Олег Кулик стал ограничителем Хаоса (ФОТО)

Олег Кулик стал ограничителем Хаоса (ФОТО)
Не прошло и десяти лет с тех пор, как Олег Кулик шокировал посетителей выставочных залов своими перформансами, за которые получил титул самого скандального российского художника. Он разгуливал голым, изображая человека-собаку и с лаем набрасывался на журналисток, в поисках Человека погружался в аквариум с рыбами, танцевал на капоте «Мерседеса» и не пускал зрителей в один из наиболее крупных художественных музеев Швейцарии — цюрихский Кунстхаус.

Не прошло и десяти лет с тех пор, как Олег Кулик шокировал посетителей выставочных залов своими перформансами, за которые получил титул самого скандального российского художника. Он разгуливал голым, изображая человека-собаку и с лаем набрасывался на журналисток, в поисках Человека погружался в аквариум с рыбами, танцевал на капоте «Мерседеса» и не пускал зрителей в один из наиболее крупных художественных музеев Швейцарии — цюрихский Кунстхаус.

Олег Кулик стал ограничителем Хаоса (ФОТО)

Сегодня, на фоне деятельности современных скандальных «арт-групп» — таких, как «Война» или «Pussy Riot» — перформансы Кулика кажутся невинными и даже буржуазными. Да и сам художник изменился: перестал заниматься членовредительством, можно сказать, остепенился. Выставка, открывшаяся в московской галерее «Риджина», получила название «Рамы», с помощью которых некогда буйный акционист словно ограничивает пространство своего искусства. Да и сама экспозиция выглядит вполне пристойно.

Проход в выставочный зал образуют рамы, в которые вставлены зеркала. Этот коридор между мирами, в котором бесконечно повторяются отражения, заставляет почувствовать себя довольно неуютно. Художник называет это пространство буддийским адом. Рамы эти вырезаны тибетскими мастерами из монастыря Сэра — одного из самых крупных буддийских монастырей мира. Знаки на них — это символика огня и преодоления заблуждения.

Пройдя через эти «Врата», зритель сталкивается с самым, пожалуй, известным произведением русского авангарда — «Черным квадратом» Малевича. Однако сам художник утверждает, что это — вовсе не «Черный квадрат», но совершенно иное произведение — «Белая рама». Автор вообще старается убедить зрителя, что экспонаты, представленные на выставке — совсем не то, чем кажутся. Одна из «Рам» — «Мадонна» — это, на первый взгляд, оклад иконы, сделанный из фигурок пляшущих девочек в разноцветных масках, внутри которого удручающая пустота. Казалось бы, какие-то объяснения совершенно излишни: ассоциации с акцией Pussy Riot напрашиваются сами собой. Но Кулик утверждает, что это всего лишь определенное переосмысление супрематических идей и образов Малевича. Конечно, апеллировать к Малевичу — это беспроигрышный ход. Можно по-разному относиться к создателю супрематизма, но его творчество действительно широко известно, его работы давно признаны классикой авангарда и навеки вписаны в золотой фонд мирового искусства. Подобные художественные переосмысления позволяют отвести все возможные обвинения, главное — это оммаж Малевичу, а уж что там могут подумать зрители — дело другое, сам же художник остается за рамками возможных споров и скандалов.

Один из самых интересных экспонатов — абстрактная конструкция, подвешенная под потолком. На первый взгляд этот объект больше всего похож на люстру, созданную поклонником индустриального стиля. На самом же деле «Купол», сделанный из светящихся и черных металлических кругов — это проекция древней подземной церкви.

Выставка будет открыта до середины июня, и можно с уверенностью сказать, что проект Олега Кулика — одно из наиболее интересных событий московской арт-жизни. Это новый виток в творчестве художника, который во многом определяет лицо современного российского искусства.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий