Сценарии для Ливии

Сценарии для Ливии
Всем ясно, что главной мишенью ночной атаки был сам полковник Каддафи.

Само по себе событие это предсказуемое, его можно было ожидать со дня на день. Уверения представителей НАТО о том, что они не планируют физическое устранение ливийского лидера, никого в заблуждение не вводили. Как и их заявления о том, что коалиционные силы не планируют менять политический режим в Ливии. Мир вновь воочию увидел истинную цену обещаниям НАТО.

Всем ясно, что главной мишенью ночной атаки был сам полковник Каддафи.

Само по себе событие это предсказуемое, его можно было ожидать со дня на день. Уверения представителей НАТО о том, что они не планируют физическое устранение ливийского лидера, никого в заблуждение не вводили. Как и их заявления о том, что коалиционные силы не планируют менять политический режим в Ливии. Мир вновь воочию увидел истинную цену обещаниям НАТО.

Сценарии для Ливии

Но дальше, больше. Эти действия сил НАТО далеко выходят за рамки резолюции Совбеза ООН от 17 марта по Ливии, а это уже грубое нарушение норм международного права. Во многих странах проходят массовые акции протеста против военной агрессии Запада против суверенной Ливии. Трагедия в Триполи стала поводом для повторного рассмотрения ситуации в Ливии в Совете Безопасности ООН.

— Зачем Франция бомбит Ливию? — Переформат Большого Ближнего Востока

Вероятнее всего США и их союзники будут настаивать на принятии новой резолюции ООН, которая бы сняла ограничения на проведение в Ливии военной сухопутной операции. Об этом, в частности заявил помощник замгенсека НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай в ходе видеомоста со студентами Московского государственного лингвистического университета. Дальнейшее втягивание сил НАТО в конфликт объясняется тем, что воздушная операция не дала желаемого быстрого результата. Расчет на то, что вооруженные силы Каддафи, деморализованные массированными авиационными ударами, прекратят наступление на повстанцев и, попросту говоря, разбегутся, не оправдался. Как и предсказывали аналитики, конфликт принял затяжной характер.

Есть ли разумный выход из этого конфликта? Как избежать дальнейшего кровопролития? Вот вопрос, на который сегодня никто не даст исчерпывающего ответа.

Понятно, что разгоревшийся в этой стране конфликт носил внутриливийский характер до того момента, пока в него не вмешались «миротворцы из НАТО». Они ни за что не допустят, чтобы в Ливии победили «силы зла» в лице Муамара Каддафи. Свержение диктатора для них вопрос чести. США и НАТО не могут себе позволить дать «слабину», проявиться разногласиям в своих рядах, усомниться в высокой боеготовности и решимости «бороться за демократию в любой точке мира».

Как же выглядят дальнейшие варианты развития событий в этой североафриканской стране?

Сценарий первый. Добровольная отставка Муамара Каддафи и передача всей полноты власти в стране Переходному Национальному совету (ПНС). Предполагает проведение серьезной предварительной дипломатической работы, предоставление Каддафи и его семье соответствующих гарантий личной безопасности.

Такое развитие событий выглядит маловероятным, поскольку, как стало известно, Международный уголовный суд в Гааге до середины мая намерен выдать ордер на арест пяти членов ливийского правительства, в том числе, самого лидера Джамахирии и его старшего сына Сейф аль-Ислама.

Сценарий второй. Падение режима в Триполи и бегство Каддафи, например, в Венесуэлу или Белоруссию. Учитывая затяжной характер противостояния сил Каддафи и вооруженной оппозиции, такой вариант возможен только в случае проведения силами НАТО полномасштабной наземной военной операции.

При этом эксперты указывают на то, что НАТО может прибегнуть к такой операции и без санкции международного сообщества по уже отработанной схеме. Возникшие в осажденных ливийскими правительственными войсками городах гуманитарные проблемы заставляют ООН обратиться за помощью к ЕС. Европейские военные, сопровождающие конвои с гуманитарным грузом, втягиваются в боестолкновения с войсками Каддафи, после чего НАТО разворачивает наземную военную операцию.

Сценарий третий. Так называемый «нулевой вариант» — дальнейшая эскалация внутриливийского конфликта. Сценарий пока так же выглядит маловероятным, поскольку, как мы уже отмечали, с началом операции сил НАТО под кодовым названием «Объединенный защитник» этот конфликт перестал быть внутренним делом Ливии.

Однако не исключено, что при определенном стечении обстоятельств Западу будет выгодно инспирировать раздел страны на сильно усеченную «антиимпериалистическую Джамахирию» и богатую нефтью «новую» Ливию как это недавно произошло с Суданом. Не секрет, что многие западные корпорации уже предлагают поделить «зоны влияния» в тех контролируемых повстанцами ливийских регионах, где имеется переизбыток разнообразного стратегического сырья.

Сценарий четвертый. Сомалийский вариант, при котором распад страны произойдет спонтанно вдоль линии вооруженного противостояния правительственных войск и вооруженной оппозиции при одновременном наплыве в страну исламских радикалов. Подобный сценарий вряд ли устроит Запад, однако от этого он не становится менее реалистичным. По заявлению Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского адмирала Джеймса Ставридиса, среди восставших в Ливии появились террористы из «Аль-Каиды» и боевики движения «Хизбалла». Косвенно данную информацию признал в интервью телекомпании «Эн-би-си» президент США Барак Обама. Он подчеркнул: нельзя утверждать, что «среди противников Каддафи нет тех, кто настроен недружественно по отношению к США и нашим интересам».

Сценарий пятый. Балканский вариант. Возможен при условии достижения перемирия между режимом Каддафи и силами ПНС, которое, конечно же, будет зыбким и рано или поздно нарушенным одной из сторон с возобновлением кровопролития, потоком новых беженцев и другими атрибутами, характерными для гражданской войны.

О том, что подобный сценарий весьма вероятен, свидетельствуют высказывания высокопоставленных сотрудников НАТО, в частности уже упоминавшегося адмирала Ставридиса. Так, на проходивших в сенатском комитете по делам вооруженных сил Конгресса США слушаниях, он прямо заявил, что НАТО рассматривает возможность постепенного превращения операции в Ливии в миссию по стабилизации под эгидой НАТО с установлением «стабилизационного режима», подобно тому, как это произошло в Боснии и Герцеговине и Косово. При этом НАТОвские стратеги «убивают двух зайцев». С одной стороны, они восполняют очевидные слабость и разобщенность вооруженной оппозиции. С другой стороны, препятствуют проникновению в Ливию исламских террористов. Кроме того, размещение на долгосрочной основе многонациональных контингентов, действующих под эгидой Североатлантического альянса, позволит Брюсселю обойти единственное ограничение, которое наложил на операцию в Ливии Совбез ООН. В резолюции № 1973 говорится о возможности применения против режима Каддафи всех необходимых мер, за исключением «оккупации». Перевод воздушной операции в плоскость многонациональной миссии на практике будет означать — как показывает пример Косово — именно наземную оккупацию Ливии, однако осененную миротворческими лозунгами.

Таким образом, речь идет о реализации сценария так называемых «гуманитарных интервенций» Запада — в частности, на Балканах, в Косово, в Афганистане и Ираке. Заметим, что во всех этих районах военное присутствие США и НАТО сохраняется и сегодня, не испытывая никаких ограничений со стороны ООН. В частности, военно-воздушная операция против Югославии в 1999 году завершилась размещением в Косово натовских военнослужащих и созданием там одной из крупнейших американских военных баз «Камп Бондстил», что уже никак не подпадало под параметры «гуманитарной интервенции».

Понятно, что подобные «интервенции» ставят под сомнение саму основу международной системы, в первую очередь, в таких ее областях, как права человека, государственный суверенитет, международная законность и функции ООН как источника международного права.

США и их союзники по НАТО предпочитают не церемониться, когда речь заходит о защите своих «стратегических интересов». Так, президент Обама, выступая в Университете национальной обороны в Вашингтоне, так изложил приоритеты США в ливийской кампании: «Я никогда не будут колебаться перед тем, как применить нашу военную силу немедленно, решительно и на односторонней основе, когда будет необходимо защитить наш народ, наше отечество, наших союзников и наши сокровенные интересы».

За псевдогуманитарной и псевдодемократической риторикой скрывается одно обстоятельство, объединяющее все районы «гуманитарного вмешательства» Запада. Это их геополитическая значимость в виде наличия энергоресурсов и расположения в стратегически важных районах. Кроме того, США и другие западные державы, поддерживая выгодные им силы, стремятся создать основу для своего долговременного военного присутствия — что, собственно говоря, мы наблюдаем сегодня в Ливии.

Что касается формальных предлогов для оправдания развертывания в Ливии наземной операции сил НАТО, то создать их нетрудно. Для НАТОвцев важно подготовить к полномасштабной войне мировое сообщество и своих избирателей, убедить их в справедливости нанесения ударов по «ненавистному режиму Каддафи», раз за разом, в том числе с использованием дезинформации и откровенной лжи, демонстрируя его «изуверскую сущность».

Одним из таких предлогов может стать открытие «второго фронта» борьбы с Каддафи со стороны Туниса. Уже сейчас путем провокаций оппозиционеры предпринимают попытки втянуть тунисских пограничников и регулярные вооруженные силы этой страны в боевые действия против ливийских правительственных войск. Так, по информации из арабских блогов, в ливийском населенном пункте Dheba жители поймали одного из снайперов мятежников, который вел огонь по тунисским солдатам и гражданским лицам. В последние дни подобные сообщения приходили неоднократно. Цель была простой — спровоцировать ливийско-тунисский конфликт. И разумеется, мировое сообщество не оставило бы без защиты зародившуюся тунисскую демократию.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий