Гимн Олимпиады-2012: между мюзиклом и роком

Гимн Олимпиады-2012: между мюзиклом и роком
Британская группа Muse представила композицию Survival, написанную по заказу организационного комитета Олимпийских игр в Лондоне в качестве официального гимна соревнований. Гимн будет звучать во время выхода участников турнира на спортивные площадки и вручения наград, а также в эфире телевизионных олимпийских программ. Шестиминутная композиция, как следует из ее текста, подкрепленного заявлениями участников Muse, посвящена настрою на победу.

Британская группа Muse представила композицию Survival, написанную по заказу организационного комитета Олимпийских игр в Лондоне в качестве официального гимна соревнований. Гимн будет звучать во время выхода участников турнира на спортивные площадки и вручения наград, а также в эфире телевизионных олимпийских программ. Шестиминутная композиция, как следует из ее текста, подкрепленного заявлениями участников Muse, посвящена настрою на победу.

Гимн Олимпиады-2012: между мюзиклом и роком

Muse — британская рок-группа, которая почти два десятилетия работает в стиле альтернативного рока. Самый популярный альбом Muse — вышедший в 2009 году Resistance — поднялся до первого места британского чарта. Muse много и охотно экспериментируют с симфоническим и электронным звучанием, включают в свои композиции цитаты из популярной классики — от Quеen до Сергея Рахманинова. Популярную новинку уже вовсю обсуждают в социальных сетях — и, естественно, критикуют: одни — за недостаточное роковое звучание, другие — за подражание классике, третьи — за смешение жанров и стилей.

Об олимпийском гимне, композиции Survival — музыковед, музыкальный критик газеты «Ведомости» Петр Поспелов:

— На музыковедческий слух, я бы не сказал, что это хорошее произведение. Мне кажется, что оно довольно разношерстное, не целостное и изрядно отдает любительщиной. Но, тем не менее, я не хочу бросать в него камни, поскольку увидел в нем некое попадание в задачу. По стилю это не рок-произведение, а, скорее, что-то среднее между рок-музыкой и мюзиклом. Там есть какой-то хор на заднем плане, потом вдруг в среднем разделе как будто бы появляются голоса каких-то персонажей. И действительно, рок-песня в чистом виде едва ли могла бы стать гимном олимпийских игр — прежде всего, потому, что поэтика рок-музыки ассоциируется не со спортивным образом жизни, а с чем-то ровно противоположным. А мюзикл в этом смысле нейтрален, и его средства вполне хороши.

— Олимпийские игры — самое важное в общественном смысле соревнование года. Написать что-то, чтобы понравилось всем, конечно же, невозможно. Поэтому взята популярная британская рок-группа, дана задача написать современный хорал — и вот что из этого получилось. Мне кажется, широта задачи здесь такова, что точное попадание обеспечить фактически невозможно.

— Какие-то стереотипы олимпийского гимна здесь соблюдены — например, те, что заложены в знаменитой композиции Вангелиса: торжественное начало вполне в этом духе. В этом же торжественном начале звучит заимствование из этюда Шопена. Так что это пестрое произведение: на открытии споют один раз, наверное, на закрытии другой, а в процессе выхода всяких показов из него наверняка будут брать какие-то маленькие кусочки профессиональные режиссеры. В общем, я не вижу причин, почему бы это произведение не могло быть гимном Олимпиады.

— У вас есть свое представление о каком-то идеальном гимне? Есть ли вообще смысл писать новую музыку? Или, может быть, лучше было использовать что-то из классики — пусть даже из рок-классики?

— Нет. Я сторонник того, чтобы всякий раз писать новые гимны и ставить перед композиторами новые задачи. Потому что гимнотворчество — это совершенно особый жанр музыки, который развивается издревле, и нет никаких причин прекращать его существование. От древних времен это идет и успешно развивается до сих пор. Я думаю, что и это произведение в копилочку жанра что-то положит.

— Ваш любимый гимн?

— Наверное, «Боже, храни королеву» Гайдна, вот это идеальный гимн. В нем есть торжественность и строгость, он сочинен в счастливые классические времена, когда, условно, классическая музыка получила завершение своего развития. В последующие века не возникло ничего, что бы опровергло эти ценности.

Все гимны, по большому счету, похожи один на другой. Поэтому очень сложно придумать что-то свое, выдумать какой-то нестандартный поворот. По-моему, они его нашли, несколько пестро и безалаберно — скрестив жесткие рок-гитары с мюзиклом, запустив нечто хоровое в традиционно гимническом стиле. Несколько скоморошный продукт, но, тем не менее, свежий и яркий.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий