелище сродни кадру из фильма ужасов, но содержанию диска отвечает на сто процентов.
Metallica облепили скелет повествования мясом тяжеленных риффов. Мелодические моменты кажутся второстепенными — под стоны и рев гитар несутся речовки, замешанные на нелегкой, но увлекательной жизни немецкой девушки. Недобрую команду валяет от подобия самых «тяжелых» вещей Velvet Underground, при поддержке Metallica превращающихся в тяжелый и тягостный рок, до откровенного спид-метала. Причем все это может происходить и в рамках одной вещи, например одиннадцатиминутной Cheat On Me. Подцепив на запись и струнную секцию, командиры-штурмовики, однако, смогли не впасть в помпезность, отведя ей отдельные элементы — самые тихие, когда слушателю будто дают перевести дух перед очередной оплеухой. Она же заканчивает альбом десятиминутной сюитой на грани эмбиента.
Что для Metallica, что для Лу Рида, при всей противоречивости получившегося опуса, Lulu, надо признать, оказалась отличным шагом. Не будучи ни для одного из статусных участников «собственной» работой, она собрала все нужные и присущие каждому из них моменты. Более того, кто-то попользовал вполне подходящую под задумку музыку, а кто-то основательно расширил кругозор и вышел за собственные рамки. Для рядовых фанатов это, конечно, нечто сродни разрушению икон. Зато сам Лу Рид основательно взбодрил себя и собственную дискографию, а его тяжелые товарищи намекнули, что и концептуального искусства после всего тоже не чужды. И да пребудет с ними сила. Темная, конечно же.
Источник: rbcdaily.ru