Колокола на Руси, как гласят летописи, появились вместе с принятием христианства. Поначалу они были привозными, но уже через пару сотен лет те же летописи сообщают, что русские отливают колокола самостоятельно. А с XIV века, с момента появления колоколен, или звонниц, мастера-звонари стали тщательно подбирать их «по голосам», рассказывает председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов:
Колокола на Руси, как гласят летописи, появились вместе с принятием христианства. Поначалу они были привозными, но уже через пару сотен лет те же летописи сообщают, что русские отливают колокола самостоятельно. А с XIV века, с момента появления колоколен, или звонниц, мастера-звонари стали тщательно подбирать их «по голосам», рассказывает председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов:
«Я бы назвал становление колоколов явлением XIV века, когда в Московском Кремле появляется храм Иоанна Лествичника. Это 1329 год. В самые страшные годы татаро-монгольского ига посреди новоотстроенной столицы, посреди новых белокаменных соборов впервые ставится колокольня».
С тех пор колокольни, как правило, входят в архитектурный комплекс православных храмов, а многоголосый колокольный перезвон становится одним из главных участников церковной службы.
-Русские колокола: на земле и в небесах
-Знаменитые даниловские колокола вновь зазвучали в Москве
-Американский штат Канзас готовится принять русские колокола
Более того, колокольные звоны глубоко проникают в жизнь, быт, культуру русского народа. Они превращаются в неотъемлемую часть русской истории. Так считает звонарь оркестра московского Большого театра Александр Кошевой:
«Колокол обладает абсолютно уникальным звучанием, — продолжает специалист, — ни один из музыкальных инструментов не воспроизводит таких частотных характеристик и не воспринимается так живыми организмами. Проводились исследования по влиянию колокольного звука: так вот — он несет исцеление. Уникальность русских колоколов и русского звона состоит в том, что этот звон вышел за рамки непосредственно сигнальной функции. Звонницы и отдельные колокола превратились в музыкальный инструмент, который не имеет аналогов в мире».
И это эстетическое, художественное качество колокольных звонов не могли не воспринять композиторы, начиная с основоположника русской классической музыки Михаила Глинки, который первым вывел колокола на оперную сцену. Позже и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и Чайковский не раз использовали колокольные перезвоны в оперных спектаклях и симфонических произведениях. Интересно, что мелодия колоколов из оперы Мусоргского «Борис Годунов» со временем стала канонической, и современные звонари исполняют ее как самостоятельную.
-Посвящение Мусоргскому
Еще более глубоко колокольную традицию воспринял Сергей Рахманинов: «колокольность» в принципе определила музыкальное мышление композитора — его мелодику, ритмику, тембровые краски. Рахманинов объяснял это так: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами древнего новгородского Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты…».
-Музыкальная биография главных часов России
В атеистический советский период, когда практически все церкви были закрыты, а 90% церковных колоколов разбиты или ушли на переплавку, колокольный звон все же не исчез из звуковой памяти русского народа, утверждает звонарь храмов Московского Кремля Константин Мишуровский:
«В самое безбожное время, — рассказывает звонарь, — когда колокольный звон, казалось бы, должен был быть вычеркнут из менталитета советского гражданина, именно колокольный звон сопровождал важнейшие моменты, отмеряющие время: встречу каждого Нового года, встречу каждого дня. Поскольку средствами радиовещания, а потом и телевидения, транслировался звон курантов Спасской башни Московского Кремля».
Вот такие парадоксы российской истории.
Источник: rus.ruvr.ru