Власть и оппозиция: договориться до выборов

Власть и оппозиция: договориться до выборов
В результате «правые» движения готовы выдвинуть на арену сразу несколько объединений. Тем временем эксперты рассуждают о том, способны ли новые партии оживить политическую жизнь России, и пытаются найти точки соприкосновения интересов властей с ее оппонентами.

В результате «правые» движения готовы выдвинуть на арену сразу несколько объединений. Тем временем эксперты рассуждают о том, способны ли новые партии оживить политическую жизнь России, и пытаются найти точки соприкосновения интересов властей с ее оппонентами.

Власть и оппозиция: договориться до выборов

Рекордные по числу участников митинги под лозунгом «За честные выборы» стали некоторой неожиданностью для России. Неожиданностью, впрочем, весьма условной: на протяжении всего 2011 года социологи и аналитики говорили о зреющем недовольстве властью в определенных кругах общества.

— Митинг «За честные выборы» в Москве— Кудрин: «Путин не боится выборов 4 марта»

Судя по довольно оперативной реакции Кремля и кабинета министров на нынешние уличные марши, предупреждения экспертов были «взяты на карандаш», рабочие заготовки были в запасе. И все же кардинальные шаги по обновлению политической системы России надо было предпринять раньше. Возможно, еще летом. Такого мнения придерживается бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. В интервью радио «Коммерсант. ФМ» во вторник он отметил, что главная причина митингов — несогласие с итогами выборов в Госдуму. Протестующие требовали отмены их результатов.

По мнению Кудрина, это не выход — в результате парламент будет бездействовать еще 4 месяца, вместо того чтобы принимать нужные стране законы. Бывший министр согласен, что нужны досрочные выборы депутатов. Но не раньше чем через полтора года, в соответствии с реформой политической системы, предложенной президентом РФ Дмитрием Медведевым. И уже с новыми партиями, порог регистрации для которых (и проходной процент в Госдуму) существенно снижается. В этом плане Кудрин поддерживает позицию премьера Владимира Путина, который высказал такие же соображения на заседании штаба Общероссийского народного фронта.

Что же касается личного участия Кудрина в политической жизни, то он готов содействовать созданию новой партии правого толка. А если поступит предложение занять пост премьер-министра — может, и согласится:

«Если власть собирается повысить градус либерализма и это будет подкреплено политической реформой — я не исключаю, что сложится масса факторов, которые мне позволит согласиться с таким предложением. Но это зависит и от тех, кто будет предлагать. Сегодня я другой. Будет ли интерес меня пригласить таким, какой я есть сейчас, — время покажет».

Кстати, правых партий в России вскоре будет переизбыток. Собственную организацию правого толка формируют миллиардер Михаил Прохоров и его соратник, глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Свою партию намерены создать и бывшие члены расформированного Союза правых сил (СПС). Экс-лидер демократической партии (ДПР) и бывший член «Правого дела» Андрей Богданов собирается возродить ДПР. Дописывает манифест новой партии еще один бывший участник «Правого дела» Борис Надеждин.

В этом неожиданном изобилии «правых» течений есть одно связующее звено — и это все тот же Алексей Кудрин. О намерении «рекрутировать» экс-главу Минфина в качестве «лица партии» говорят, к примеру, в окружении Михаила Прохорова и Бориса Надеждина. Сам Кудрин на вопрос о таких перспективах отвечает туманно. И все же, видимо, именно бывший министр — тот человек, который поможет наладить диалог оппозиции с властью, считает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков:

«Безусловно, он хотел бы быть таким посредником. Кудрин не чужой для власти и для группы людей, которая выражает свое недовольство существующим порядком вещей. Он либерал в экономическом плане — а выйдя на митинг, продемонстрировал, что либерал и в политическом смысле. Кроме того, Кудрин известен с хорошей стороны на Западе».

Есть, конечно, и скептики. Некоторые эксперты не только не видят Кудрина в роли посредника между властью и оппозицией, но и вообще сомневаются в перспективах «правого движения» в России. В их числе и политолог Павел Святенков:

«У нас речь идет о партиях фактически компрадорской буржуазии, которая исповедует неолиберальную идеологию, совершенно несвойственную для большинства правых партий в Европе и США. Они не исповедуют ничего из того, что должна исповедовать нормальная правая партия в европейском смысле этого слова: ни ставки на свободный рынок, ни социального государства. Они не исповедуют ориентацию на семейные ценности или на религию. Это правые партии только по названию».

И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин еще после первых выступлений оппозиции в начале декабря заявили, что готовы обсуждать все спорные вопросы. Проблема в том, что, кроме общего недовольства итогами выборов, ни конкретных предложений, ни единой программы у митингующих нет. Как отмечают аналитики, оппозиция консолидируется не для того, чтобы предложить какую-то позитивную повестку дня, а для того, чтобы прокричать «Путина — в отставку». Однако самое время перейти к конструктивному обсуждению. Для общества крайне важно решить все вопросы до 4 марта. И власть со своей стороны шаги к этому уже делает.

Владимир Путин, комментируя действия своих оппонентов, подчеркнул, что президентские выборы — это не игры для удовлетворения чьего-то самолюбия. Нужно объективно учитывать, что предлагает тот или иной кандидат — и оценивать его на основании этой программы. А сами выборы, по предложению премьера и одного из кандидатов в президенты, должны быть максимально прозрачными. Причем в буквальном смысле слова — с прозрачными урнами для голосования и веб-камерами на всех избирательных участках. Чтобы вопросов по их итогам ни у кого не возникало.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий