«Народная музыка у нас в крови, в генах». Дирижёр Павел Сергеев о том, почему дети перестали заниматься музыкой и не стремятся получать профессию музыканта

«Народная музыка у нас в крови, в генах». Дирижёр Павел Сергеев о том, почему дети перестали заниматься музыкой и не стремятся получать профессию музыканта
Когда-то иметь музыкальное образование считалось модным, престижным, и каждый уважающий себя человек умел петь и играть на музыкальном инструменте. Сегодня, в век рыночных отношений, молодое поколение предпочитает компьютеры, телевизоры, технические новинки.

Когда-то иметь музыкальное образование считалось модным, престижным, и каждый уважающий себя человек умел петь и играть на музыкальном инструменте. Сегодня, в век рыночных отношений, молодое поколение предпочитает компьютеры, телевизоры, технические новинки.

«Народная музыка у нас в крови, в генах». Дирижёр Павел Сергеев о том, почему дети перестали заниматься музыкой и не стремятся получать профессию музыканта

О том, почему парни и девчонки не стремятся получать музыкальное образование, тем более заниматься музыкой профессионально, мы попросили рассказать дирижёра оркестра русских народных инструментов ярославской детской школы искусств им. Собинова Павла Сергеева.

— Павел Андреевич, сейчас дети не так активно посещают музыкальные кружки, как раньше. Вы это связываете с дороговизной занятий, или есть другие причины? — Думаю, что проблема не в деньгах, финансовая ситуация более-менее стабилизировалась, и если родители захотят, они средства на кружок найдут. Проблема в другом: сейчас очень много соблазнов, телевидение, компьютеры, телефоны, и они не дают ребёнку возможности трудиться: нажмёшь кнопочку — и всё готово. А музыка — это огромный труд. Нужно сделать так, чтобы у ребёнка появился интерес к труду, надо его заинтересовать. Как? Показать, что людям нравится то, что он делает.

— Но это уже в процессе обучения. А как сделать, чтобы ребёнок пришёл в оркестр? — Приходят не сами, ребят приводят родители, которые хотят, чтобы их дети занимались музыкой. Поэтому на первом этапе от них многое зависит. Если маме или папе близок этот вид искусства, он сыну или дочери привьёт первоначальный интерес. А дальше от педагога многое зависит и от желания ученика.

— Сейчас многие родители действуют по принципу «чем больше ребёнок кружков посещает, тем лучше для его развития». Вы разделяете эту точку зрения? — Нет, конечно. Мне кажется, в этом случае ребёнок или подросток не может толком разобраться, что к чему: немного потанцует, чуть-чуть поборется, маленько порисует, и в итоге получается, что все знания у него поверхностные. А когда мальчик или девочка будет серьёзно заниматься одним делом, например, музыкой, то поймёт, что это труд, работа, как и любая другая, которая требует времени и сил. И в будущем это пойдёт ему на пользу. Когда станет взрослым, будет ходить на концерты, понимать музыку, у него появится интерес к слушанию, расширится культурный кругозор.

— Всё же трудно поспорить с тем, что интерес к народной музыке у нас ослабевает… — К сожалению, наше искусство практически не пропагандируется на центральных теле— и радиоканалах, на которые мы привыкли ориентироваться. В своё время мне довелось пообщаться с руководителем национального оркестра народных инструментов им. Осипова Николаем Калининым, и он говорил, что нам сейчас трудно привлекать людей на концерт, но когда они приходят и слушают, то их настолько всё восхищает! Это искусство — наше родное, оно у нас в крови, в генах, и когда мы слушаем домру, балалайку, баян, то чувствуем наше прошлое. Поэтому, побывав на концерте народных инструментов однажды, люди приходят и во второй раз. Мы пропагандируем своими силами, привлекаем слушателя, но этого недостаточно, нужна поддержка государства. А её пока, на мой взгляд, практически нет. Мы периодически выезжаем на гастроли, в том числе и за границу, большая часть затрат на поездки ложится на родителей, а хотелось бы, чтобы больше финансировало государство.

— Вы играете на русских народных инструментах и современную музыку. Это тоже способ привлечь слушателя? — Не только, здесь стоит несколько задач: заинтересовать ребят, которые к нам приходят, и показать, что наши инструменты настолько совершенны, что на них можно исполнять любой репертуар. Мы и классику играем, и современные мелодии.

— А вы отслеживаете судьбу ребят, которые выходят из вашего оркестра? Кто-то из них добился высот в музыке? — Добиться высот могут только те, кто профессионально занимается музыкой, а это немногие. И даже если человек начинает работать серьёзно, это ещё ни о чём не говорит. Знаю, к примеру, что наш выпускник Антон Седов сейчас работает в Москве, дирижирует оркестром.

— Почему всё меньше людей выбирают музыку своей профессией? — Она в материальном плане не позволяет жить так, как, может быть, хочется. И это отпугивает, тем более сейчас всё в нашей жизни крутится вокруг денег — молодёжь мечтает стать юристами, экономистами, банкирами. А музыка мало кому приносит хороший доход. Поступающих и в музыкальную школу, и в Собиновское училище стало меньше, раньше был конкурс, а сейчас кто пришёл, того и берём. Но не хотелось бы всё сводить к материальному, духовное в нашей жизни должно присутствовать. Некоторые ученики хотят получить музыкальное образование, но подстраховываются, поступают ещё и в другие вузы, учатся параллельно.

— Если не секрет, каков уровень дохода у музыканта? — Могу сказать за педагогов — небольшой, мы получаем точно так же, как и все учителя.

— Павел Андреевич, что нужно сделать для того, чтобы повысить престиж профессии музыканта? — Если человек будет видеть перспективу, знать, что это дело что-то даст ему в жизни кроме морального удовлетворения и духовного развития, он пойдёт в эту профессию. Духовное должно быть подкреплено и материальным. Почему-то за границей музыкант получает больше водителя автобуса, а у нас всё наоборот…

Источник: yar.aif.ru

Добавить комментарий