Италия: люби или вали
Реж. Лука Рагацци и Густаф Хофер
Фильм церемонии открытия
Италия: люби или вали
Реж. Лука Рагацци и Густаф Хофер
Фильм церемонии открытия
Два симпатичных римских парня (геи), пакуют чемоданы: шесть месяцев назад они решили уехать из Италии (как и многие их друзья любой ориентации), но напоследок проехались по стране, чтобы понять, есть ли в ней что-нибудь хорошее. Понятно, почему этот фильм выбран для церемонии открытия главного документального смотра России: многое похоже. Провинциальная страна на руинах великой истории, тихое умирание заводов и фабрик, официальная гомофобия, лучше всего продаются календари с Муссолини, ужасная экология, непотизм и мафия, дуче Берлускони, редкие агенты нормальности во власти, правила дорожного движения свободны для интерпретации. Каждый из парней разыгрывает на камеру свою партию: Лука склонен остаться на родине Софии Лорен и Фиата. Густав, который родился на границе с Австрией, возражает: Лорен уже 77 лет и она живет в Швейцарии, Фиат в непрекращающемся пике, кофеварки Bialetti теперь делают в Румынии, Комо одно из самых грязных озер Европы, и даже русские туристки не хотят иметь дело с итальянскими мужчинами. Факты вступают в конфликт с эмоциями, и до самого конца так и не понятно, окажутся ли они в итоге в Берлине или все же в Риме.
Нам нужно счастье
Реж. Алексей Янковский, Александр Сокуров
Конкурс
Уже не новый, неоднократно показанный заграницей (на флорентийском Festival dei Popoli еще в 2010-м году), но почему-то совершенно неизвестный в России фильм режиссера Алексея Янковского, который на студии Сокурова занимается в том числе организацией международных связей. Сам Сокуров в этой картине (сделанной совместно с телеканалом Arte) читает закадровый текст: дневник странника, который в одной из иракских деревень встречает пожилую русскую женщину Светлану. Много лет назад она вышла замуж за курда и уже не смогла вернуться на Север. И текст (напоминающий всю русскую классическую прозу о путешествии на Восток разом), и фильм, и судьба героини, пережившей все перипетии иракской истории последних десятилетий абсолютно потрясающие.
Бронский
Реж. Константин Селин
Внеконкурсная программа Среда
В 2009-м году, в честь своего двадцатилетнего юбилея, журнал Сеанс выпустил номер Ровесники, все тексты в котором были написаны двадцатилетними. Авторов искали везде, один из текстов пришел из маленького города в Красноярском крае и начинался так: Я Александр Бронский, мне 23 года, я неудачник. Бронский стал главным открытием сеансовского проекта. В фильме Константина Селина о своем столкновении с его творчеством рассказывают главный редактор журнала Любовь Аркус и педагог Марина Разбежкина. Его тексты об Антониони, Тарковском, реке Каме оживают в кадре. Местные жители листают Сеанс, не узнают родной город в безжалостных и нежных описаниях и недовольно качают головами. Самого Бронского в фильме нет он умер в сентябре 2010, в возрасте 24-х лет.
Гражданин Поэт: прогон года
Реж. Вера Кричевская
Внеконкурсная программа Среда
По-телевизионному бодро, со спецэффектами и имитацией роликов YouTube полтора часа три создателя проекта Гражданин поэт рассказывают Вере Кричевской о том, как им удалось стать такими по-настоящему классными. Вас Путин по имени знает? , с предыханием спрашивает Кричевская у Андрея Васильева: Я же знаменитый человек, без тени самоиронии отвечает он. Много говорят о Медведеве и его обещаниях, слишком подробно обсуждают судьбу Коммерсанта. В промежутках счастливый зал, внимающий всем этим Миша с Платоном, откинувшись с кичмана. Всегда аншлаг. Аншлаг это и есть, хотя вряд ли именно это имела ввиду Кричевская, снимая фотографию Петросяна в кассах зала, где с успехом проходил прогон уже прошедшего года.
Тысячница
Реж. Владимир Виноградов
Внеконкурсная программа Среда
Фильм об Энгелине Борисовне Тареевой самой пожилой тысячнице рунета, и ее молодом проводнике в виртуальную реальность. Интересно не столько смотреть, сколько слушать: речь Тареевой, ее истории (в том числе о том, как она восемь лет приходила в себя после смерти мужа и все-таки выбралась), ее жизнелюбивые афоризмы (Флирт мой любимый вид спорта).
Марш! Марш! Левой!
Реж. Евгения Монтанья
Конкурс
Отголоски прошлой зимы и весны, фильм сотрудницы Свободной прессы Евгении Монтанья о Сергее Удальцове и его соратниках, голодающих в знак солидарности с Астраханью. Удальцов здесь амбициозный политик in the making: он берет уроки ораторского мастерства у Александра Баширова; тот учит его выступать перед толпой на примере выражения Круглая жопа. Фильм, как теперь водится, без авторского комментария, щемящее ощущение бесцельности борьбы и самоубийственности идеализма (не Удальцова, окружающих его людей) в самом видеоматериале.
Лена, Саша и железный дракон
Елена Демидова
Конкурс
Новый фильм Елены Демидовой (автора фильма Леша, про жителя сгоревшей в лесных пожарах 2010-го года деревни) история любви, в прологе которой черно-белая хроника: московские семьи въезжают в хрущевки. То, что когда-то было счастьем, превращается в прах: дома сносят, и на руинах одного из них остаются двое небритый Саша с детским лицом и его подруга Елена, молдованка, несколько лет назад потерявшая сына-моряка (в роли железного дракона разносящий здание кран). Они с трудом формулируют свои мысли и чувства, но вспоминают Титаник Кэмерона: герой разжал руку только тогда, когда его любимая оказалась в безопасности.
А была любовь
Реж. Хокан Пьенёвски, Коге Йонссон
Конкурс
Жутковатая в своей обыденности история простой русской семьи. Начниается все в начале нулевых, когда влюбленный розовощекий юноша с добрым лицом забирает из больницы жену и новорожденную дочь. Двенадцать лет спустя он отсидевший за избиение жены и изнасилование грузный дядя; мать его ребенка с каждым кадром все покорнее и печальнее, но главная драма еще впереди.
Русская сказка
Реж. Джейк Моббс, Николас Долинджер
Внеконкурсная программа Среда
Британский режиссер Джейк Моббс навещал сестру, работающую в пермской благотворительной организации и остался, чтобы снять фильм о местных беспризорниках. Сказка это полуразрушенное здание, в котором живут подростки, многие из которых выпущены из детских домов в никуда (квартиры если и были, то давно отобраны). Рассказчик здесь девушка Ксюша, которая проводит нас через все круги сказки, представляя членов своей маленькой банды, буднично, но с бесконечным сочувствием описывая их диагнозы и зависимости. Главный вывод, как это часто бывает с таким документальным материалом: человек все равно остается человеком, в большей или в меньшей степени в любых обстоятельствах.
Собачий кайф
Реж. Иван И. Твердовский
Конкурс
Собачий кайф безбюджетная наркомания для самых маленьких, игра с удушением, от которой за последние десять лет в России погибло около тысячи подростков (нужно часто дышать, потом задерживать дыхание, и кто-то из друзей перекрывает горло). В 2009-м Иван И. Твердовский, ученик Алексея Учителя, снял фильм Словно жду автобуса про то, как девушка пыталась уехать домой, а попала к незнакомым ребятам на вечеринку. Режиссера мгновенно определили в последователи Германики; герой Собачьего кайфа тоже похож на трепетного циника из сериала Школа, который тщетно добивается взаимности опытной стервы старая детская игра помогает ему увидеть то, что так и не сбылось в реальности.
Путин, люби нас!
Реж. Юлия Бывшева
Конкурс
Кирилл Серебреников со своим курсом ставит Отморозков, фон митинги прошлой зимы. Молодые актеры учатся играть и формулировать политическую позицию: спустя год отличить происходящее на сцене от реальности уже невозможно.
Источник: afisha.ru