Пираты обрушли рынок развлечений

В Тимирязевский суд Москвы поступило дело о нарушении авторских прав, итоги процесса по которому могут кардинально изменить реалии Интернета в той его части, что касается скачивания музыки, фильмов и тому подобного.

В Тимирязевский суд Москвы поступило дело о нарушении авторских прав, итоги процесса по которому могут кардинально изменить реалии Интернета в той его части, что касается скачивания музыки, фильмов и тому подобного.

Если раньше борьба шла с производителями контрафактных дисков, то теперь на скамье подсудимых впервые окажутся сетевые пираты. Супругов Лопуховых обвиняют в незаконном распространении кино и мультиков в Интернете: на свой сайт они выкладывали десятки фильмов от «Иронии судьбы» до «Шрека» и «Смешариков».

Нарушение авторских прав приносит звездам шоу-бизнеса огромные убытки, но только ли пираты в этом повинны?

Корреспондент НТВ Сергей Морозов изучил феномен.

Супруги Лопуховы обвиняются в том, что причинили киноиндустрии ущерб на 38 миллиардов долларов. За такие деньги можно было бы снять несколько голливудских боевиков. Ну наконец-то мы нашли, кто все испортил. Вот из-за кого не продаются аудиодиски, кино на DVD, закрываются магазины.

Кто поверит, что два человека обрушили всю это сеть во всем мире? На самом деле индустрия проморгала момент, когда потребители разом развернулись и ушли за развлечениями в Интернет.

Артур Гаспарян, музыкальный критик: «Пока артисты боролись с пиратами, ситуация на рынке сильно изменилась. Пока все ждали, что вот начнут работать законы, и люди начнут покупать диски, выяснилось, что уже не с чего получать, так как записи распространяются серым образом, пиратами, которые что-то с этого получают, но сам рынок обрушился».

Производители музыки, кино и книг были настолько не готовы к такому повороту, что легального рынка в сети просто не оказалось. И когда потребитель шел за всей этой продукцией в сеть, первое, а часто и единственное, что там было — это пиратские копии.

Дмитрий Маликов совсем не рад, что его песни теперь распространяет кто угодно, но Интернет тут не при чем.

Дмитрий Маликов, народный артист России: «Вы меня сейчас застали в такой момент, что я выпускаю новый альбом, и думаю как его распространять, как реализовывать. Это пластинка инструментальная, и может она не является таким коммерческим проектом, хотя кто знает? И поэтому я всерьез рассматриваю возможность распространения этой музыки через Интернет, поиска сайта и какого-то ресурса, который мне будет в этом деле помогать, платно или бесплатно».

Вероятно, авторы и исполнители были бы более верными союзниками корпораций в борьбе с пиратами, если бы эти корпорации больше им платили.

Лолита, певица: «Ну, если сказать, доходов ни от DVD, ни от аудиопродукции нет ни у кого из артистов. Все наши доходы — это только то, что ты забрал у рекорд— компании, которая тебя выпускала. Выкупил по себестоимости и продаешь во время концертов. Вот это твои деньги. У нас как: вложил 200 тысяч, например, я про себя говорю, в альбом, а получил в лучшем случае 50 процентов с рекорд-компании».

Могут ли в этой борьбе пиратов против правообладателей победить пираты? Опыт Европы показывает, что могут. Корреспондент НТВ в Германии Александр Гольденцвайг — с «пиратского корабля».

Александр Гольденцвайг: «Тех, кто считает, что качать в сети бесплатно книги, музыку, кино — это законно, в Европе уже миллионы. Свои права, всем уголовным кодексам вопреки, они отстаивают столь активно, что в ряде стран даже действуют и приходят к власти „пиратские партии“. В Германии это сейчас самая быстро развивающаяся политическая сила.

А возникло это движение в соседней Швеции. Поводом стало закрытие властями шведского торрент-сайта «Pirate Bay», пиратской гавани, где всякий мог, не заплатив ни копейки, загрузить любимое кино или альбом. Пираты от политики считают, будто авторское право насаждают не настоящие авторы, а звукозаписывающие компании, киностудии — акулы капитализма, стремящиеся поживиться на чужом творчестве. Вот, дескать, почему именно теперь, в эпоху бесплатного Youtube хороший артист может пробиться к славе без связей и продюсеров.

Но дальше — больше: вслед за требованиями о свободном распространении любых знаний в Интернете немецкие пираты настаивают на запрете всякой цензуры и слежки в сети. Ратуют за демократию и права, причём уже не просто пользователя, а человека за пределами Интернета. И зря кажется властям, будто это другая история».

Если обычного пирата можно было поймать за руку, то в Интернете сложнее. Пример с фильмом Высоцкий — скачивается «ВКонтакте».
И благодаря Интернету мы можем связаться с нашим корреспондентом в США Алексеем Веселовским.

— Алексей, правда, что в США полностью побеждено пиратство?

Алексей Веселовский: «Нет, в том, что касается взять что-нибудь „на халяву“, у американцев тоже все в порядке. Скажем, новый посмертный альбом Эми Уайнхаус, который вышел вчера, в сети появился за два дня до начала официальных продаж. И его „раздают“ десятки тысяч торрентов.
По подсчетам американской звукозаписывающей ассоциации, только 37 процентов музыки в США приобретается легально. С фильмами похожая история. Убытки исчисляются десятками миллиардов долларов ежегодно. В Нью Йорке, кстати, больше не осталось крупных специализированных магазинов по продаже компакт-дисков. Все обанкротились. А причина одна — пиратство.

Остановить вал «халявы» конечно пытаются. Причем кино и звукозаписывающие компании с недавних пор договорились с интернет-провайдерами, чтобы те вычисляли особо активных «пиратов» и давали им понять, что так делать нельзя. Если качаешь что-то, но главное, если выкладываешь в Интернет нелегальную копию, то домой тебе может прийти письмо с предупреждением: вы занимаетесь незаконным тиражированием. Несколько таких писем, и потом к вам могут пожаловать представители ФБР. «Пиратство» в США приравнено к воровству, и за него можно получить вполне реальный тюремный срок. Правда, судя по статистике, пока это мало кого останавливает„.

Производители компьютерных программ заявляют, что теряют из-за пиратов 50 млрд долларов в год, но есть на Земле места, где вообще нельзя их легально приобрести. И фильм посмотреть, потому что нет кинотеатра, и книжку купить. А вот Интернет там есть, и что из этого получается, узнаем у нашего корреспондента Виталия Калугина.

Виталий Калугин: «В деревне Хватково в 40 километрах от Нижнего Новгорода, одна улица, десять домов и 22 местных жителя. В основном это пожилые люди, они не особо дружат с компьютерами. У большинства их и вовсе нет, а термины „лицензионное соглашение“ и „пиратский софт“ им ни о чем не говорят.

Но есть в Хватково пенсионер и продвинутый юзер Валентин, у него дома стоит современная мощная машина с выходом в сеть. По закону Валентин обязан иметь лицензионный Windows и покупать программы в специализированных магазинах, но торговая точка в Хватково всего одна и продают в ней хлеб, крупу и водку. Кинотеатр в Хваткjво так и не построили, а деревенский клуб — оазис культуры — открывается только в праздники. Но Валентина это не смущает, он за пару кликов мышкой через несколько секунд попадает в любую точку мира. Смотрит блокбастеры в день мировой премьеры и аплодирует на концертах, не покупая входной билет.

«Юзер» Валентин, мягко скажем, не богат, качественный продукт стоит приличных денег. И естественно он рад, что пираты прорубили для него бесплатное широкополосное окно в Европу. Такая ситуация Валентина в принципе устраивает — он сидит за компьютером и никого не трогает, а за использование нелицензионной продукции соответственно, не трогают и его. Но в тоже время Валентин понимает, что бесконечно это продолжаться не может, и когда-нибудь его накажут по всей строгости закона».

Несколько музыкальных групп на Западе и у нас уже выпустили альбомы сначала в сети для скачивания, и это, вероятно, станет началом великого перелома. В конце концов пользователям тоже не очень льстит быть пиратами. За разумные деньги они, вероятно, согласились бы скачивать те же файлы легально. Прибавьте к этому массовость: миллионы дисков физически продавать трудно, а миллионы файлов летают по сети каждую минуту. По крайней мере морских пиратов иногда удавалось использовать для каких-нибудь государственных целей.

Источник: ntv.ru

Добавить комментарий