Объединяясь на основе «радения за родную историю» («Союз русских обществ в Швеции», Швеция)

«Главная проблема русской истории — осознание ее единства»

История сегодня — не просто академическая наука, а поле боя, на котором решается и судьба русской культуры, и судьба государства Российского. Десятый председатель Международного русского исторического общества Петр Петрович Александров-Деркаченко рассказал в интервью порталу Союза русских обществ в Швеции об истории этой организации и поделился своим видением целей и задач ее существования.

«Главная проблема русской истории — осознание ее единства»

История сегодня — не просто академическая наука, а поле боя, на котором решается и судьба русской культуры, и судьба государства Российского. Десятый председатель Международного русского исторического общества Петр Петрович Александров-Деркаченко рассказал в интервью порталу Союза русских обществ в Швеции об истории этой организации и поделился своим видением целей и задач ее существования.

«Наша организация была зарегистрирована в 2004 году, однако история нашего общества куда дольше. Впервые Русское историческое общество было основано почти полтора века назад, 23 мая 1866 года (по старому стилю, конечно) в Санкт-Петербурге. Первым председателем общества был избран ближайший друг А. С. Пушкина, академик и поэт, сенатор, член Государственного совета князь П. А. Вяземский, прошедший к тому времени свой путь от антимонархиста-либерала до консерватора-монархиста», — рассказывает он.

Среди основателей общества стали академик К. Н. Бестужев-Рюмин, военный стратег и историк М. И. Богданович, директор Императорской публичной библиотеки А. Ф. Бычков, советник Министерства иностранных дел барон А. Г. Жомини, директор Государственного архива К. К. Злобин, миллионер и сенатор А. А. Половцов, министр народного просвещения граф Д. А. Толстой и другие, в основном, известные просвещенные консерваторы.

Русское историческое общество того времени — уникальное явление. Поначалу общество было негосударственным, хотя и получило своеобразное одобрение свыше: император Александр II «командировал» на должность почетного председателя общества своего сына — великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. Спустя восемь лет — 24 ноября 1874 года — для придания большего общественного веса обществу было даже присвоено звание императорского. Основная уставная цель была сформулирована с присущей для того времени изящной краткостью — «…собирать, обрабатывать и распространять в России, материалы и документы, до российской истории относящиеся».

Такая реалистически сформулированная суть просветительской деятельности общества позволила его членам ввести в научный оборот многочисленные материалы по русской истории. С 1867 по 1916 год вышло сто сорок восемь томов «Сборника русского исторического общества. И это — впервые (!) публикуемые редкие и неизвестные ранее документальные свидетельства русской истории. По три тома за год — многие ли институты могут сегодня похвастаться таким масштабом?! Помимо этого было издано еще и двадцать пять томов „Русского биографического словаря“ — двадцать пять томов впервые собранных воедино биографий русских деятелей науки, политики и культуры. Можно вспомнить еще и о поддержке губернских архивных комиссий, и о проведении публичных чтений, и о поощрительных премиях…

При этом общество — и это тоже принципиально — было организацией не научной (на это существовали академии и университеты). По составу оно являлось объединением историков по профессии (С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский и другие) и историков по призванию (в основном государственных служащих, дипломатических работников — А. П. Извольский, граф М. Н. Муравьёв и другие). Они безвозмездно вкладывали свой труд и свои средства в благородное дело развития русского исторического просвещения и служили своеобразным примером: повсюду стали возникать новые исторические общества. Трудно представить, как уживались в одной организации вольнодумец Ключевский и самые консервативные министры того времени! Но их объединяла высокая миссия: просвещение, радение за родную историю… И так продолжалось почти пятьдесят лет.

Но далее революции и захлестнувший Россию вслед за ними террор не пощадили ни Русское историческое общество, ни его членов. Сначала правительство Керенского запретило использовать наименование «Императорское», а затем Петросовет запретил и само общество. Его помещение в Санкт-Петербурге было попросту разграблено. В январе 1919 года в Петрограде «в порядке красного террора», несмотря на многочисленнейшие ходатайства, был расстрелян третий председатель общества великий князь Николай Михайлович. Известна резолюция, наложенная на ходатайство о его помиловании Владимиром Лениным, — «Такие историки революции не нужны». Печальна была дальнейшая судьба и большинства остальных членов Русского исторического общества, даже тех, кто смог пережить кровавую русскую революцию.

История организации продолжалась в изгнании. Новый период начался 7 апреля 1925 года, когда группа русских ученых и общественных деятелей, находившихся в Чехословакии, наладила работу Русского исторического общества в Праге. Однако, после того как в 1939 году нацистские войска вошли в Прагу, над обществом стали сгущаться тучи. В 1940 году деятельность общества была окончательно остановлена немецкими властями, а седьмой председатель общества богослов А. В. Флоровский был арестован.

На Родине же возродить общество удалось только в последние годы. «Идея возвращения в Россию Русского исторического общества сформировалась у нас практически одновременно: я имею в виду группу историков, к которой принадлежит ваш покорный слуга, и наших братьев по духу исторического просвещения в русском зарубежье. Понимаете, Русское историческое общество прошло нелегкий путь. От триумфа в императорской России через изгнание и до примирения и признания с Россией нынешней. Мы осознали, что в самом названии „Русское историческое общество“ его основателями заложен принцип: это общество тех, кто занимается русской историей. Не общество тех, кто занимается историей в России, а именно тех, кто вне зависимости от места проживания занимается именно русской историей. Это очень важно для нас», — говорит Александров-Деркаченко.

«В ситуации, когда русские историки, как и все русские, оказались разделены между Россией и ее ближним и дальним зарубежьем, Русское историческое общество связывает и объединяет на основе русского исторического просвещения. Именно русская история, как и русский язык, и русское православие, дает нам ощущение единства. Наши убеждения — это просвещение, единение и созидание. Мы — не воюем с историей, мы ее защищаем.

У меня хранятся документы и материалы, переданные мне потомками тех, кто поддерживал слабый и тлеющий огонек русского исторического просвещения в эмиграции. Это — бесценный дар, который мы бережно храним и постепенно пополняем. Наши предшественники берегли эти материалы в непростых условиях гонения именно для того, чтобы когда-нибудь пришел день и все эти материалы вернулись на Родину.

Первым проектом нашего общества было издание неизвестных в России богословских трудов нашего великого авиаконструктора Игоря Сикорского, написанных им в конце жизни и переданных мне его сыном Сергеем Игоревичем. Мы были первыми, кто их перевел с английского и издал в России», — рассказывает председатель общества.

«Последним на сегодняшний день текущим проектом, которым мы вплотную занимаемся, является увековечивание памяти наших военнопленных Первой мировой войны. Война эта несправедливо называлась в советской историографии „империалистической“, а судьба наших соотечественников, сгинувших тогда в плену, вообще никого не интересовала. Так вот, на месте бывшего лагеря наших пленных солдат в Австро-Венгрии, теперь оказавшегося на территории Италии, мы обнаружили братские могилы наших ребят. Нашли в австрийских архивах фотографии, записи. И знаете, что самое поразительное?! Находясь в плену, на чужой земле, первым делом русские солдаты возвели часовню Сергия Радонежского. Вот у кого нам следует поучиться и вере, и патриотизму! Лишенные всего и вся, люди первым делом доказали самим себе, что они русские… Главная проблема русской истории сегодня, на мой взгляд, — это проблема осознания ее единства», — резюмирует Александров-Деркаченко на страницах портала Союза русских обществ в Швеции.

Праздник для русских детей в Германии под фольклорные мотивы

Портал «Русское поле» знакомит читателя с тем, как весело отметили День России в немецко-русских детских садах Общества русскоязычных родителей и педагогов в Германии «Митра».

«Мама, представляешь, у меня на голове будет кукушонок!» — с неподдельным восторгом сообщила как-то вечером одна из воспитанниц билингвального детского сада «Цветочный город» своей маме. Мама, конечно же, сразу догадалась, что накануне Дня России, когда в детском саду вот уже второй месяц шла интенсивная подготовка к празднику, речь идет не иначе как о кокошнике!

В этих самых кокошниках, ярких сарафанах и нарядно расшитых рубахах воспитатели и воспитанники восьми немецко-русских детских садов по всей Германии встречали особенный для них день — День России. Встречали по традиции заводными русскими народными песнями и плясками, играми и стихами, загадками и сказками!» — рассказывает автор статьи.

«В потсдамском детском саду „Городе мастеров“ малышей и их родителей ждал кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки „Колобок“. Ну, а после перед ними раскинулась настоящая скатерть-самобранка с восседающими в центре стола караваем и пышущим жаром самоваром.

В берлинском детском саду «Золотой ключик» ребята 4-5 лет проявили свои актерские способности, показав спектакль по мотивам всеми любимой сказки Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».

Кроме того, специально к этому дню они разучили стихотворения («Матрешка русская», «Алый шелковый платок» и др.), а также такие русские народные песни, как «Колодец» и «Русские ложки». А когда заиграли задорные звуки «Кадрили» и «Калинки», то трудно было усидеть на месте и не пуститься в пляс!..

А в детском саду «Золотая рыбка» в Кёльне ребята совершили путешествие в страну русских народных сказок на волшебном ковре-самолете…

Кроме того, Дню России предшествовали многочисленные проекты, когда ребята собственными руками мастерили различные поделки на русскую национальную тематику. И никто не удивился, когда в одно прекрасное утро на столе в групповой комнате зашелестела совсем по-русски настоящая березовая роща!» — пишет «Русское поле».

От Тютчева к Набокову

В Пловдиве 12 июня состоялось совместное мероприятие Российского культурно-информационного центра (РКИЦ) в Софии и Дома культуры им Христо Ботева, посвященное Дню России.

Директор дома Красимир Воскресенский открыл фотовыставку РКИЦ «Федор Тютчев — поэт и дипломат». Он прочитал несколько стихотворений поэта на болгарском языке, а на русском эти же стихи прочитала народная артистка России, известная чтица А. М. Кузнецова, приехавшая в Болгарию в рамках программы Московской государственной академической филармонии (МГАФ). Эта программа осуществляется совместно с Россотрудничеством и демонстрирует российское искусство художественного чтения за рубежом — в представительствах Россотрудничества в целом ряде стран мира.

Во второй половине вечера А. М. Кузнецова представила свою программу «Бывшая Россия», посвященную произведениям В. В. Набокова. Публика горячо приветствовала выступление артистки. После концерта благодарные слушатели брали у Кузнецовой автографы, искренне благодарили ее за эстетическое удовольствие.

На концерте присутствовали преподаватели и студенты Пловдивского университета, ученики гимназии с углубленным изучением русского языка, соотечественники, болгарские любители русской литературы, сообщает портал РКИЦ.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий