«Президент Молдавии менее легитимен, чем президент Приднестровья»: Молдавия за неделю

Молдавско-приднестровское урегулирование: «Отправляя войска в Косово, Молдавия поддерживает „косовский прецедент“ для Приднестровья». Политический кризис: «Нет у революции начала». «Евроинтеграция»: «Торговые соглашения с ЕС попросту убьют внутренний рынок Молдавии». Молдавско-приднестровское урегулирование: «Отправляя войска в Косово, Молдавия поддерживает „косовский прецедент“ для Приднестровья»

Молдавско-приднестровское урегулирование: «Отправляя войска в Косово, Молдавия поддерживает „косовский прецедент“ для Приднестровья». Политический кризис: «Нет у революции начала». «Евроинтеграция»: «Торговые соглашения с ЕС попросту убьют внутренний рынок Молдавии». Молдавско-приднестровское урегулирование: «Отправляя войска в Косово, Молдавия поддерживает „косовский прецедент“ для Приднестровья»

Власти Приднестровской Молдавской Республики приняли закон о госгранице, предусматривающий установление контроля над населенными пунктами, находящимися под юрисдикцией Кишинева, пишет «Коммерсантъ-Молдова». Территорией непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) объявляются сросшееся с городом Бендеры село Варница на правом берегу Днестра, а также левобережная часть Дубоссарского района, где расположены села молдавского подчинения Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя (Данные населенные пункты были включены в состав территории ПМР согласно конституции республики; впоследствии однако они перешли под фактическую юрисдикцию Кишинева в результате местных референдумов и в настоящий момент находятся под фактическим контролем Молдавии. В то же время указание на их принадлежность Приднестровью в конституции ПМР сохранилось и соответственно было перенесено и в принятый закон о госгранице — прим. ИА REGNUM). Они находятся в зоне безопасности, наводненной силовиками с обеих сторон, и не раз становились поводом для территориальных споров.

Согласно новому закону, «до признания суверенитета и независимости» ПМР власти республики устанавливают «в одностороннем порядке меры по защите своего суверенитета на госгранице», продолжает «Коммерсантъ-Молдова». Что подразумевают эти меры, и как Приднестровье будет брать под контроль пять сел, — непонятно. Зато известно, кто должен обеспечить исполнение закона, который вступит в силу 24 июня. По указу господина Шевчука от 11 июня, ответственность за охрану границы несут главы КГБ, МВД и таможни. Этим же указом упомянутым ведомствам предписано в трехмесячный срок представить предложения по установке на границе пунктов пропуска. Таким образом, к обустройству очерченной законом границы планируется приступить осенью.

Молдавские власти отреагировали бурно, пишет «Коммерсантъ-Молдова». Правительство назвало приднестровский закон «противоречащим юридическим нормам и логике урегулирования конфликта», а действия Тирасполя «односторонними и открыто игнорирующими принципы и механизмы зоны безопасности». Парламент же назначил на 20 июня экстренное заседание по ситуации вокруг Приднестровья, на которое позовут президента и премьера.

Обеспокоенность действиями Тирасполя выразил и председательствующий в ОБСЕ глава МИД Украины Леонид Кожара, продолжает «Коммерсантъ-Молдова». Следует напомнить, что урегулирование приднестровского конфликта является одной из главных задач Украины на период председательства. В апреле глава украинского МИДа призвал ПМР и Молдавию «воздержаться от любых односторонних шагов, которые могли бы вызвать предпосылки к противостоянию или даже спровоцировать конфликтные ситуации».

Обостренная реакция Кишинева на решение президента ПМР объясняется и тем, что за последние несколько месяцев в зоне прямого соприкосновения молдавских и приднестровских силовиков произошла серия инцидентов, которые едва не закончились кровопролитием, пишет «Коммерсантъ-Молдова». Деятельность Объединенной контрольной комиссии, отвечающей за обстановку в зоне безопасности, сейчас заблокирована. Решения в ней принимаются консенсусом, но представители Кишинева и Тирасполя никак не согласуют повестку дня.

«Почему 20 лет такого закона не было, а сегодня появилась необходимость его принять? — заявил „Ъ-MD“ вице-премьер по реинтеграции Молдавии Евгений Карпов. — В нем есть элементы возможного использования оружия. Население обеспокоено, и у нас есть сигналы, что идут приготовления для принятия дополнительных мер. На протяжении полугода мы сталкиваемся с действиями, которые не вписываются ни в политические, ни в юридические рамки».

В Тирасполе удивлены нервной реакцией Кишинева, продолжает «Коммерсантъ-Молдова». «Закон не затрагивает положения граждан Молдавии и не меняет правила пересечения границы ПМР, — пояснила глава МИД Приднестровья Нина Штански. — Он зафиксировал текущее положение дел и дублирует положения конституции. Не секрет, что отдельные приднестровские территории находятся под юрисдикцией Молдавии». Вопрос о том, как закон будет реализовываться, госпожа Штански посоветовала задать «на стадии его исполнения».

Эксперты же усматривают в происходящем вокруг Приднестровья тенденцию и не ждут ничего хорошего, пишет «Коммерсантъ-Молдова». «Это чистая провокация, чтобы, во-первых, завести в тупик переговорный процесс, а во-вторых, судя по риторике Приднестровья в последнее время, помешать успешному председательству Украины в ОБСЕ, — считает старший аналитик Института мировой политики Леонид Литра. — Такие решения выставляют Украину в негативном свете, как будто она не может способствовать установлению мира на региональном уровне». При этом эксперт полагает, что даже если Киев обратится к руководству ПМР с призывом отказаться от односторонних шагов, он не будет услышан. «Поэтому Украина должна четко обозначить отрицательные последствия таких действий. Я думаю, что Украина будет реагировать на подобные провокации не в этом году, а в следующем. Председательствуя в ОБСЕ, Киев старается сделать так, чтобы все были довольны, но в следующем году Евгений Шевчук почувствует ответ Украины на подобные действия», — заявил господин Литра.

