1925 год: «Служил Гаврила бузотером». Михаил Зощенко изобретает нового, сатирического рабочего

1925 год: «Служил Гаврила бузотером». Михаил Зощенко изобретает нового, сатирического рабочего
Разумеется, в газете были тематические вкладки, предназначенные для того или иного региона. Но помимо этого у «Труда» были собственная радиостанция и собственный сатирический журнал — «Бузотер».

Разумеется, в газете были тематические вкладки, предназначенные для того или иного региона. Но помимо этого у «Труда» были собственная радиостанция и собственный сатирический журнал — «Бузотер».

1925 год: «Служил Гаврила бузотером». Михаил Зощенко изобретает нового, сатирического рабочего

Журнал создавала целая команда писателей-сатириков и карикатуристов. Какие-то имена нам сегодня уже мало что говорят: В. Воинов, Б. Игнатович, В. Козлинский, А. Радаков… Но в 20-е годы они были очень популярны. Тем не менее были в «Бузотере» два постоянных автора, известность которых надолго пережила сам журнал. Во-первых, Эмиль Кроткий. На самом деле его звали Эммануил Герман, и он на всю жизнь сохранил оба этих имени: как Герман он публиковал серьезную лирику, а как Кроткий — сатиру и афоризмы. В «Труде» Кроткий работал постоянно, а с 30-х годов стал более чем на три десятилетия одним из главных авторов журнала «Крокодил».

Еще один важный автор «Бузотера» — Михаил Зощенко. Если говорить современным языком, именно Зощенко создал бренд журнала — бузотера Гаврилу. Гаврила должен был олицетворять простого советского рабочего с его простыми рабочими проблемами, требованиями и потребностями. В частности, Гаврила был против повышения квартплаты, о чем сообщалось на страницах журнала и в рекламных объявлениях в газете «Труд».

Судьба «Бузотера» оказалась яркой, но короткой. Уже в 1927 году журнал строго одернули. Замечание исходило от отдела печати ЦК ВКП (б). По мнению этого органа, издание очерняло образ советского рабочего, сбиваясь на путь потакания мещанству и новой буржуазии. Но, наверное, логичнее предположить, что в 1927 году само понятие, вынесенное в название журнала, перестало быть уместным. Как говорит нам Словарь русского языка, «бузотер» — это «человек, затевающий скандалы, ссоры; задира, скандалист».

Неудовольствие, выраженное на высоком уровне, проигнорировать было никак нельзя. В «Бузотере» появляются новые рубрики, сатира становится более социальной, «мелкотемье» искореняют. Главным автором журнала на некоторое время становится Владимир Маяковский — сатирик скорее планетарного масштаба. Изменение политики издания и коренная перестройка всей работы редакции фактически убили того, прежнего бесшабашного Гаврилу.

Точка была поставлена в октябре 1927 года, когда журнал сменил название с «Бузотера» на «Бич».

Кстати, именно в 1927 году молодые авторы Илья Ильф и Евгений Петров написали роман «12 стульев», где сатирик-халтурщик Ляпис Трубецкой пишет бесконечную поэму про Гаврилу, который, то «служил хлебопеком», то «почту разносил». Прототипом Ляписа, правда, был вовсе не Зощенко.

Ну, а в 1925 году «Бузотер» продавался и пользовался успехом. Газета «Труд» регулярно оказывала ему информподдержку, и даже, как мы видим, в стихотворной форме.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий