
Электрический протест
Электрический протест

В январе в Болгарии прошел референдум по поводу использования атомной энергии — население должно было высказаться по поводу окончания строительства и ввода в строй АЭС «Белене». Еще в прошлом году болгарский парламент поддержал решение правительства Борисова об отказе от реализации этого проекта. Кроме премьерской партии ГЕРБ против АЭС голосовала также проевропейская правоцентристская «Голубая коалиция». Им оппонировала Болгарская социалистическая партия, выступающая за диверсификацию внешней политики страны за счет сочетания европейского и российского векторов. Тендер на сооружение станции был проведен в 2007 году при правительстве социалистов, его победителем стала российская компания «Атомстройэкспорт». Ее проект был признан соответствующим всем европейским техническим требованиям к станциям с легководяными реакторами нового поколения. Так что претензии к проекту, одобренному серьезными экспертами, носят явно политизированный характер.
— «Болгария еще не осознала цену ошибок Борисова»
После такого решения парламента социалисты добились проведения референдума, на который, однако, пришло немного избирателей — чуть больше 20%. И хотя большинство из них — 60% — высказались за строительство АЭС, этого было явно недостаточно для того, чтобы итоги голосования стали обязательными. Вопрос был вновь передан в парламент, уже высказывавшийся против «Белене».
Однако отказ от использования атомной энергии приводит к удорожанию жилищно-коммунальных услуг. Нынешней зимой в стране «подскочили» тарифы на отопление, что наложилось на общую непростую ситуацию в экономике в условиях проведения правительством антикризисной политики «затягивания поясов». Народ вышел на улицы Софии и других болгарских городов — демонстрация в столице была разогнана полицией. Премьер Борисов первоначально пытался сбить накал протеста с помощью уступок — отправил в отставку министра финансов, пообещал отозвать лицензию у чешской компании, занимающейся распределением электроэнергии, а также оштрафовать посредников, работающих на болгарском энергорынке. Однако протестующих такие меры не удовлетворили. Зато за своих соотечественников вступились власти Чехии, в результате чего болгарско-чешские отношения стали испытывать напряжение.
Предвыборный уход
Борисов мог держаться за пост премьера в условиях, когда до выборов оставалось несколько месяцев — наличие в парламенте большинства позволяло ему сохранять власть до июля. Однако никаких популярных мер, способных серьезно изменить ситуацию в экономике, за это время он провести уже не мог. Поэтому Борисов избрал другой вариант — он демонстративно подал в отставку, заявив, что не хочет оставаться главой правительства, при котором полиция бьет людей. Таким образом, он снял с себя ответственность за разгон демонстрации.
Кроме того, уходящий премьер заявил, что получил от иностранных партнеров сведения о том, что на него несколько лет назад готовилось покушение, к которому был причастен почетный лидер Движения за права и свободы (партии этнических турок) Ахмед Доган. Причиной покушения Борисов назвал то, что он задел «интересы международной организованной преступности». Отметим, что борьба с криминалом была одним из лозунгов прошлой избирательной кампании партии ГЕРБ — и сейчас Борисов реанимирует эту тему.
Также Борисов учитывает тот факт, что без его партии сформировать кабинет невозможно — поэтому в предвыборный период оппозиция к власти не придет. Видимо, в Болгарии будет назначено «служебное» (то есть внепартийное) правительство, задачами которого станут проведение весной внеочередных парламентских выборов и текущее управление экономикой. При этом Борисов сохраняет влияние на государственный аппарат, да и президентом остается его сторонник. Однако избирательная кампания будет куда более напряженной, чем предыдущая — и тема атомной энергетики может стать одним из ее важных (и весьма неудобных для Борисова) аспектов. Равно как и другие вопросы — более справедливое экономическое устройство и возможность общества влиять на политические процессы.
Новый патриарх
Если в болгарской политике резко выросла неопределенность, то в болгарской Церкви, напротив, закончилась напряженная избирательная кампания. После кончины 98-летнего патриарха Максима, управлявшего Церковью более четырех десятилетий, необходимо было избрать его преемника. Неожиданностью стало то, что варненский митрополит Кирилл, бывший наместником-председателем Синода (в России эта должность называется «патриарший местоблюститель») в период до избрания нового патриарха, даже не оказался в числе трех кандидатов, выдвинутых членами Синода. Это тот случай, когда слишком большая публичная активность привела к противоположному результату — Церковь востребовала пастыря, который пользовался бы, в первую очередь, духовным авторитетом у верующих. Который был у покойного патриарха, не оставившего после себя недвижимости и банковских счетов — после кончины его наследство составили книги, печатная машинка и наручные часы марки «Луч».
В результате новым предстоятелем во втором туре голосования на Соборе был избран митрополит Неофит, считающийся одним из наиболее близких к покойному патриарху церковных иерархов. Ему 67 лет, после окончания Духовной академии в Софии он продолжил обучение в аспирантуре Московской духовной академии и, одновременно, в регентском отделении при этом учебном заведении, специализируясь на церковном пении. В 1973 году был удостоен степени кандидата богословия, а «Первый золотой камертон» за окончание регентского отделения ему вручил тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
В 1985 году Неофит был рукоположен в епископа, а спустя четыре года стал ректором Духовной академии. В этом качестве он руководил процессом преобразования академии в богословский факультет Софийского университета имени Климента Охридского (то есть восстановления положения дел, существовавшего до прихода к власти коммунистов). Также при его самом активном участии был заключен договор между Церковью и правительством о признании государством научных степеней, присуждаемых богословским факультетом. Заслуги митрополита Неофита в области духовного образования были отмечены степенью почетного доктора Софийского университета. При этом он имеет и обширный — с 1994 года — опыт руководства болгарскими епархиями. При этом митрополит продолжал заниматься церковной музыкой, были выпущены диски с его песнопениями.
Церковь в Болгарии пользуется значительным авторитетом, времена драматического церковного раскола 90-х годов (когда часть митрополитов и их сторонники при поддержке правоцентристских партий выступили против патриарха) остались позади. В минувшем декабре бывший руководитель «альтернативного» Синода митрополит Иннокентий, долго оппонировавший канонической Церкви (и даже успешно отстаивавший свои интересы в Страсбургском суде), был принят после покаяния в общение с Церковью в сане епископа и назначен викарием в одну из епархий.
В условиях «морального износа» политиков Церковь может способствовать умиротворению общества — хотя пределы ее возможностей объективно ограничены. Будучи нравственной силой, она не решает экономических задач — ими придется заниматься все же политическим деятелям, которые получат поддержку населения на предстоящих выборах.
Источник: rus.ruvr.ru