От симфоний до шуточных песен: музыкальный классик не устает экспериментировать

Премьер-министр Дмитрий Медведев поздравил петербургского композитора с юбилеем. Классику Сергею Слонимскому исполнилось 80. Его произведения обязательно включаются в программу музыкальных школ, в репертуар театров, капеллы и филармонии.

Корреспондент НТВ Алексей Корепанов поговорил с мастером о Высоцком, о «Республике Шкид», о «Мастере и Маргарите», а также о музыке для мобильных телефонов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поздравил петербургского композитора с юбилеем. Классику Сергею Слонимскому исполнилось 80. Его произведения обязательно включаются в программу музыкальных школ, в репертуар театров, капеллы и филармонии.

Корреспондент НТВ Алексей Корепанов поговорил с мастером о Высоцком, о «Республике Шкид», о «Мастере и Маргарите», а также о музыке для мобильных телефонов.

Заурядная полифоническая мелодия старенького телефона у композитора, которого уже при жизни называют классиком, сегодня звучит не умолкая. Поздравления Сергей Слонимский принимает в Доме творчества в Репине. В свои 80 выглядит так, что позавидует любой. Активный, бодрый и как всегда способный удивлять.

Юбиляр напевает нам отрывок из оперы «Мастер и Маргарита» — той, что 20 лет была под запретом. Хотя Слонимский начинал как композитор-песенник. Сын известного писателя, он еще в детстве переложил на музыку слова «Красной Шапочки». Его легендарная «Кошка» из «Республики ШКИД» стала классикой жанра. Никогда до этого не слышавший песен беспризорников, мелодию Слонимский написал под напевы директора «Ленфильма».

«В музыке нужно запретить все запреты» — это жизненный принцип композитора Слонимский. Потому брался и за фуги, и за симфонии, за романсы и шуточные песни. Креативы его самого часто запрещали в советское время: то тональность не понравится, то выразительность музыки. А он экспериментировал дальше: и первым, и последним предложил Владимиру Высоцкому спеть свой текст на его, Слонимского, музыку.

Сергей Слонимский, композитор: «Потом даже некоторые его наследники сомневались в том, что это мог сочинить композитор. Они почему-то думают, что кто пишет симфонии „Чижика-Пыжика“ не сочинит».

Ученик Виссариона Шабалина и Дмитрия Шостаковича, он мог не раз уехать за границу, но постоянно отказывался. Его творческий фонд — это три балета, восемь опер, десятки сочинений для оркестра и хора. Современным языком выражаясь, — саундтреки к восьми кинолентам. Но гений Слонимского, говорят коллеги, вовсе не в количестве произведений, а в том, что они вряд ли когда-нибудь вообще потеряют свою актуальность.

Андрей Сигле, композитор, продюсер: «Обращаясь к его произведениям, мы всегда видим точные ориентиры. Мы всегда видим очень современный выбор персонажей для его произведений».

Еще совсем юный композитор Настасья Хрущёва признается: это Слонимский помог ей не бояться экспериментировать. Он педагог в полном смысле этого слова: может раскрыть индивидуальность каждого, учит писать музыку так, как порой не умеет сам.

Настасья Хрущёва, композитор, ученица Сергея Слонимского: «Часто бывает так, что я приношу Сергею Михайловичу целую партитуру. Он смотрит внимательно, потом вычеркивает один такт, например, и все становится на свои места. То есть очень точная, тонкая работа с материалом. Я бы сказала, хирургически точная».

Он и сегодня преподает в консерватории азы композиции, но сам все реже садится за чистый нотный лист. Его музыка, понятная для слушателя, но порой так трудно дается исполнителям.

Сергей Слонимский, композитор: «Очень одаренные исполнители — преимущественно молодые, им нужно, они просят. Хочется что-то новое для их репертуара написать. А если речь идет о симфонии, думаешь о дирижере».

Именно эти думы о музыке как о коллективном творчестве, признается Слонимский, и сложили его таким, какой он есть. Ведь ноты — это, по сути, просто музыкальные буквы. И как бы хорошо они ни были написаны, их нужно еще правильно прочитать.

Источник: ntv.ru

Добавить комментарий