Начало этого периода — расцвет русской художественной фотографии, торжество свободного творчества. Но уже 30-е годы — преобладание пропаганды. От фотографов требовалось показать на страницах прессы грандиозную картину социалистического строительства.
«Что из этого получилось — продемонстрирует в Москве фотоколлекция фонда Sepherot Foundation из Лихтенштейна», — заметила в интервью «Голосу России» представитель фонда Анастасия Дегтярёва.
Начало этого периода — расцвет русской художественной фотографии, торжество свободного творчества. Но уже 30-е годы — преобладание пропаганды. От фотографов требовалось показать на страницах прессы грандиозную картину социалистического строительства.
«Что из этого получилось — продемонстрирует в Москве фотоколлекция фонда Sepherot Foundation из Лихтенштейна», — заметила в интервью «Голосу России» представитель фонда Анастасия Дегтярёва.
«Получилось вот что, — продолжила она, — несмотря на узкие рамки, возникло совершенно уникальное явление искусства. Мастера, жестко ограниченные агитационным репортажным контекстом, создали высокохудожественные работы. В советское время репортажная фотография не считалась искусством. Оценка этому как художественному явлению пришла намного позже, причем сначала в Европе и в Америке».
Об этом, кстати, свидетельствует и такой факт: фотографическое собрание, которое демонстрируется в Москве, организатор выставки — Sepherot Foundation приобрел у американского коллекционера. Тот, будучи в 1970-е годы послом в СССР, составил фантастическую коллекцию. В ней, например, раритетные авторские отпечатки таких прославленных мастеров, как Александр Родченко и Эль Лисицкий. Они, как и многие другие их коллеги, с полной искренностью включились в дело агитации и пропаганды.
«В начале 1930-х годов, — рассказал в интервью „Голосу России“ куратор выставки Валерий Стигнеев, — авангардные фотографы сплотились вокруг Родченко в группу „Октябрь“. Без этой страницы не обходится ни одна серьезная книга по истории фотографии».
«В программе группы „Октябрь“, — добавил куратор, — было обязательство: участвовать в работе разных газет. Своими снимками они должны были отражать ход строительства, показывать передовых работников производства. Требования доходили до смешного: например, способствовать перевыполнению промышленно-финансового плана предприятий.
Группа «Октябрь» и советский фотоавангард были даже сверхагитационны, воплощая требуемые идеи радикальными приемами. Но это оказалось чересчур. Плеяда мастеров была очень быстро разгромлена властями в связи с борьбой с так называемым формализмом».
Конечно, параллельно с авангардом существовал и социалистический реализм — с более строгой, документальной стилистикой. Мастера этого направления оставили подробнейшую хронику жизни страны и ее героев. Портреты известных поэтов и мужественных водолазов. Спортивные парады в Москве на Красной площади и детские игры в городском парке. Бесчисленные фотопутешествия по советской стране.
«Фотографы отправлялись в экспедиции по республикам СССР, чтобы запечатлеть там строительство социализма, — продолжил Валерий Стигнеев. — Совершенно ошеломительное впечатление производит коллекция снимков классика советской фотожурналистики Георгия Зельмы. Он снимал допотопной камерой, которая не имела даже затвора, то есть, экспозиционного устройства. Этой деревянной камерой он создал снимки, по которым можно изучать, например, историю Узбекистана тех лет».
Георгий Зельма знаменит еще и как фронтовой фоторепортер, запечатлевший в 1940-е годы бои Советской армии с войсками гитлеровских фашистов. Его эпопея «Сталинградская битва» — один из самых мощных фотопроектов того периода, считает эксперт. А в послевоенные годы в центре внимания вновь оказалась производственная тема.
Приватная жизнь человека лишь понемногу стала возвращаться в суровую документальную фотолетопись. И лишь в 1960-е годы, когда в стране наступила так называемая идеологическая оттепель, мастера в полной мере смогли реализовать свое стремление к разнообразию тем и художественному решению снимка.
Выставка «Народная стройка СССР» включает около 200 снимков. «Интерес к ней огромный, — утверждает представитель Sepherot Foundation. — Московская экспозиция лишь открывает череду подобных выставок в других странах мира».
Источник: rus.ruvr.ru