Оппозиционные демонстранты «краснорубашечного» Объединенного фронта за демократию против диктатуры (ОФДД) не торопятся покинуть центр Бангкока, несмотря на их принципиальную поддержку «дорожной карты к национальному согласию», предложенной неделю назад премьер-министром Таиланда Апхиситом Ветчачивой, сообщает в среду корреспондент РИА Новости.
Настроения в «городке» оппозиции
Оппозиционные демонстранты «краснорубашечного» Объединенного фронта за демократию против диктатуры (ОФДД) не торопятся покинуть центр Бангкока, несмотря на их принципиальную поддержку «дорожной карты к национальному согласию», предложенной неделю назад премьер-министром Таиланда Апхиситом Ветчачивой, сообщает в среду корреспондент РИА Новости.
Настроения в «городке» оппозиции
Настроения среди демонстрантов все еще колеблются — от полной поддержки мирных инициатив премьера Ветчачивы до полного неприятия его «дорожной карты». Это отражается на результатах совещаний руководителей акции протеста, которые третий день не могут прийти к общему мнению о том, как его завершить.
Полное единство в «городке» оппозиции существует только по нескольким вопросам, в частности по поводу ответственности правительства за столкновения демонстрантов с войсками, посланными разгонять демонстрацию 10 апреля.
Большинство демонстрантов считают, что вице-премьер Сутхеп Тхыаксубан, отдавший приказ о разгоне демонстрации в «черную субботу», 10 апреля, когда погибли 25 человек и около 900 получили ранения, должен оспаривать выдвинутые против него родственниками убитых обвинения в судебном порядке.
В среду родственники трех погибших демонстрантов подали в Департамент по борьбе с преступностью Национальной полиции Таиланда еще одно заявление по обвинению премьера Ветчачивы, вице-премьера Тхыаксубана и членов Командования ЧП в организации попытки силового разгона демонстрации, которая привела к смерти их близких.
Предыдущее заявление группы родственников погибших демонстрантов было переадресовано в Департамент особых расследований (ДОР), который по условиям режима ЧП подчиняется Командованию ЧП. Командование возглавляет Тхыаксубан. ДОР пока не произвел никаких действий в расследовании дела.
Второе общее требование к правительству — это снятие блокады с оппозиционных СМИ. Блокада телеканала People\’s Channel (Народный телеканал), десятков радиостанций и 190 интернет-сайтов все еще продолжается.
Еще одним общим требованием является отмена введенного в Бангкоке в начале апреля чрезвычайного положения.
Секретные переговоры и шансы сторон
Как сообщают источники, близкие к руководству оппозиции, на секретных переговорах между правительством и руководителями ОФДД пока нет ясности по поводу обвинений в нарушении режима ЧП, в терроризме и в заговоре против монархии, выдвинутых против оппозиционных лидеров Командованием ЧП.
Лидеры массового протеста не требуют амнистии — они готовы отстаивать свою невиновность в суде. Однако им необходима уверенность в том, что, если они сдадутся полиции 15 мая, как это было объявлено ранее, им будет дана возможность временного освобождения под залог. Источники сообщают, что договоренность о залоге пока не достигнута.
Исходя из опыта судебного производства в Таиланде можно заключить, что процессы могут затянуться, а лидеры оппозиции, лишенные возможности освободиться под залог, — оказаться за решеткой в разгар избирательной кампании, начала которой они добивались на улицах Бангкока в течение двух месяцев.
Демонстранты могут себе позволить оставаться в центре города еще долго, если правительство не попытается еще раз применить против них силу.
В случае применения силы наверняка будут новые жертвы, считают местные аналитики. Это станет явным поражением правительства Ветчачивы. Для демонстрантов войсковая операция тоже станет поражением, так как не будут выполнены цели протеста: ранний роспуск парламента и проведение всеобщих выборов.
Однако разгром правительственными войсками может стать и моральной победой оппозиции, а также пищей для последующих выступлений, «уже не под такими мирными лозунгами, как в этот раз», пишет в своем интернет-блоге обозреватель газеты Nation Тханонг Кхантхонг.
«Городок» — государство в центре Бангкока
В «городке» оппозиции жизнь организована совершенно иначе, чем во всем остальном Таиланде. На взгляд россиянина, изучавшего историю Октябрьской революции, экономические отношения в «городке» напоминают смесь «военного коммунизма» и НЭПа. В «городке» работает несколько бесплатных столовых, в которых еда готовится из расчета на всех присутствующих на митинге, включая руководство оппозиции и освещающих протест журналистов. Охлажденная вода повсеместно раздается бесплатно.
В то же время на всех улицах, прилегающих к площади Ратчапрасонг, и кое-где на самой площади, бойко торгуют традиционной едой из всех регионов Таиланда, а также прохладительными напитками, горячим кофе и фруктами, включая «король фруктов и фрукт королей» — дуриан, который считается любимым фруктом тайской аристократии.
Цены у большинства лоточников «городка» оппозиции ниже, чем в среднем по Бангкоку.
Здесь же торгуют символикой «краснорубашечного» протеста — красными рубашками, майками и безрукавками с портретами бывшего премьер-министра Таксина Чинавата, свергнутого военным переворотом 2006 года. Продаются майки с портретами Че Гевары, одетого в тайскую крестьянскую одежду, и с воздетыми вверх руками, сжатыми в кулаки.
Для «краснорубашечного» протеста характерно сравнение современных крестьян и бедноты с «прай» — тайскими полукрепостными смердами, зависимыми крестьянами прошлого. «Краснорубашечники» считают, что власть в стране после военного переворота и судебной дисквалификации «популистских» партий Чинавата оказалась в руках феодально-бюрократической и военной аристократии, называемой по-тайски «аммат». В прошлом «прай» полностью зависели от «аммат», хотя были юридически лично свободны. Кроме «прай» существовали еще и «кха» — лично зависимые рабы.
Собственность на людей в любом виде была отменена в Таиланде в конце XIX века королем Рамой V.
На лотках есть и красные шейные платки, до боли похожие на советские пионерские галстуки, а также майки с серпом и молотом и фуражки китайского образца с нашитой красной звездой вместо кокарды.
Вокруг лотков всегда много народа, причем в дневное время преобладают горожане, не участвующие в протесте, а просто приехавшие в «городок» за сувенирами. Среди покупателей сувениров есть и немало иностранцев.
Среди самих демонстрантов к началу третьего месяца протеста преобладают жители Бангкока и ближайших провинций. Это, как правило, поселившиеся в Бангкоке выходцы с севера и северо-востока Таиланда — беднейших районов страны, которые являются одновременно родиной и «кадровой базой» «краснорубашечного» протеста.
Однако много здесь и тех, кто приехал участвовать в протесте из самого «красного пояса» Таиланда, который, по образному выражению одного западного журналиста, «больше похож не на пояс, а на жилет», потому что в него входит больше трети территории страны и около половины населения.
Бесплатный транспорт для демонстрантов
Утром в среду министерство транспорта Таиланда объявило о подготовке для участников протеста бесплатных поездов и бесплатных автобусных маршрутов для возвращения в родные провинции, но с оговоркой, что министерство сформирует эти поезда и маршруты, но не выпустит их на линии до получения официальной просьбы об этом от руководства акции протеста.
Найдутся ли пассажиры для этих поездов и автобусов, покажут ближайшие дни. Однако от их наличия или отсутствия ничего в «краснорубашечном» протесте не зависит. Большинство демонстрантов из провинций приехали в Бангкок на собственных пикапах (по 10-12 человек в машине, трое — четверо в кабине, остальные — в кузове), а также на грузовых автомашинах и самостоятельно арендованных автобусах.
Многие из грузовиков, на которых приехали демонстранты, составляют сейчас часть баррикад, ограждающих «городок». Во многих случаях они играют роль «ворот» баррикады, отъезжая, чтобы пропустить транспорт, а затем снова блокируя движение.
Если протест закончится, эти машины снова освободятся для того, чтобы отвезти демонстрантов домой.
Источник: rian.ru