В Кишиневе же многие видят причины напряженности в приближении ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где, как ожидается, будет подписан договор об ассоциации Украины и Евросоюза, а Молдавия и ЕС объявят о завершении переговоров о безвизовом режиме и парафируют соглашение об ассоциации, продолжает «Коммерсантъ-Молдова». «Марионеточный приднестровский режим решает геополитические задачи России. Он и задумывался как механизм удержания Молдавии сначала от объединения с Румынией, а теперь и от сближения с ЕС. Соперничество Москвы и Брюсселя в регионе принимает конкретные контуры, — говорит политолог Николай Киртоакэ. — Мы являемся свидетелями создания плацдарма жесткого давления на Молдавию».

Этот тезис разделяют и западные дипломаты в Кишиневе, пишет «Коммерсантъ-Молдова». «Все начинает напоминать события в Грузии в 2008 году, — заявил дипломат, участвующий в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта. — Не нужно забывать, что в Вильнюсе будут заключены договоренности не только с Молдавией, но и с Украиной, которая к тому же занимается Приднестровьем, будучи председателем ОБСЕ. Дестабилизация обстановки на Днестре ударит и по Кишиневу, и по Киеву».

Бывший глава МИД Приднестровья Валерий Лицкай пояснил, что подписанный закон ничем не отличается от существующего положения о госгранице, с которым Приднестровье существовало до сих пор, продолжает «Коммерсантъ-Молдова». Он назвал этот ход приднестровских властей пиаром, который выражается в укреплении границы бумажными актами. По сути, считает эксперт, никто не будет воздвигать валы на границе или рыть окопы. В то же время, отметил господин Лицкай, Приднестровье ужесточило свою позицию и при любом столкновении будет ссылаться на то, что действовало по закону. Более того, этот шаг, по его мнению, может привести к осложнению переговоров между Молдавией и Приднестровьем в случае малейших обострений, подводит итог издание.

Лидер Приднестровья Евгений Шевчук подписал указ о государственной границе, пишет «Пульс». Чем вызвал переполох в Кишиневе. Узнающая о новостях в собственной стране исключительно из публикаций в прессе власть оказалась попросту не готовой к быстрой, и главное — адекватной реакции. Шевчук подписал свой указ «после всего», после конфетно-букетной, стадионно-концертной фазы в отношениях Шевчука и Филата (в 2012 году президент ПМР Евгений Шевчук и тогдашний премьер Молдавии Владимир Филат провели ряд неформальных встреч, в том числе на футбольном матче в Тирасполе и музыкальном концерте в Кишиневе — прим. ИА REGNUM).

И что? Какова реакция Кишинева? — продолжает «Пульс». Выразили сожаление, да так невнятно, что просто как-то даже неудобно. Просто выдали и растерянность, и наплевательское отношение к этой проблеме и полную свою некомпетентность: «Это решение идет в противоречии с другими актами и логикой процесса урегулирования конфликта, а также необходимостью и реальными интересами обоих берегов Днестра», — говорится в заявлении только что назначенного правительства Республики Молдова. Самозваный президент Тимофти (Компартия Молдавии, чьим печатным органом является газета «Пульс», в зависимости от политической конъюнктуры, периодически отказывается признавать законность избрания Николая Тимофти молдавским президентом — прим. ИА REGNUM), комментируя действия более легитимного чем он сам Шевчука, обнаружил заговор «внешних и внутренних врагов» европейского курса Молдавии. В том же духе, явно нагнетая ситуацию, высказалась и целая группа «общественных деятелей».

А, собственно, чего ожидали? — пишет «Пульс». Или думали — распитие Филатом тираспольских коньяков с Шевчуком под Лару Фабиан и «шайбу-шайбу» — это лучшая гарантия непонятно чего, поскольку о конкретных результатах этих контактов нам так и не сообщили? Тут не распивать надо было, а работать. Последовательно, рутинно, ежедневно.

Сейчас в Кишиневе многие набросились на главу Приднестровья, а за что? — продолжает «Пульс». Евгений Шевчук ведет себя так, как всегда себя вел. Абсолютно в традиции любого руководителя Приднестровья. Не припоминается, чтобы хоть кто-то из приднестровских начальников выступал за реинтеграцию Молдавии. Все они как один — удивительная консолидация элит — выступали как раз с диаметральными лозунгами. Шевчук в этом смысле не исключение. К тому же Кишинев подарил ему такой прекрасный повод. Всегда, пожалуй, следует обнаруживать логическую связь между действиями Тирасполя и действиями, либо же — чаще — бездействием Кишинева. Так вот — за последние четыре года мы не обнаруживаем ни одной инициативы, ни одного предложения Кишинева по приднестровскому урегулированию. Одни концерты и футболы, да и то недолго.

Давайте сравнивать, пишет «Пульс». ПКРМ до сих пор обвиняют в неподписании Меморандума Козака. Что было, то было. Но правдой является и другое: Кишинев в то время постоянно генерировал идеи, которые частью принимались, частью воплощались в жизнь, частью — увы, нет. Однако на приднестровском направлении постоянно что-то происходило. Даже если «что-то» и принималось поначалу в штыки, время все расставляло по местам. Европейский контроль на границе привел в конечном счете к значительному улучшению имиджа Приднестровья, его перестали воспринимать в качестве «черного оффшора» (Информация о Приднестровье как «черном оффшоре», а также о существовании масштабной контрабанды, в том числе оружия из ПМР была намеренно растиражирована именно коммунистическим руководством Молдавии и молдавскими СМИ для ухудшения международного имиджа Приднестровья. Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье «чёрной дырой», и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии — прим. ИА REGNUM), и вот теперь немецкие предприниматели (!) ездят в Тирасполь на бизнес-форумы.

Бесплатная регистрация экономических агентов (Речь идет о вынужденной временной регистрации приднестровских предприятий в Молдавии, ставшей следствием введенной Кишиневом и Киевом в 2006 году (в период пребывания в Молдавии у власти коммунистов) экономической блокады Приднестровской Молдавской Республики, в результате которой приднестровские экономические агенты могут поставлять продукцию на внешние рынки только имея регистрацию в Кишиневе. При этом приднестровские предприятия, поставляющие свою продукцию на рынок Молдавии, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. Речь, в частности, идет о налоге на добавленную стоимость, «экологическом сборе» и ряде пошлин, которые взимаются с приднестровских товаров в молдавский бюджет — прим. ИА REGNUM) в Кишиневе позволила приднестровским предприятиям пользоваться всеми преимуществами асимметричной торговли с ЕС (квоты на поставки плюс тарифы, ниже внутриевропейских), продолжает «Пульс». Разнообразные социальные программы — бесплатные очки для пенсионеров и коляски для инвалидов; оснащение центра диализа почки, центра переливания крови; ежегодно пять тысяч студентов из Приднестровья принимались в кишиневские вузы. Предложения Воронина 2007 года по мерам доверия, восемь направлений, восемь рабочих групп, поддержка именно этого подхода со стороны Евросоюза. Что-то вышло, что-то нет. Но это тот самый случай, когда надо бежать изо всех сил, хотя бы чтоб оставаться на месте.

С 2009 года — ни-че-го, пишет «Пульс». Ни одной инициативы. Люди, которых по алгоритму назначали на приднестровское направление, просто не понимали и не понимают, чем они занимаются. И параллельно — Кишинев на радость тираспольским руководителям все эти годы ведет себя как столица одной из румынских провинций. Лучшего доказательства правильности курса Приднестровья на независимость Шевчуку и не надо. Молдавские власти чуть ли не ежедневно подбрасывают ему такие темы, которые он может, не особо напрягаясь, конвертировать в идеологические установки, а затем с легкостью «продать их» как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Кишиневская власть все делает собственными руками. И, кажется, не без желания.

Интрига окончательного «развода» стала активно разворачиваться в последнее время в преддверии «Вильнюсского саммита» (Имеется в виду ноябрьский саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, на котором молдавские власти до последнего времени планировали подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима. Однако, после распада Альянса за евроинтеграцию и усугубления политического кризиса в Молдавии, было объявлено, что на саммите в Вильнюсе даже указанные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается, по крайней мере, до следующего года. А в конце марта Брюссель выдвинул решение молдавско-приднестровского конфликта в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдавии — прим. ИА REGNUM), продолжает «Пульс». Кишиневу обещают в 2015 году не безвизовый, как часто путают, а либерализованный визовый режим с ЕС, который очень вероятно может привести к визовому режиму с той же Россией. Куда из охваченной кризисом Европы перебираются молдавские гастарбайтеры, и где уже сегодня трудится порядка 750 тысяч наших сограждан, высылая на родину наиболее емкую часть всех высылаемых из за рубежа средств. Еще обещают зону свободной торговли с ЕС, которая окончательно похоронит молдавскую экономику, и сельское хозяйство, в частности.

И вот тут — главная засада, пишет «Пульс». Чтобы это соглашение о зоне свободной торговли заработало, надо как бы отделить от себя Приднестровье, которое категорически отказывается в этом участвовать. И правильно отказывается, поскольку не желает хоронить ни аграрный сектор, ни промышленный потенциал, которым оно располагает. Соглашение об асимметричной торговле с ЕС, которое актуально сегодня для обоих берегов Днестра, Тирасполь вполне устраивает, поскольку оно выгодно. В этой ситуации Кишинев почему-то не видит для себя лучшего выхода, чем начинать отрезать Приднестровье экономически. Устанавливать по Днестру таможенные посты вкупе с постами паспортного контроля, по сути — пограничными. Кишинев собственноручно начинает выдавливать Приднестровье из Молдавии. А Тирасполю только этого и надо. В конце концов, участвовать в вильнюсской игре, суть которой — воспрепятствовать вхождению Молдавии и Украины в набирающий силу Таможенный союз, ориентированной на Москву тираспольской элите ни к чему. И Кишиневу бы в этой ситуации быть гибче, не гнаться как ослу за морковкой за брюссельскими посулами, поскольку сверхзадача объединения страны не совместима с целями вильнюсского саммита. Или у нынешней власти нет такой сверхзадачи? В любом случае, Кишинев спровоцировал Шевчука на этот шаг, о чем Шевчук с огромным удовольствием и сообщил.

20 июня, в очередную годовщину бендерской трагедии, пройдут закрытые парламентские слушанья по этой ситуации, продолжает «Пульс». Перед депутатами будут выступать ответственные, а вернее — безответственные чиновники. И вряд ли депутаты услышат нечто принципиально новое. Но прямо интересно, как бы повел себя Тирасполь, откажись Кишинев от планов установить таможеннно-пограничные посты по Днестру, подводит итог издание.

На этой неделе молдавские власти сделали два заявления, на первый взгляд, откровенно противоречащие друг другу, пишет «Кишиневский обозреватель». С одной стороны, правительство выразило «глубокое сожаление» в связи с утверждением Приднестровьем закона о государственной границе, потому что считает, что это решение «противоречит не только юридическим рамкам и логике приднестровского урегулирования, но и реальным потребностям и интересам людей с двух берегов Днестра». С другой, как сообщил министр обороны Виталий Маринуца, взвод молдавских миротворцев уже в ближайшее время может отправиться в Косово для участия в миротворческой операции, которая проводится там под эгидой ООН. Напомним, что 17 февраля 2008 года албанские власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии. Это вызвало неоднозначную оценку в международном сообществе, несмотря на то, что косовские власти поддержали США и несколько стран Евросоюза (из 27 стран ЕС только 5 не признали независимость Косова — прим. ИА REGNUM). Тогда же заговорили об «опасном прецеденте», который может нарушить мировой порядок.

Молдавия входит в число стран, которые не признают независимость Косово, так как это «создает опасный прецедент для Приднестровья», продолжает «Кишиневский обозреватель». Однако, участвуя в миротворческой операции в Косово, а, по сути, выступая против сербов на стороне властей самопровозглашенного государства, наша страна фактически признает право этой территории на защиту своей независимости, то есть в реальности поддерживает этот «опасный прецедент», который может привести к признанию независимости Приднестровья. И тогда какое значение имеют заявления по поводу установления государственной границы Приднестровья?

По мнению политолога Николая Киртоакэ, когда мы говорим о том, что существует связь между этими событиями, речь идет о ложном посыле, пишет «Кишиневский обозреватель». Потому что Молдавия не выступает на стороне или против самопровозглашенного государства, а участвует в миротворческих операциях под эгидой ООН, то есть действует в рамках определенных международных соглашений. «Молдавия относится к категории стран, которые не только потребляют безопасность, но обязаны в силу взятых обязательств производить ее. Нельзя только получать что-то, участвуя в международной системе, необходимо вносить свой вклад в общее дело. Надо понимать, что в Косово Молдавия будет действовать не самостоятельно, а в рамках международных соглашений».

Этого мнения придерживается и экс-судья Европейского суда по правам человека Станислав Павловский: «Что касается этих двух вопросов, думаю, было бы преувеличением провести параллель между ними, поскольку Молдавия не может произвольно посылать своих миротворцев ни в Косово, ни куда бы то ни было еще. Присутствие каждого солдата является результатом длительных переговоров. Молдавия, несмотря на свой нейтральный статус, является членом системы коллективной безопасности, и в этом смысле участие молдавских миротворцев в различных миротворческих миссиях является более чем необходимым».

Политолог Игорь Боцан предлагает вообще не искать логики в действиях молдавских властей, так как они все еще действуют разрозненно и не дают нам возможности увязывать свою политику в единое целое, продолжает «Кишиневский обозреватель». С одной стороны, провокации Приднестровья — это своего рода пробные шары, попытки выяснить, как реагирует Кишинев на действия Тирасполя во время политического кризиса. С другой — прямое следствие политического хаоса в Кишинева. И заявление молдавского правительства по этому поводу — это всего лишь реакция властей правого берега, не более того. «А если говорить об участии в миротворческих миссиях в Косово — почему бы нам не предположить, что это подспудное желание молдавской стороны сформировать такую же международную миссию в Приднестровье? — говорит Игорь Боцан. — С другой стороны, мы ищем логику в действиях правительства, но ее нет. Есть лишь разрозненные события. Допустим, поступает предложение в Минобороны отправить офицеров для участия в миротворческих миссиях с зарплатой в 2 тыс. долларов. А у них зарплата — 2 тыс. леев ($1 = 12,3 лея). Конечно, они соглашаются. Кроме того, что они получают возможность содержать свои семьи, они набираются опыта, учат иностранные языки. Думают ли они, что это как-то влияет на события в Приднестровье? Вряд ли».

Однако, по мнению политолога Богдана Цырди, связь между этими событиями, может, и не так очевидна, но реальна, пишет «Кишиневский обозреватель». Согласно конституции, Молдавия является нейтральным государством, то есть она не должна участвовать на стороне военно-политических блоков, в военных действиях и, если жестко трактовать нейтралитет, то и в миротворческих операциях, которые в той или иной степени могут влиять на исход военных действий. «Если жестко подходить к оценке действий молдавских властей, то, они, по сути, нарушают принцип нейтралитета, а значит конституцию, направляя молдавских военных на учения в рамках программ НАТО, для участия в миротворческих операциях в Ираке, где Молдавия фактически выступала в пользу одной из воюющих сторон, и сейчас — в Косово», — говорит Богдан Цырдя.

Конечно, все это происходит вразрез с позицией России и Приднестровья, которое считает, что Молдавия движется в сторону НАТО и Румынии, продолжает «Кишиневский обозреватель». Это неизбежно отдаляет и осложняет приднестровское урегулирование и льет воду на мельницу сепаратистов Левобережья. И все это, вкупе с затяжными кишиневскими кризисами и коррупционными скандалами, дает Приднестровью повод утверждать: проведем границу по Днестру. Таким образом, на каждое действие Кишинева Приднестровье отвечает противодействием. Потому что в Молдавии не абстрактный замороженный, а «живой» конфликт, и в этом конкретном контексте все действия так или иначе взаимосвязаны, подводит итог издание.

Спокойствие, которое казалось бы установилось после избрания нового премьера, не продлилось более недели, его прервал лязг оружия на Днестре, пишет Timpul. Решение Тирасполя (то есть, Москвы) «перетянуть границу» напоминает 1992 год, когда российские танки танцевали «вальс мира» под «дирижерством» Лебедя… Русские опять сотрясают оружием на Днестре. То есть, можно сказать, что война уже началась. Пока что информационная. «Тяжелая артиллерия» из влиятельных агентов России готовит общественное мнение к новой военной провокации на Днестре. И чтобы эту провокацию можно было оправдать, ее нужно заранее оправдать на информационном уровне. В медиатическом смысле Россия в Кишиневе чувствует себя больше у себя дома, нежели в России.

И в такой ситуации как не ожидать, что до саммита в Вильнюсе российские танки переймут «вальс мира» под флагом другого генерала?! — продолжает Timpul. Лебедь умер, но генералов в России еще полно… Хватит и на Молдавию, подводит итог издание. Политический кризис: «Нет у революции начала»

Формирование Коалиции за проевропейское правление (КПП) еще раз наглядно показало, насколько несамостоятельны политики, пришедшие к власти в Молдавии в 2009 году, пишет «Панорама». Это они тут мнят себя великими кукловодами, но сами по себе они не более чем куколки других, более серьезных мастеров марионеточного жанра. На протяжении нескольких месяцев они готовы были перегрызть друг другу глотки, чтобы в конце концов вернуться к привычной роли представителей колониальной администрации. Помимо всего прочего, они показали и полное отсутствие собственного человеческого достоинства. Все закончилось, как в сцене из фильма «Приключения Буратино», когда доктор кукольных наук Карабас-Барабас вез в клетках своих марионеток, а те печальным голосом пели: «А он никакой не мучитель, а просто наш добрый учитель».

Политический кризис начала этого года в Молдавии был провалом, прежде всего, именно европейской бюрократии, продолжает «Панорама». Компьютерная программа, запущенная ею в отношении Молдавии, дала сбой. Пришлось еврокомиссарам в ручном режиме вычищать вирусы и накладывать заплатки. И они это сделали. Как бы кишиневские политики ни ненавидели друг друга, и как бы они ни хотели сожрать с потрохами своих «коллег» по коалиции, зарубежные карабасы-барабасы все эти брыкания пресекли и опять пинками загнали бузотеров в «проевропейское» стойло. В пульте управления заменили батарейки, и дистанционное командование в отношении этих подопечных киборгов из Кишинева было восстановлено. Им еще раз популярно объяснили их роль роботов, которые должны выполнять строго заданные функции. Если какие-то человеческие чувства мешают исполнению этой роли, они должны быть подавлены. Впредь программа не должна давать сбоев. По ходу ТО были выброшены в мусорный ящик некоторые изношенные «запчасти» в лице ряда партийных лидеров. Их заменили проверенными, гарантированно послушными людьми.

Когда к руководству страны приходят карьерные дипломаты, это ненормально, пишет «Панорама». При всем уважении к представителям дипломатической службы, это люди совершенно оторванные от реальной жизни, витающие в высоких сферах международных отношений, переговоров, приемов, конференций. Трудно представить себе более бюрократическое, непрозрачное и неискреннее ведомство, чем дипломатическое. Но именно такие люди нужны сегодня Брюсселю в качестве партнеров в Кишиневе. Тандем Лянкэ―Корман идеально подходит для решения той задачи, которую поставили под угрозу Плахотнюк, Филат, Лупу, Гимпу. Эта задача сугубо бюрократически-дипломатическая, очень стерильная, примитивная — подготовить к подписанию на саммите в Вильнюсе какие-то бумаги, о содержании которых большинство молдавского народа ничего не знает и никогда ничего не узнает. Эту задачу брюссельским чиновникам очень комфортно решать именно с кишиневскими дипломатами, с которыми они на одной волне, а не с политиками-бизнесменами-олигархами, которым в самый неподходящий момент в голову может взбрести какая-то блажь, например позыв побороться с мафией, в результате чего под угрозой оказывается вся эта проевропейская конструкция. Если приходится выбирать между проевропейскими бандитами и небандитами, но не проевропейскими, правильный выбор, конечно же, первый. Такова логика реинкарнации АЕИ в КПП.

КПП — образчик стопроцентной оторванности власти от реальности, от того, чем живут люди, продолжает «Панорама». Главное изображать стабильность и продолжать заниматься всей этой ерундой. Например, делить должности по новому алгоритму. Они придумывают, как воровать дальше, а народ все это с энтузиазмом обсуждает.

Среди приоритетов правительства на первые 100 дней названы создание рабочих мест, борьба с коррупцией и ускорение европейской интеграции, пишет «Панорама». Если с третьим пунктом все ясно — Лянкэ с Корманом справятся с этой задачей гораздо лучше, чем Филат с Плахотнюком и Лупу, а евробюрократам только это и нужно, больше их ничего не волнует, ― то с рабочими местами и борьбой с коррупцией могут возникнуть проблемы. Как говорят специалисты, главное для Молдавии — не просто создание рабочих мест, а занятость населения. За три года правления АЕИ количество занятых в экономике сократилось на 100 тыс. человек ― до 1,1 млн, и эта тенденция продолжается. Хорошо, если правительство создаст 5 или 10 тыс. рабочих мест, но какой с этого толк, если в то же время где-то будут сокращены еще 50 тыс. мест? Вакансии, которые рассчитывает создавать правительство, носят, по большей части, временный, сезонный характер и основаны на новых внешних заимствованиях. За те же самые три года власти АЕИ внешний государственный долг Молдавии вырос с $950 млн до $1,7 млрд с лишним. Долг правительства вырос на полмиллиарда, Нацбанка ― на 300 млн Сейчас правительство заявляет, что намерено занять у европейских банков еще 300 млн евро на дороги, в результате чего внешний госдолг перевалит за $2 млрд Возникает вопрос: если эти ребята через год-полтора уйдут из власти, кому они оставят эти долги?

Что касается коррупции, то, по словам бизнесменов, они никогда не ощущали такого беспредела контролирующих и правоохранительных органов, как сегодня, продолжает «Панорама». Все эти «правоохранители» как с цепи сорвались, открыто занимаясь узаконенным государственным рэкетом. Такое впечатление, что за оставшиеся полтора года эти люди решили обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. То, что в результате этой «борьбы с коррупцией» будут уничтожены остатки бизнеса, прежде всего малого и среднего, их не волнует.

Если вернуться к рабочим местам, то они могут быть созданы на стабильной, долгосрочной основе и в больших количествах только в результате серьезных инвестиций, пишет «Панорама». Правительство КПП не может назвать ни одного солидного инвестора, который собирается прийти в Молдавию. Заклинания о том, что такие инвесторы придут после подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, ― демагогия. В условиях экономического кризиса, когда в Европе недозагружены производственные мощности и высок уровень безработицы, непонятно, почему европейцы должны создавать новые мощности и рабочие места в Молдавии, чтобы производить продукцию, которая попадет на рынок ЕС. Законы капитализма никто не отменял, и по этим законам европейским бизнесменам правильнее дозагрузить мощности у себя дома, принять на работу своих сограждан и произвести продукцию, которую можно будет продать на рынке Молдавии. Именно для этого втайне не только от народа, но даже от депутатов, и проталкивается решение о свободной торговле РМ―ЕС.

То, что КПП валяет дурака, очевидно, продолжает «Панорама». Но такое впечатление, что дурака валяет и оппозиционная Партия коммунистов. Очень странно, что ее представители вели тайные переговоры с партиями АЕИ об организации досрочных парламентских выборов. Неужели они полагали, что с этими партиями можно договориться о досрочных выборах, результат которых стал бы катастрофой для АЕИ? Неужели ПКРМ не понимала, насколько несамостоятельны лидеры АЕИ? Не понимала, что у них есть реальные иностранные хозяева, которые никогда в жизни не допустят, чтобы те похоронили «проевропейский» курс? Своими действиями ПКРМ только еще больше напугала лидеров АЕИ и заставила их снова сбиться в стаю.

Сегодня у ПКРМ нет решения, как выпутываться из сложившейся ситуации, пишет «Панорама». Они должны или менять тактику, настраиваться на долгий марафон, еще на полтора-два года работы в нынешнем парламенте до очередных выборов, или, наконец-то, организовать обещанную революцию. Пока же коммунистическая песня «Есть у революции начало — нет у революции конца» звучит как «Нет у революции начала». Соответственно, и результата никакого. ПКРМ сохраняет устаревший взгляд на революцию, для которой якобы должны созреть все условия. Но, как показывают последние события в Турции, а до этого и в других странах, не обязательно, чтобы существовал какой-то политический или социально-экономический повод для «спуска» революционного «крючка». Раздражитель, повод для этого может оказаться самым неожиданным, например вырубка парка в столице, но в итоге все равно все заканчивается требованиями ухода власти в отставку и организации новых выборов.

В целом, конечно, ситуация по-прежнему работает на ПКРМ, продолжает «Панорама». Каких-то успехов в повышении уровня и качества жизни людей КПП все равно не добьется. Общее недовольство, если и уменьшится, то не намного. Тактика властей понятна ― тупо брать ПКРМ измором, рассчитывая на продолжающийся физический и моральный износ главного ресурса ПКРМ, здоровья ее лидера. Как собирается ПКРМ отвечать на эти попытки вконец измотать ее, непонятно. В итоге, очень может случиться так, что в Молдавии окончательно и бесповоротно восторжествует «либеральная демократия», но не в смысле утверждения свободы и власти народа, а в смысле насаждения колониальной администрации «либералов» и «демократов», подводит итог издание.

Коалиция за проевропейское правление приступила к практическому внедрению своих учредительных договоренностей: партийному обособлению министерств и ведомств, увольнению замминистров по политическим мотивам и назначению на освободившиеся места людей по партийной разнарядке, пишет «Кишиневский обозреватель». Таким образом, начатый еще при АЕИ-2 процесс превращения министерств в «княжества удельного масштаба» достиг логического завершения. Теперь министерства и ведомства в РМ окончательно «позеленеют», «поголубеют» (партийные цвета Либерально-демократической и Либеральной партий соответственно — прим. ИА REGNUM) и покроются демократическими «розочками».

Согласно приложению к соглашению «О создании и функционировании „Коалиции проевропейского правления“, ЛДПМ отошли восемь министерств, а также Национальное бюро статистики, Агентство земельных отношений и кадастра, Агентство государственных доходов, Агентство материальных резервов и Агентство по туризму, продолжает „Кишиневский обозреватель“. Самая неопределенная ситуация из „зеленых“ ведомств сохраняется в Минпросвете и МИДЕИ. По упорно циркулирующим слухам, во время совместной работы у министра просвещения Майи Санду и ее заместителя Татьяны Потынг сложились крайне напряженные отношения. И вроде как министр Санду была категорически против повышения своего экс-зама, которая по протекции либералов-»реформаторов» была назначена вице-премьером по социальным вопросам. То есть почти непосредственным начальником г-жи Санду. Опять-таки по слухам, Майя Санду даже подумывала о том, чтобы покинуть пост министра просвещения.

В МИДЕИ другая кадровая проблема — профессионального плана, пишет «Кишиневский обозреватель». У министра иностранных дел теперь будут три заместителя вместо двух. В среду правительство назначило кандидатами в замы Натальи Герман посла РМ в Австрии Валерия Киверя и работавшего ранее в представительстве при европейских сообществах Юлиана Грозу. Судя по представлению министра, получив МИДЕИ в полное владение, ЛДПМ собирается уделить особое внимание связям с диаспорой — кто-то из новых замминистров будет курировать это направление. Стратегическое решение, учитывая, что до выборов осталось всего полтора года.

Неизвестной остается судьба пока еще действующего заместителя министра иностранных дел, представителя ДПМ Андрея Попова, продолжает «Кишиневский обозреватель». По слухам, министр иностранных дел Наталья Герман не в восторге от того, что Попов не вписывается в новый алгоритм назначений. В МИДе он работает с 2009 года, курирует восточное и приднестровское направление. До возвращения на госслужбу возглавлял неправительственную организацию, занимавшуюся приднестровской тематикой. Так что у г-на Попова большой багаж наработок и связей. По словам источника в Демпартии, судьба Андрея Попова пока не решена. Но, скорее всего, ему придется покинуть пост замминистра. ДПМ предложила ему перейти в министерство экономики. Как сказал источник, «чтобы возглавить управление, занимающееся привлечением инвестиций». Однако такого специализированного подразделения в структуре Минэкономики нет. Скорее всего, речь идет о MIEPO — Организации по привлечению инвестиций и продвижению экспорта. Сейчас эта структура по большей части занимается выставочно-форумной деятельностью: несмотря на громкие заявления об «активизации работы» и «учете ошибок прошлого», привлечение инвестиций в молдавскую экономику дается MIEPO с большим трудом. Но в этом не столько вина MIEPO, сколько неблагоприятной международной конъюнктуры, отсутствия общей инвестиционной привлекательности РМ, ужесточения налогообложения, прессинга со стороны контролирующих органов, высокого уровня коррупции и т.д. Тем не менее, по упорно циркулирующим в Минэкономики слухам, министр Лазэр давно уже подумывает о смене руководства в MIEPO. И Андрей Попов с его международным опытом вполне бы мог вписаться в инвестиционные планы руководства Минэкономики. Впрочем, по словам источника, г-н Попов пока думает. Не исключено, что он может отправиться куда-нибудь за границу — в качестве посла.

На минувшей неделе правительство раскрыло не только кадры, но и свои приоритеты на ближайшие 100 дней, пишет «Кишиневский обозреватель». Так как времени до выборов не так чтобы много, приоритетов всего три: создание новых рабочих мест, борьба с коррупцией и ускорение европейской интеграции. Очередность приоритетов именно такова, что явно попахивает предвыборным уклоном. Социологические опросы давно уже показывают общую разочарованность молдавских граждан в европейской интеграции. Видимо, поэтому правительство и не стало выпячивать данный приоритет на первую позицию, как на выборах 2009 или 2010 годов. О евроинтеграции и европерспективах премьер Лянкэ на брифинге вообще говорил очень мало и крайне скупо — или боялся сглазить, или представить особо было нечего. «Надеюсь, мы успешно закончим переговоры по соглашению о свободной торговле и подготовимся к парафированию документа», — лаконично заявил он.

Зато по другим двум приоритетам правительство берет на себя повышенные обязательства, продолжает «Кишиневский обозреватель». По словам Юрия Лянкэ, в ближайшие 100 дней начнется ремонт 100-130 км автомобильных дорог — а это как минимум 500 рабочих мест. «Мы планируем подписать новые соглашения с нашими партнерами, это еще около 2 тыс. рабочих мест», — сказал премьер. Новые рабочие места (как минимум 5 тыс.) гарантируют также продолжение стимулирования создания малых и средних предприятий, внедрение различных программ для молодых специалистов и гастарбайтеров, предстоящее строительство газопровода Унгень-Яссы (и неважно, что румынские собственники отказываются продавать свои земельные участки в зоне строительства). В планах правительства также подписание соглашения о финансировании с ЕБРР и ЕИБ, привлечение инвестиций в сельское хозяйство, развитие ирригации и т.д. и т.п. Правда, конкретную итоговую цифру количества новых рабочих мест, которые предполагается открыть за ближайшие полтора года, Юрий Лянкэ дальновидно называть не стал, ограничившись туманными фразами.

Говоря о втором приоритете, премьер-министр сообщил прессе, что правительство собирается планомерно бороться с коррупцией, продолжить реформу юстиции и правоохранительных органов, потому что «люди должны чувствовать свою защищенность и верить в справедливость», пишет «Кишиневский обозреватель». Кстати, реформировать полицию правительство собирается оригинальным способом — с помощью новой формы для полицейских и новой кадровой политики. «Мы начнем с приема на работу молодых специалистов — выпускников Академии полиции, и увеличим количество женщин в правоохранительных органах. В ближайшее время МВД начнет кампанию по популяризации», — заявил премьер. Пообещав снизить стоимость оформления документов, внедрить систему электронных платежей (тоже в какой-то мере борьба с коррупцией) и призвав оппозицию к сотрудничеству, Юрий Лянкэ улетел в Брюссель — обсуждать «европейскую повестку», подводит итог издание. «Евроинтеграция»: «Торговые соглашения с ЕС попросту убьют внутренний рынок Молдавии»

Первый визит Юрия Лянкэ в Брюссель оказался весьма результативным, пишет «Коммерсантъ-Молдова». В ходе первой поездки в бельгийскую столицу в новом статусе он встретился с чиновниками, которые плотно занимаются Молдавией и от которых зависят европерспективы страны. После встречи с комиссаром ЕС по расширению и политике соседства Штефаном Фюле было объявлено о решении Евросоюза предоставить Молдавии €90 млн в качестве бюджетной поддержки. По словам господина Фюле, €60 млн предназначены на реформы системы юстиции, а €30 млн — на внедрение соглашений с ЕС, таких как соглашение о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС, а также на участие в различных программах. Выделение этих денег — важный сигнал для молдавских элит и граждан. Тем самым ЕС продемонстрировал, что доверяет новому молдавскому правительству и намерен иметь с ним дело. Напомним, что во время пятимесячного политического кризиса в Молдавии ЕС приостановил финансирование важных для республики проектов и реформ, в том числе в системе юстиции.

Не менее важными оказались и политические итоги визита премьера Лянкэ в Брюссель, продолжает «Коммерсантъ-Молдова». За два дня помимо Штефана Фюле он успел встретиться с главой еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, еврокомиссарами по внутренним политике и по энергетике Сесилией Мальмстрем и Гюнтером Эттингером, а также с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Господа Фюле и Баррозу выразили полную поддержку европейским устремлениям Молдавии, отметив, что на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» будут парафированы важные для Кишинева документы: соглашения о свободной торговле и ассоциации с ЕС. «Мы можем использовать саммит, чтобы объявить о завершении всей технической работы», — заявил Штефан Фюле.

Эксперты называют визит господина Лянкэ успешным, пишет «Коммерсантъ-Молдова». Особенно если учесть, что во время кризиса еврочиновники много и порой жестко критиковали молдавские власти. Политический аналитик Виталий Катанэ считает, что результаты визита премьера в Брюссель говорят о возвращении Молдавии «в нормальное русло в контексте евроинтеграции». По его словам, доверие еврочиновников к новому правительству связано с тем, что премьером стал именно Юрий Лянкэ, который и в прошлом являлся «мотором европейского курса страны». Эксперт уверен, что господин Лянкэ сможет внедрять европейскую повестку качественнее, чем его предшественник Владимир Филат. Глава Института публичной политики Аркадий Барбарошие также уверен в том, что успех обусловлен тем, что Юрие Лянкэ давно и лично знаком со многими еврочиновниками, включая Штефана Фюле, с которым они вместе учились в МГИМО: «Сработало личное знакомство премьера со всеми еврочиновниками, для которых он — свой человек».

12 июня Молдавия завершила переговоры с ЕС о создании Зоны свободной торговли, пишет «Пульс». Но текст соглашения остается засекреченным. И хотя сам документ должен еще пройти технические процедуры согласования в структурах ЕС, можно с уверенностью сказать, что достигнутые договоренности не претерпят больших изменений. И когда придет время, молдавских производителей в буквальном смысле слова поставят перед фактом — малое молдавское производство останется с европейскими гигантами один на один.

Окончательное подписание документа ожидается в 2014 году, продолжает «Пульс». До тех пор соглашение должно быть парафировано в рамках саммита «Восточного партнерства», который состоится осенью в Вильнюсе. Ответственным за переговоры о создании зоны свободной торговли со странами ЕС был назначен вице-министр экономики Октавиан Калмык. На пресс-конференции чиновник не без гордости отметил, что «последний раунд переговоров успешно завершен. Нам было важно найти баланс, который был бы экономически и политически выгоден как нам, так и странам ЕС». По его словам соглашение содержит 14 глав, но сам текст будет засекреченным до тех пор, пока не пройдет все процедуры в ЕС.

До сих пор остается неясным, какими будут тарифные пошлины и по каким позициям, каким будет защитный механизм от импорта для молдавских производителей, пишет «Пульс». И предусмотрен ли он вообще? Будет ли предоставлен молдавским производителям льготный переходный период, и на какой срок? В общем вопросов больше, чем ответов. По словам главы департамента торговли Еврокомиссии Люка Девиня, «переговоры завершились в рекордно короткий срок» — 16 месяцев. Другими словами, как и в случае с МВФ, молдавское правительство оказалось самым «покладистым» переговорщиком, принимающим условия и интересы внешних партнеров.

Тем временем, намерение правительства открыть молдавский рынок для европейских товаров вызывает у молдавского бизнеса и экспертного сообщества недоумение и жесткую критику, продолжает «Пульс». О том, к чему приводит интеграция восточноевропейских государств под чутким руководством международных финансовых структур в глобальную экономику в целом, и в экономику ЕС в частности, говорят примеры наших соседей: государств Прибалтики, Румынии и Болгарии. В этих пяти государствах собственное производство практически уничтожено: в Румынии нет своих помидоров, а в Болгарии — своей картошки, не говоря уже о когда-то становых для экономики производственных махинах, таких как алюминиевые заводы, атомные электростанции, заводы-гиганты по производству высокоточной техники и так далее. Собственно, путь уничтожения индустриальной экономики Молдавия уже прошла. Осталось, чтобы и так туманные перспективы молдавского производства были похоронены окончательно.

Октавиан Калмык в свое время отвечал за разработку соглашения о предоставлении Молдавии со стороны ЕС преференциального торгового режима, который действует с 2008 года, пишет «Пульс». Тогда этот чиновник заявлял, что «о зоне свободной торговли говорить слишком рано», потому что «молдавские производители не имеют необходимых инвестиций в модернизацию производства», и «не смогут конкурировать с европейским импортом ни по качеству товара, ни по объему». С тех пор мало, что изменилось. С 2009 года капитальные инвестиции государства в лице правительства АЕИ в реальный сектор экономики были практически на нуле. Нет, речь не идет о грантовой и кредитной поддержке, которой правительство Филата получило за три года в восемь раз больше, чем правительство коммунистов. Речь идет о том, что ни одного лея, ни одного доллара не было потрачено на конкретные проекты, на развитие конкретного производства, ни одного завода не было построено или модернизировано. Напротив, все эти годы власти душили бизнес налогами. Дошло до того, что иностранные инвесторы, которые еще в 2008 году говорили о Молдавии, как об островке инвестиций, стали выводить свои производственные мощности из Молдавии за рубеж. Более того, прибыль, получаемая сегодня на молдавском рынке, иностранные инвесторы не вкладывают в дальнейшее развитие местного производства. Это значит, что молдавские производства не нарастили, а потеряли свою конкурентоспособность.

За три года совокупный спад промышленности по всем секторам сократился более чем на 9 процентов, продолжает «Пульс». По итогам 2012 года только в сельском хозяйстве объем производства сократился на 25 процентов. А согласно соглашению о зоне свободной торговли с ЕС сельскохозяйственной продукции отводится далеко не последнее место.

У экономических агентов сегодня нет средств даже на текущие производственные расходы, пишет «Пульс». Налоговая политика правительства привела к тому, что бизнес стал уходить в тень — доля теневой экономики в структуре ВВП выросла до 27 процентов против 16 в 2008 году. На этом фоне правительство… форсирует подписание торговых соглашений с ЕС, которые, по мнению местных экономических экспертов, попросту убьют внутренний рынок Молдавии.

Экономический эксперт института стратегических исследований и реформ Елена Горелова заявила, что прежде, чем подписывать соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС, молдавским властям необходимо было подумать о повышении конкурентоспособности молдавского производства и разработать систему защитных мер от роста импорта, продолжает «Пульс». Но это еще полбеды. Как заявила эксперт, аналогичное соглашение молдавские власти планируют подписать с Турцией. По ее мнению, на сегодняшний день рынок Молдавии и без того наводнен турецким импортом, а с открытием рыночных границ, молдавское производство обречено на банкротство.

Эти опасения подтвердил и нынешний министр экономики Валерий Лазэр, пишет «Пульс». По его словам для использования возможностей, предлагаемых соглашением о создании зоны углубленной и всеобъемлющей торговли с ЕС, компаниям Молдавии придется учиться конкурировать с европейскими производителями. Но при этом он говорит: «нам удалось договориться об открытии самого процветающего рынка в мире — Европейского союза — для молдавских товаров». Парадокс. Видимо, нужно сказать огромное спасибо ему лично и правительству в целом за то, что «самый процветающий рынок мира» убьет на второй же день после открытия границ последние остатки молдавской экономической активности, подводит итог издание.

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий