Вячеслав Гордеев: «Мы можем открыть в Турции школу русского балета»

Объездивший весь мир коллектив раньше ни разу не выступал в Турции. При этом в стране, где отсутствуют сильные балетные традиции, настоящий русский балет пользуется большой популярностью.

Гастроли коллектива на турецкой земле были организованы общественными деятелими из Русской ассоциации солидарности.

Объездивший весь мир коллектив раньше ни разу не выступал в Турции. При этом в стране, где отсутствуют сильные балетные традиции, настоящий русский балет пользуется большой популярностью.

Гастроли коллектива на турецкой земле были организованы общественными деятелими из Русской ассоциации солидарности.

«Русский балет» представил две программы: «Лебединое озеро» и попурри из нескольких постановок («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Шахерезада», «Арлекинада», «Барышня и хулиган», «Кармен»).

«Мы первый раз приехали в Турцию. Поэтому хотели как можно больше познакомить зрителей со своим репертуаром, показать, если не полностью спектакли, то хотя бы их фрагменты. Так родилась идея показать „Лебединое озеро“, являющееся визитной карточкой русского балета, и отрывки из балетных постановок, представленных в нашем репертуаре. Мы составили программу именно так для того, чтобы, приехав, в следующий раз, показать те спектакли, которые заинтересовали нашего зрителя в Турции. Для нас это очень важно, так как мы всегда хотим плотного контакта с аудиторией», — рассказал Вячеслав Гордеев.

К балету на турецкой земле проявляли интерес еще османские султаны. В 16-м веке итальянские танцовщики классического балета выступали при дворе по случаю свадеб и обрядов обрезания наследников престола. Тогда же в стране впервые задумались о воспитании своих танцовщиков.

В 1828 году ко двору султана Махмуда II был приглашен итальянский композитор Джузеппе Доницетти, он стал генеральным инспектором оркестров и музыкантов Османской империи. В 1921 году Лидия Красса-Арзуманова открыла в Стамбуле первую балетную школу. Ее воспитанники дебютировали десять лет спустя. В 1947 году в Турцию была приглашена в прошлом участница Русского балета Дягилева, основательница Королевского балета Великобритании Нинетт де Валуа. Она основала национальный турецкий балет, началом истории которого принято считать 1948 год. Среди преподавателей, приглашенных Валуа, был и балетный педагог Лев Иванов.

Сейчас балетное искусство в Турции является элитарным, в специализированные школы могут попасть лишь дети из обеспеченных семей. Высшее балетное образование дают в нескольких вузах на факультете сценических искусств в Стамбуле, Анкаре и Измире. При этом количество балетных трупп мало, не хватает и турецких преподавателей.

Вячеслав Гордеев считает, что балетные таланты в стране необходимо воспитывать:

«Мы недавно были в Бейруте. После гастролей нам предложили создать школу русского балета. Я считаю, что, в принципе, настал тот момент, когда можно организовать школу русского балета и в Турции. Своя школа здесь есть, и даже русские педагоги работают в стране. Но этого может быть и недостаточно. А если появится школа русского балета, где русские педагоги будут передавать традиции, благодаря которым русский балет и стал самым известным в мире, это станет очень серьезным вкладом в культуру этой страны. При проявлении определенного интереса мы должны попытаться создать школу русского балета здесь в Турции», — сказал российский балетмейстер.

Он также отметил, что в стране накоплен большой танцевальный опыт, который стоит объединить в стройную систему турецкой хореографии: «Я часто отдыхаю в Турции и каждый раз смотрю шоу „Огни Анатолии“. Есть хорошие спектакли, есть хорошие исполнители, но скорее народные. Это не классический балет, это современный народный танец. Мы могли бы помочь создать балетные спектакли на турецких традициях. В Турции в области балета мало традиций. А вот народное творчество хорошо развито. Но оно как бы не объединено. В Турции много культурных различий по географии проживания населения. Можно создать стройную систему турецкой хореографии, как это сделал Моисеев, ансамбль которого впервые на современном уровне того времени показал русский народный танец. Он вроде бы и старый и в тоже время ему было придано новое звучание. В Турции, мне кажется, тоже настало то время, когда это можно сделать, потому что накоплено уже очень много. Меня впечатлило то, что я видел», — рассказал Вячеслав Гордеев.

На сцене, на которой выступал «Русский балет», в апреле покажет свое искусство балет Анкары, в очередной раз представив зрителям постановку «Гарем», декорации и костюмы для которой подготовил историк моды Александр Васильев.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий