Медведев вряд ли будет вице-президентом при Путине

Медведев вряд ли будет вице-президентом при Путине
Артем КречетниковБи-би-си, Москва

Директор Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс выступил с политической инициативой, привлекшей внимание не столько перспективностью, сколько экзотичностью.

Юргенс предложил возродить в России пост вице-президента и выдвинуть на него Дмитрия Медведева.

Артем КречетниковБи-би-си, Москва

Директор Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс выступил с политической инициативой, привлекшей внимание не столько перспективностью, сколько экзотичностью.

Юргенс предложил возродить в России пост вице-президента и выдвинуть на него Дмитрия Медведева.

Медведев вряд ли будет вице-президентом при Путине

«Медведеву премьером быть при Путине с точки зрения дальнейшей карьеры, я считаю, непродуктивно, — заявил он в интервью газете „Известия“. — Путин сказал, что все экономические и политические вещи будут развиваться в парадигме стабильности. В такой парадигме Медведев потеряется потихонечку, его начнут обходить крупные яркие личности, уже назначенные в качестве вице-премьеров — [Дмитрий] Рогозин, [Владислав] Сурков. Понятно, что [Игорь] Сечин никуда не денется с энергетического блока».

По мнению Юргенса, на посту вице-президента Медведев мог бы заняться реформированием парламентской и судебной систем.

Игорь Юргенс является также вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, выражающего интересы деловых кругов.

Дмитрий Медведев председательствует в попечительском совете института, который возглавляет Юргенс.

Во время президентского срока Медведева многие наблюдатели считали ИНСОР его мозговым центром, а Юргенса — теневым советником. Однако Медведев не захотел, или не смог сделать Юргенса руководителем своей администрации и вообще дать ему какой-либо официальный статус.

Весной и летом прошлого года Юргенс уверенно предсказывал, что Медведев будет баллотироваться в президенты в 2012 году, и даже предлагал всем желающим поспорить с ним на ящик коньяка.

Неоднозначный проект

«О шансах на реализацию этой идеи говорить не приходится, — заявил Русской службе Би-би-си президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Мы исчерпали лимит подстраивания конституции под отдельных людей. Создавать конституционный институт для трудоустройства одного человека, причем такой институт, который у нас уже был и себя не оправдал — такое вряд ли кто-нибудь станет даже рассматривать».

Глава Центра политических технологий Борис Макаренко напоминает, что «в первой главе Конституции перечисляются высшие институты власти, которые существуют в России, никакого вице-президента там нет».

Игорь Юргенс считает, что внести соответствующее изменение в конституцию было бы технически несложно.

В России, конечно, все несложно, если этого захочет Владимир Путин. Вопрос — зачем ему вице-президент?

С точки зрения интересов Дмитрия Медведева идея также выглядит неоднозначно.

С одной стороны, логика Юргенса понятна. Премьер-министр легко может оказаться козлом отпущения за проблемы в экономической и социальной сфере, лучше было бы Медведеву занять почетную, но безвластную должность, ни за что не отвечать, продолжить говорить хорошие слова и ждать благоприятного развития событий.

С другой стороны, отношения Путина-президента и Медведева-премьера однозначно будут отношениями начальника и подчиненного, но у Медведева все-таки будут конкретные функции, властные полномочия и контроль над финансовыми потоками, а на вице-президента, тем более, не избранного, а назначенного путем конституционных манипуляций, и бюрократия, и общество станут глядеть как на пустое место.

В США в XIX веке родилась шутка: «Были у отца два сына, один ушел в море, а другой стал вице-президентом, и с тех пор ни об одном, ни о другом никто не слышал».

Заголовок комментария на одном из петербургских интернет-порталов: «Роль вице-президента вполне естественна для Медведева», звучит, как сомнительный комплимент.

В Америке вице-президент избирается народом и, так же как президент, может быть отстранен от должности лишь через сложную процедуру импичмента.

Возможно, замысел Юргенса заключается именно в том, чтобы гарантировать Медведеву и в его лице либеральному крылу гарантированное присутствие во власти.

Но изменить конституцию и провести выборы по-новому за месяц никак не успеть. А если Медведев будет каким-то образом «в порядке исключения» и «в силу политической целесообразности» назначен после выборов, это не упрочит его положения. Как назначили, так и снимут!

Александр Руцкой, единственный человек в истории России, занимавший пост вице-президента, в интервью «Эху Москвы» назвал предложение Юргенса «ненужной услугой» Медведеву.

Михаил Ремизов практически не сомневается, что Юргенс выступил по собственной инициативе.

«Медведев был и остается ориентирован на пост премьер-министра, хотя он и понимает, что это трудная работа, особенно в кризисный период. Он ориентирован на реальное влияние и власть», — уверен эксперт.

Шансы на премьерство

Хотя на съезде «Единой России» 24 сентября одновременно с выдвижением Путина в президенты было объявлено о будущем премьерстве Медведева, часть аналитиков сегодня сомневается в его перспективах.

«Ситуация с 24 сентября серьезно изменилась, и объявленная тогда рокировка теперь стала маловероятной», — полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

«Думаю, договоренность может быть пересмотрена в нынешних условиях. Например, если речь пойдет о коалиционном правительстве. В этой ситуации Дмитрий Анатольевич как премьер далеко не очевиден», — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Довольно широко обсуждается версия, согласно которой во второй тур президентских выборов выйдут Владимир Путин и Геннадий Зюганов, Михаил Прохоров призовет своих сторонников голосовать за Путина и получит за это премьерский пост.

Однако большинство наблюдателей все же полагает, что Медведев станет премьером и пробудет им достаточно долго, если, конечно, не произойдет какого-то совсем уж катастрофического кризиса.

«Высока вероятность того, что Путин сдержит свое обещание и он [Медведев] станет премьер— министром», — говорит Михаил Ремизов.

«Скорее всего, Медведев будет премьером, как и обещал Путин», — соглашается Станислав Белковский.

Параллели с выборами 1996 года, когда Борис Ельцин накануне второго тура заключил альянс с Александром Лебедем, эксперты находят неактуальными. Победа Ельцина висела на волоске, а в успехе Путина, если не в первом, так во втором туре, практически никто не сомневается. Путину не нужны союзники.

Коалиция и «обойма»

Гипотеза о премьерстве Прохорова логична с точки зрения европейского ума. На Западе вся политика строится на компромиссах и коалициях.

Путин, судя по всем его действиям, руководствуется иной логикой. Его кадровая политика базируется на номенклатурном принципе «обоймы» и расстановке на все посты лично преданных ему людей. Лояльность важнее компетентности. Лояльность должна вознаграждаться.

Путин твердо держит данное слово и ждет того же от других. В свое время он дал устные, ни к чему не обязывающие обещания Борису Ельцину и выполнил их, хотя, с учетом настроения большинства российского электората, ему было бы выгодно облить предшественника грязью.

Медведев проявил высшую лояльность: четыре года грел для Путина место, как сиденье в электричке для приятеля, вышедшего в тамбур покурить, и безропотно подвинулся по первому требованию. Значит, Медведев должен быть вознагражден хорошим постом, чтобы все видели, что на слово Путина можно положиться, и что верно служить ему — выгодно.

Очень показательна в данном смысле судьба Сергея Иванова. В свое время он и Медведев равно котировались в преемники, причем Иванов считался фигурой более крупного калибра. У него были все основания жестоко обидеться. Но Иванов не ушел ни в оппозицию, ни в бизнес, а без единого слова стал работать там, где указал Путин. Стать теперь одним из заместителей Медведева ему было бы морально сложно — и Путин его достойно трудоустроил.

А какой сигнал послал бы Путин всей бюрократии, назначив премьером Прохорова? Что надо уходить в оппозицию, и от этого можно выиграть в карьерном плане?

На худой конец, если не заладится с премьерством, запасной аэродром у Дмитрия Медведева есть. В 2013 году председателю Конституционного суда Валерию Зорькину исполнится 70 лет, и по закону он должен будет уйти на пенсию.

«Человеческое лицо Кремля»

Судя по поведению и высказываниям Дмитрия Медведева, он не списывает себя со счетов как политика.

На встрече со студентами журфака МГУ «глубокопровожаемый президент» заявил, что не исключает возможности когда-нибудь снова баллотироваться на высший пост, напомнив при этом, что ему всего 45 лет.

Если Владимир Путин после своего избрания не установит откровенную диктатуру, и в ближайшие годы в России будет хоть какая-то политическая жизнь, то с еще одним сроком в 2018 году у него, мягко говоря, возникнут большие проблемы, а у Медведева может появиться новый шанс.

Однако большинство экспертов уверены, что после еще шести «путинских» лет избиратели не захотят видеть во главе государства никого из старой команды.

Консерваторы и государственники никогда не любили Медведева и не считались с ним. В глазах среднего класса, и раньше называвшего его » президентом красивых слов», он, похоже, уронил себя безвозвратно.

«Политическая судьба Медведева не имеет никакого значения для России. Медведев совершил политическое самоубийство 24 сентября 2011 года, и должен быть похоронен как политик. России он не нужен ни в какой форме. Будет он вице-президентом, премьером или преподавателем физвоспитания в Урюпинском педагогическом институте — мне лично, как гражданину РФ, абсолютно все равно», — говорит Станислав Белковский.

«Дмитрий Анатольевич, конечно, настроен остаться в политике. Думаю, он не исключает для себя возможности когда-нибудь побороться и за пост президента. Однако сделать это будет крайне сложно», — утверждает Евгений Минченко.

По мнению Ростислава Туровского, для будущей карьеры Медведеву было бы разумнее не искать сейчас «крутых государственных постов», а возглавить оппозицию.

Но если бы Дмитрий Анатольевич был психологически готов к подобному шагу, он сделал бы это давно.

«Либеральный имидж Медведева, скорее всего, исчерпан. Особенно после того, как он заявил, что у нас в декабре прошлого года прошли самые честные за всю историю выборы. После этого ему будет сложно общаться с либеральной аудиторией. У Медведева был шанс активно сыграть примерно год назад. А сейчас, когда у него гораздо худшая ситуация, наивно предполагать, что Дмитрий Анатольевич начнет активные действия», — полагает Минченко.

Михаил Ремизов предрекает Медведеву ту же роль, которую он играл последние четыре года — «доброго следователя» при Путине.

«Момент для того, чтобы возглавить оппозиционную партию, Медведевым уже упущен. В качестве публичного лидера он не интересен либеральной аудитории. Единственный политический ресурс Медведева — это ресурс либерала на высоком посту. Уйдя в оппозицию, он оказался бы одним из многих аналогичных деятелей, причем не самым популярным и конкурентоспособным», — считает эксперт.

Бесполезная должность?

Единственные положительные отклики на инициативу Игоря Юргенса последовали из рядов КПРФ.

Главный юрист партии Вадим Соловьев выразил мнение, что «пост вице-президента подстраховывает политическую систему, делает ее более устойчивой».

Возможно, коммунисты усмотрели в данном варианте некие перспективы для себя. Близкий к ним комментатор Сергей Черняховский уже заявил, что Путину следовало бы пригласить в вице-президенты не Медведева, а Геннадия Зюганова.

Пост вице-президента был придуман отцами-основателями США, чтобы всегда иметь готового легитимного преемника главы государства.

Двести лет назад это было актуально. Молодой республике реально грозила интервенция со стороны Британии или какой-нибудь другой европейской колониальной державы. Армия во время войны не может оставаться без главнокомандующего, а оперативно провести внеочередные выборы в огромной малонаселенной стране при отсутствии современных средств транспорта и связи было бы затруднительно.

К тому же практически единственным доступным тогда политическим опытом был опыт монархий. Авторы американской Конституции предлагали официально именовать президента «Ваше Высочество», и лишь скромность Джорджа Вашингтона не позволила этому свершиться. Вероятно, им казалось естественным, чтобы рядом с главой государства присутствовал «республиканский кронпринц».

В СССР, а затем в России вице-президентство в свое время учреждалось без анализа целесообразности и возможных последствий этого шага, зато с явной оглядкой на США: у них есть, значит, и нам надо.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев напоминает, что проблема преемственности власти в России решена. В РФ, в отличие от США, имеется премьер-министр, который автоматически становится исполняющим обязанности президента до проведения досрочных выборов, если такая необходимость возникнет.

Иметь в стране и президента, и вице-президента, и премьера — не многовато ли начальников?

Михаил Ремизов уверен, что институт вице-президентства «несовместим с российской политической культурой».

Особенность этого поста состоит в том, что в случае конфликта президенту невозможно законным способом от него избавиться.

Конституция США базируется на презумпции ответственности и договороспособности политиков. Администрация и Конгресс уравновешивают друг друга, на случай непримиримого противоречия между ними не предусмотрено никаких механизмов, но таких ситуаций и не возникает.

Попытка перенести эти отношения на российскую почву в начале 1990-х годов закончилась перестрелкой в центре Москвы.

В Америке действует неписаное, но непреложное правило, согласно которому вице-президент не может публично выражать малейшего несогласия с хозяином Белого дома.

Геннадий Янаев и Александр Руцкой, не проработав и года, взбунтовались против своих патронов. Комментируя инициативу Игоря Юргенса, Руцкой высказался категорически против возрождения в России вице-президентства.

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий