В конце лета 2012 года в интернете появилось новое молодежное шоу. Вопреки традиционным понятиям о шоу, оно не было ни музыкальным, ни танцевальным, ни юмористическим. Это было шоу молодых поэтов.
Мы не привыкли воспринимать поэзию как нечто развлекательное, а уж, тем более, молодежное и модное. Хотя есть же Дмитрий Быков, над ежедневными сатирами которого смеются до слез или плачут от смеха, и совершенно другая Вера Полозкова, стихи которой знает наизусть каждая вторая студентка журфака.
В конце лета 2012 года в интернете появилось новое молодежное шоу. Вопреки традиционным понятиям о шоу, оно не было ни музыкальным, ни танцевальным, ни юмористическим. Это было шоу молодых поэтов.
Мы не привыкли воспринимать поэзию как нечто развлекательное, а уж, тем более, молодежное и модное. Хотя есть же Дмитрий Быков, над ежедневными сатирами которого смеются до слез или плачут от смеха, и совершенно другая Вера Полозкова, стихи которой знает наизусть каждая вторая студентка журфака.
Значит, мода на поэзию все же возможна, и любовь русского человека к стихам не осталась в прошлом веке. Шоу молодых поэтов «Бабушка Пушкина» — как раз об этом. Сериям проекта удается набрать десятки и даже сотни тысяч просмотров на YouTube, а в группе шоу во «ВКонтакте» за 5 месяцев существования набралось более 18 тысяч подписчиков.
Те, кто не видели ни одного выпуска проекта, возможно, уже представили себе скучное видео, на котором один поэт за другим выходит на сцену и, запинаясь и краснея, читает витиеватые стихи о своих глубоких душевных переживаниях. Оказывается, все совсем не так. Авторы проекта делают из чтения стихов клипы — с музыкой, красивым видеорядом и автором стихотворения в роли лирического героя. Кроме того, за участников голосуют зрители, и с каждым туром их остается все меньше. В общем, шоу и правда затягивает.
— Очень хотелось дать молодым возможность как-то себя заявить, проявить. Очень хотелось найти новый формат для поэзии, чтобы это не было как-то скучно-нудно. Потому что я бывал на некоторых поэтических вечеринках…, — рассказывает продюсер проекта Евгений Лебедев.
— Евгений, а как Вы изначально пришли к этому проекту?
— Я считаю, что проект был необходим, потому что ничего подобного у нас не было, но люди нуждались в этом. Наше центральное телевидение совершенно незаслуженно не уделяет никакого внимания этому огромному пласту — поэзии. При всем прочем, у нас страна читающая, страна пишущая, у нас пишут, наверное, процентов 80 населения. Так или иначе, хорошо или плохо, но пишут, или хотя бы читают стихи. Может, этот формат был бы не очень интересен в другой стране, но у нас он необходим, на мой взгляд.
Можно много рассуждать о том, что у нас поэзия в заднице, что у нас молодежь какая-то не такая, а можно просто взять и начать что-то делать. У нас уже стало что-то получаться. Может, еще рано говорить о каких-то успехах, но уже то, что количество заявок на третий сезон проекта такое, что мы не успеваем их обработать, несмотря на то, что мы с утра до ночи их смотрим и слушаем, говорит о том, что мы правильной дорогой идем.
— Планируете ли искать новые медиаплощадки для своего шоу?
— Мне все время говорят, давай пойдем и попробуем это какому-то телевидению предложить. У любого телевидения свой формат, и если даже мы дойдем до телевидения и если мы вдруг убедим телевидение, что ему это нужно, то шоу должно будет претерпеть определенные изменения. Мне пока хочется сохранить это в том виде, в каком оно есть. Это действительно все честно, все по-настоящему, у нас абсолютно честное голосование. Конечно, для расширения аудитории ящик необходим. Но пока нас устраивает тот рост, который у нас есть.
— А какие финансовые планы? Проект будет оставаться некоммерческим?
— Я считаю, что любое дело, которое рано или поздно не начнет себя окупать, это профанация и шарлатанство. Рано или поздно, я надеюсь, что это встанет на рельсы, как минимум, самоокупаемости, мало того, начнет приносить какую-то прибыль.
В конце февраля мы хотим запустить такой формат — поэтический вечер, но при всем этом, чтобы он был динамическим и интересным. Я, например, с трудом высиживаю поэтические вечера, потому что стихи на протяжении часа-полутора — это достаточно тяжело. Мы хотим, чтобы это тоже было нечто интерактивное, чтобы зрители могли голосовать, чтобы там была и музыка, и картинка.
Вообще я хочу довести это все до масштаба движения КВН. Все это чревато огромным количеством сложностей и огромным количеством участников. Но мы хотим дальше двигаться. В первую очередь, уже к началу весны, мы хотим сделать интерактивный спектакль «Бабушка Пушкина». Наш формат можно довольно легко перенести на театральную сцену и сделать большой интерактивный спектакль, где идет куча видеоматериала в качестве поддержки, где участники выполняют задания, и где в антракте зрители могут проголосовать.
Летом у нас планируется фестиваль на базе Болдинского пушкинского фестиваля. Мы хотим провести уже всероссийский фестиваль молодых поэтов. Сейчас мы попробуем Санкт-Петербург втянуть в эту авантюру, дальше мы будем пытаться втянуть другие города. Потому что люди постоянно пишут: «Как жаль, что это все в Москве, нет возможности приехать в Москву, а очень хочется поучаствовать». Появляются в городах какие-то свои уже группы, ответвления, на уровне небольших кружков пытаются что-то делать. Мы надеемся, что со временем вся Россия вступит в эту игру.
— Кто является экспертами шоу, которые отбирают номинантов на «вылет»?
— Мы приглашаем совершенно разных людей, мы умышленно приглашаем нелитературных людей. Пока мы пробуем такой формат. Возможно, со временем мы будем приглашать и непосредственно поэтов. Но дело в том, что мы как раз стараемся обращать это шоу и эту поэзию к людям. Чтобы не повторять ситуацию 80-х, 90-х, начала нулевых годов, когда поэзия ушла непосредственно от молодого читателя так далеко, что практически исчезла какая-то активность в этой сфере.
— А как происходит отбор участников на шоу?
— Изначально отбирается 10–18 человек. Им дается одна общая тема, на которую они все выполняют задание. Режиссерская группа старается каждому подобрать какой-то видеоматериал, образ. Когда-то Вера Полозкова добавила в стихи музыку, сделав это элементом клубной культуры. А мы добавили туда еще и видеоряд. И зачастую случаются истории, когда стихотворение выглядело бы очень проигрышно на бумаге, но за счет видеоряда оно вытягивается. Очень хорошее стихотворение за счет хорошего видеоряда становится просто прекрасным.
Мы стараемся, чтобы все-таки наши авторы были понятны и интересны. Чтобы их стихи были понятны молодежи. Может быть, где-то это иногда в ущерб литературному качеству, но, во-первых, и авторы растут за время участия в шоу, они чему-то учатся. Помимо того, что это шоу, это еще и хороший тренинг для них. И все-таки это понятно большинству. Многие начинают смотреть, не особо интересуясь поэзией, из-за красивой картинки, аудио-ряда, им нравится, как это показано, им нравится, что есть какая-то интрига, что кто-то выбывает, кто-то остается.
Участники первого сезона в большей мере были такие углубленные, серьезные поэты, как они себя, по крайней мере, сами считают. Во втором сезоне мы постарались умышленно отойти от этого, и участники второго сезона были из разных профессий. Победителем у нас стал финансист, а, казалось бы, эта серьезная и суровая профессия не имеет никакого отношения к поэзии.
Мне задали вопрос, как я отличаю графоманов от поэтов. На самом деле, я не отличаю, отличают зрители. Моя задача — найти того, кто будет интересно смотреться в кадре. Если графоман будет интересно смотреться, то почему бы и нет. Мы же еще и картинку делаем, то есть у нас двойная задача. Если бы я отбирал только по литературным текстам, состав у нас был бы совсем другой.
— Расскажите о новом сезоне «Бабушки Пушкина».
— Третий сезон начнется в феврале и на этот раз не ограничится Москвой. Это будет немножко дерзкая заявка, мы вызываем на дуэль Санкт-Петербург. Мы создали нескольку условную команду москвичей. Это будут участники первого и второго сезона, которые кажутся нам наиболее интересными, и некоторые новые лица. Мы надеемся, что отберем сильную команду в Петербурге. И хотим, чтобы они поборолись за звание культурной столицы, по крайней мере, в рамках предложенного формата.
Кстати, между Москвой и Питером в этом плане огромная разница. Например, в Москве наше название вызывает у людей зачастую недоумение. А в Питере, когда они слышат название шоу, оно вызывает у них восхищение. Если москвичи начинают сразу расспрашивать, а что, а как, а приз какой, то питерцы сразу говорят: «Вау, ребята, какое у вас название, конечно хотим». В Питере хорошая, крепкая школа, сильная поэтическая тусовка. Мы их боимся в хорошем смысле слова. Мы понимаем, что нам достаются серьезные соперники, но тем интереснее будет битва.
— Какие задачи вы ставите перед собой, создавая это шоу?
— Одна из задач — помочь человеку проявить себя, найти свою аудиторию и, соответственно, дать ему возможность выступать, зарабатывать, заниматься этим делом. Долгое время у нас не было никакой возможности автору сделать литературу, а тем более поэзию своим основным занятием.
У нас есть примеры участников, которые не имели совершенно никакой своей аудитории, а после участия в шоу имеют несколько тысяч подписчиков, которые интересуются, за них болеют, переживают.
Мы стараемся, чтобы писать стихи стало модно, интересно. Мы занимаемся популярной поэзией, некоторых авторов мы не берем, потому что считаем, что у них ну слишком сложные тексты для широкой аудитории. Они может быть и неплохие, но аудитория их не примет, и автору будет грустно, больно и обидно.
Когда я давно придумал проект и рассказывал о нем теле-продюссерам, они меня не понимали. Они говорили: «Жень, ну и что? И что тут интересного? Одно дело, когда у нас тут Ксения Собчак под куполом цирка вертится, а у вас что такого?»
Источник: ridus.ru