Подвиг Ивана Сусанина: 400 лет спустя

Подвиг Ивана Сусанина: 400 лет спустя
Единственное документальное свидетельство, дошедшее до нас, — это жалованная грамота самого царя. Михаил Романов даровал потомкам Сусанина половину своего родового села Домнино, расположенного в 80 километрах от Костромы. Кроме того, они, как и все последующие поколения наследников героя, освобождались от государственных податей.

Единственное документальное свидетельство, дошедшее до нас, — это жалованная грамота самого царя. Михаил Романов даровал потомкам Сусанина половину своего родового села Домнино, расположенного в 80 километрах от Костромы. Кроме того, они, как и все последующие поколения наследников героя, освобождались от государственных податей.

Подвиг Ивана Сусанина: 400 лет спустя

В царской грамоте рассказано о том, что в это самое село в 1613 году пришел отряд польских интервентов. Их целью, вероятно, было убийство или пленение юного Михаила, только что избранного на царство Земским собором. Иван Сусанин, которого они захватили, был подвергнут, согласно документу, «великим и немеренным» пыткам и замучен до смерти, но не выдал местонахождение будущего русского государя.

Народные же предание в разных версиях повествует о том, что перед этим Сусанин завел оккупантов на болота в дремучие костромские леса, где они и сами погибли. Если это перевести на язык, приближенный к современной военной лексике, то получается так. Отряд диверсантов проводил спецоперацию по ликвидации главы государства. Но простой крестьянин, в лице которого объединилась и контрразведка, и спецназ, сумел ее предотвратить, а, возможно, и ликвидировать вражеское подразделение. Подвиг, действительно, великий.

Впрочем, возможны и другие трактовки поступка Сусанина. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов пояснил:

«Господь сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. И Иван Сусанин последовал этой заповеди. В нашей исторической судьбе становление новой династии было связано не с какой-то великой битвой, не с именами каких-то знатных, богатых и сильных людей, а с самопожертвованием простого человека. Он не рассчитывал на то, что его будут помнить и возвеличивать, ставить ему памятники и слагать о нем песни. Он просто чувствовал свою ответственность, свой долг. Во всяком случае он отдал свою жизнь не только за другого человека, но и за весь свой народ».

Если бы Михаил Романов погиб тогда от рук польских оккупантов, то Смутное время могло бы возобновиться, и плоды победы, достигнутые народными усилиями и большими жертвами, тоже бы могли погибнуть. Тогда бы вновь началось братоубийство и кровопролитие. В народной памяти Сусанин остался легендарным героем.

О нем не забыли даже в то время, когда после революции 1917 года многие ценности и события отечественной истории оказались не в чести, отметил военный историк и писатель Алексей Шишов:

«Что такое память народная? Документы могут сгореть, скажем, во время пожара, во время войны, а то, что заложено в народной памяти, хранится веками. Практически все народные предания основаны на каких-то реальных событиях. В преданиях что-то есть от народной выдумки, но сам факт, сама первопричина предания не меркнет, она остается. Она правдива. Она жива».

На основе народного предания позже появились поэмы, памятники и картины художников. Подвигу костромского крестьянина посвящена и первая русская опера мирового уровня — «Жизнь за царя» композитора Михаила Глинки. Кто-то из военных стратегов заметил, что пока в России есть люди, подобные Ивану Сусанину, воевать с ней — чистейшее безумие.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий