Русская культура с оттенком западного менталитета («Окно в Россию»)

Русская культура с оттенком западного менталитета (
Живущий в Лондоне поэт и писатель, президент Международного Союза Литераторов и Журналистов Давид Кудыков рассказал проекту «Окно в Россию» о специфике английского счет, о деньгах и здоровье, которое ни за какие деньги не купишь. Даже в эмиграции.

Profile: David Kudykov, в Великобритании с 1997-го года

— Ваши родные города Рига и Юрмала. Что стало причиной того, что Вы уехали и когда это произошло?

Живущий в Лондоне поэт и писатель, президент Международного Союза Литераторов и Журналистов Давид Кудыков рассказал проекту «Окно в Россию» о специфике английского счет, о деньгах и здоровье, которое ни за какие деньги не купишь. Даже в эмиграции.

Profile: David Kudykov, в Великобритании с 1997-го года

— Ваши родные города Рига и Юрмала. Что стало причиной того, что Вы уехали и когда это произошло?

Русская культура с оттенком западного менталитета (

— Вы знаете, причина — это наша история, я ее хлебнул сполна в те лихие девяностые. Это были и бандитские наезды, и беспомощность властей, и отсутствие денег… Я практически был вынужден бежать, просто спасая свою жизнь. Перед этим у меня, пытаясь шантажировать, убили 15-летнюю дочку, поэтому я в Англии оказался по одной причине — мне было все равно куда ехать… Но с латышским паспортом в Англию в те годы можно было отправиться без визы.

— Когда Вы приехали в Англию, в страну, которая и по уровню жизни и по менталитету резко отличалась от Латвии, как Вы там обустраивались? Были ли у вас друзья, помогал ли Вам кто-то, поддерживал?

— В этой стране у меня было всего лишь несколько знакомых. Но еще в Риге я по телефону организовал фирму в Латвии и Англии буквально за несколько месяцев — в те годы возможности просто валялись под ногами! И мы стали работать. Но что было тяжело — здесь совершенно другой менталитет. Они даже умножение и деление подчинили своей английской логике: они трехзначное число сразу делят на двузначное. Мы же делим по одной цифре — я так считать не могу! И дело здесь не в способе, а именно в логике. У них другое отношение к Вселенной, к жизни. Поэтому здесь надо прожить довольно много лет, чтобы начать понимать англичан.

— И как Вы преодолели эту «разность»?

— Что касается отношений с людьми, здесь жить намного проще. Выживать сложнее. Здесь за красивые глаза, за патриотизм, за что-то еще тебя кормить не будут. Только за работу, только за твой реальный вклад. Но отношения более искренние. Здесь меньше вот этого двойного дна, лжи, хитрости. Здесь больше уважения к личности, к тебе и здесь никто не скажет: а кто ты такой?

— Ну а, кстати, по поводу «кто ты такой». Ведь Вы поэт, писатель, публицист. Многие считают, что в отрыве от родной земли творчество скажем так, менее интенсивно. Вы согласны?

— Где бы мы ни жили, мы остаемся теми, кто мы есть. Англичанами могут стать, возможно, наши внуки. Поэтому без общения с нашей культурой, наверное, было бы очень сложно продолжать здесь работать. И мы, пишущие люди из разных стран как-то объединились в ассоциацию — Международный Союз литераторов и журналистов (APIA) и, благо есть Интернет, где мы общаемся, продолжаем здесь творить свою русскую культуру. Конечно, зарубежная русская культура отличается от российской, поскольку несет в себе какие-то черты западного менталитета, который все-таки понемножку всех нас здесь захватывает. Но потому она и интересна! И сразу чувствуется разница между вещами, написанными в России и написанными здесь. Да, это та же русская культура, но с некоторым своим оттенком. Но это тоже хорошо и очень важно.

— Когда-то в одном из Ваших писем были такие строки: «В молодости считал, что главное в моей жизни — деньги, карьера. Все это оказалось пустым, кроме денег, необходимых на нормальную умеренную жизнь. Главное в жизни — дети, внуки и друзья». На сегодняшний день Ваши ценности не изменились?

— На самом деле, это мое глубокое убеждение, жизненный опыт. Если заводятся лишние деньги, кроме тех, которые необходимы на повседневную жизнь, они требуют заботы большей, нежели забота о семье. Люди начинают жить ради денег: сегодня может поменяться курс, завтра они могут упасть, там идет инфляция, и так далее и так далее. Поэтому деньги — это даже не ребенок, это то, что забирает у человека жизнь. Если человек занимается серьезным бизнесом, который дает обществу какой-то продукт или что-то еще, это одно дело. Но если он только сберегает деньги, это жизнь в никуда. Больше того, когда человек уходит, почти всегда эти деньги становятся причиной раздора, они разваливают семьи. Конечно, деньги сами не виноваты, такова наша человеческая природа, к сожалению.

— Вы сейчас живете в Лондоне, как у Вас с деньгами на сегодняшний день?

— Сейчас получилось очень скромно. Я ушел летом на пенсию, а пенсию я здесь заработал очень крохотную, ну еще доплачивают пособие. У меня двое маленьких детей, и приходится немножко подрабатывать для того, чтобы обеспечить их учебу. Но я образ жизни не меняю, и не очень обеспокоен тем, что денег у меня маловато — это нормальное состояние.

— Но ведь считается, что Лондон город очень дорогой.

— Вы знаете, для приезжего это действительно дорогой город. Потому что человек сразу попадает в те условия, наверное, как и в Москве, когда не знает, где можно взять что-то по нормальной цене, где можно как-то сэкономить… Во всяком случае, как-то приживаемся.

— Пару лет назад, когда мы познакомились, Ваше самочувствие было, скажем так, не совсем хорошим. Помню даже, пришлось переносить несколько раз интервью. А в этом году я услышала совершенно другой голос, почувствовала совершенно другое настроение. Вы сказали, что все Ваши болячки ушли, пропали.

— Благодаря своей очень бурной и стрессовой жизни у меня был 25-летний сахарный диабет, гипертонию, хроническую усталость, непреходящие боли. Больше трех часов не мог работать. Вот тогда я занялся современными достижениями на базе старинной восточной медицины. За полтора года у меня абсолютно ничего не осталось ни от гипертонии, ни от сахарного диабета. Я чувствую себя так, как не чувствовал в 50 лет. А мне сегодня 65. Прошел учебу, сдал экзамены, получил много дипломов, сейчас людям это рассказываю. Кстати, отжимаюсь по сто раз каждое утро.

— Выше Вы упомянули Международный Союз литераторов и журналистов (APIA), правда, скромно умолчали, что являетесь его президентом. Создание подобных организаций — дело не простое, в том числе и с финансовой точки зрения.

— APIA существует уже несколько лет абсолютно без всякой помощи и денег. Не только я, но и другие думали, что она погибнет. Но мы проводим массу мероприятий и живём, только потому, что вокруг много прекрасных людей: кто поможет с помещением, кто с интервью. Люди, а членами нашего Международного Союза литераторов и журналистов APIA, может стать любой творческий человек независимо от страны проживания, делают всё бесплатно, скидываются сами на всякие расходы, и это намного лучше и приятней жить без этих бумажек с изображением не лучших политиков. Я всегда был доволен, что в APIA был ограниченный бюджет, только на издание книг, газет, отчётность, потому что, если бы были деньги, нас быстро вытеснили другие люди, а так вокруг меня собираются только истинные, бескорыстные любители литературы и искусства, и мы создаём более чистый мир. Так что мы живы и творим.

— Давид, я знаю, что Вы много делаете сейчас для пропаганды русской культуры в Лондоне: ставите спектакли, проводите литературные, поэтические, музыкальные вечера. Расскажите немного об этом.

— Недавно у нас прошел спектакль памяти Марины Цветаевой с моим участием. Я написал специально пять вещей и сам читал. Спектакль организовывала Российско-Британская музыкальная Академия «Musika Nova», которую возглавляет Евгения Терентьева. Сейчас издаём книгу руководителя APIA-вского литературного семинара писателя Валентины Коркоран. Мой друг, известный скульптор из Томска Леонтий Усов создал скульптуру Диккенса, которая будет подарена музею этого великого писателя в январе-феврале следующего года. Готовим второй поэтический мост, посвящённый 130-летию двух авторов Давида Кудыкова и Леонтия Усова (обоим по 65), по моей поэзии и поэзии Афанасьева.

— Давид, а что за стихотворения Вы написали к спектаклю памяти Марины Цветаевой?:

«Не икона я,

Не святая я,

Совершенно земная, не вечная,

Я Марина….

Марина Цветаева

Жизнью битая,

русская женщина.

Не ломалась я и не кланялась

Пусть ошибок не мало свершала,

А страна всё шаги чеканила,

Души наши в ГУЛАГах сжигая.

Об колено нещадно ломана,

Я к любви этот мир взывала….

Вы об этом возможно вспомните,

Лет раздвинув глухие завалы

И из этого страха и пламени,

Сквозь страницы желтеющих книг,

Долетит к Вам обрывком памяти-

Боли сердца отчаянный крик

Не икона я, не святая я,

Я всего лишь искорка вечности

Я Марина, Марина Цветаева

Жгучей звёздочкой в бесконечности».

В рамках проекта «Окно в Россию» на сайте «Голоса России» публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.

«Голос России» решил узнать у своих многочисленных «френдов» в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о «русской ностальгии», и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это — быть «нашим человеком» за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Беседовала Надежда Ширинская

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий