Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Решение Госдумы о регистрации финансируемых из-за границы НКО в качестве «иностранных агентов» не нашло понимания в прессе США, хотя авторы российского закона заявляют, что взяли за образец его американский аналог.
Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Решение Госдумы о регистрации финансируемых из-за границы НКО в качестве «иностранных агентов» не нашло понимания в прессе США, хотя авторы российского закона заявляют, что взяли за образец его американский аналог.
По словам корреспондента Christian Science Monitor Фреда Уира, депутат Александр Сидякин, которого называют застрельщиком нового порядка регистрации, заявляет, что его авторы проштудировали принятый в США в 1938 году американский «Закон о регистрации иностранных агентов» (FARA), и действовали в общих чертах сообразно ему.
Американские СМИ считают, что эта аналогия некорректна, и осуждают новый российский порядок практически единодушно.
«Мистер Путин закручивает гайки», — озаглавлена редакционная статья Washington Post. Как и другие печатные издания, газета отмечает, что в России «со времен холодной войны термин „иностранный агент“ является ругательным».
«Между прочем, — замечает Washington Post, — Российская Федерация сама с радостью брала деньги у заграницы, когда нуждалась после развала СССР. И стал Борис Ельцин из-за этой помощи иностранным агентом? Да нет».
Синоним слова «шпион»
Редакционная статья журнала Forbes носит название «Для российского правительства НКО выглядят шпионами».
«Для россиян, живших в годы холодной войны, этот термин — синоним „шпиона“, — замечает агентство Ассошиэйтед пресс по поводу „иностранного агента“. То же самое слово в слово повторяет Wall Street Journal.
В русском языке «иностранный агент» звучит значительно хуже, чем в английском, а то и зловеще. Чаще всего звание «иностранного агента» звучит в США не зазорно.
В 1998 году таким образом зарегистрировался бывший кандидат в президенты Роберт Доул, консультировавший тогда правительство Тайваня, и никто и глазом не моргнул.
В 1976 году иностранным агентом объявила себе жена влиятельного сенатора-республиканца Джейкоба Джавитса, именем которого впоследствии был назван гигантский выставочный центр на Манхэттене. Мэрион Джавитс должна была зарегистрироваться в минюсте, поскольку пиарила в тот момент государственную авиакомпанию Iran Air.
Помнится, мы тогда сочли это за курьез.
Как и ряд других печатных изданий США, Forbes отмечает, что многим российским НКО трудно выжить без иностранных пожертвований, поскольку российские бизнесмены просто опасаются их финансировать. В США такой проблемы обычно нет.
Первоначально закон о регистрации «иностранных агентов», которые «действуют по приказу, просьбе, или под управлением или контролем иностранного принципала», был принят для борьбы с нацистской пропагандой, распространявшейся Берлином в США через американских граждан.
В этой связи упоминают основоположника современного пиара, журналиста Айви Ли (1877-1934), который пиарил химический концерн IG Farben, а под этом соусом, как считали, и сам гитлеровский режим.
Незадолго до его смерти конгресс США начал расследовать эти подозрения.
Закон против нацистов
«Закон о регистрации иностранных агентов» ставил себе целью принудить распространителей иностранной политической пропаганды действовать с открытым забралом. Впоследствии термин «политическая пропаганда» сочли чрезмерно оценочным и заменили на просто «информацию».
Затеянные за нарушение закона судебные дела в последние годы можно сосчитать на пальцах. В 2010 году, например, признал себя виновным бывший конгрессмен Марк Силджанер. Он не зарегистрировался в минюсте, хотя правительство Судана заплатило ему 75 тысяч доллларов за лоббирование в пользу исключения этой страны из американского списка государств, которые поддерживают терроризм.
Иногда закон применяют к лицам, которых власти по каким-то причинам не считают целесообразным привлечь за шпионаж. Например, в том же 2010 году 10 арестованных в США росийских шпионов признали себя виновными в нарушении закона FARA и были немедленно депортированы в Россию.
Но чаще всего миниюст США присылает вам письмо с вежливом напоминанием о необходимости зарегистрироваться. Как правило, этого бывает достаточно.
Закон FARA мало известен американскому обывателю, и даже бывалые адвокаты часто имеют о нем лишь расплывчатое впечатление. «Он касается только тех, кто получает деньги от иностранного правительства!» — уверенно сказал мне на прошлой неделе один из них.
Лоббисты ряда иностранных корпораций, таких как японская Hitachi, зарегистрированы в минюсте США, но большинство из них регистрируются в конгрессе в соответствии с принятым в 1995 году «Законе о гласности в лоббировании». Считается, что там процедура регистрации проще.
В соответствии с законом FARA зарегистрирован ряд компаний, работающих над улучшением репутации иностранных государств в Вашингтоне. Например, DCI Group в начале 2000-х годов получила от правительства Бирмы 100 тысяч долларов за нелегкую задачу по улучшению ее отношений с США, и зарегистрировалась в минюсте.
Список зарегистрированных «иностранных агентов» имеется на сайте минюста, который регулярно обновляется. В начале 2011 года под рубрикой «Россия» в нем числились компании Ketchum Inc. NY и Venable. LLP.
Они обслуживают в США потребности «Газпрома» и Российской Федерации. В течение 6 месяцев, предшествовавших 31 мая 2011 года, первая, например, получила от «Газпрома» более 2, 25 млн долларов, а от России — примерно 1,825 млн долларов.
FARA никак не ограничивает деятельность «иностранных агентов» и главным образом требует, чтобы они зарегистрировались в течение 10 дней после того, как они официально стали таковыми.
Другое требование — чтобы на распространяемых ими информационных материалах было указано, кем они оплачены. Две копии этих материалов должны быть представлены в канцелярию министра юстиции США в течение 48 часов после распространения.
Источник: bbc.co.uk