Фотография: princeramaofayodhya/www.facebook.com
Помимо собственно музыки у Prince Rama еще очень важна визуальная составляющая: Тарака (слева) и Нимай (справа) Ларсон все время придумывают себе красочные и необычные костюмы, видеоклипы и обложки альбомов
Вы с Нимай сестры и неразлучны с самого детства. Каково это, играть со своей сестрой в одной группе и проводить с одним человеком столько времени? Вы хорошо друг друга понимаете?
Фотография: princeramaofayodhya/www.facebook.com
Помимо собственно музыки у Prince Rama еще очень важна визуальная составляющая: Тарака (слева) и Нимай (справа) Ларсон все время придумывают себе красочные и необычные костюмы, видеоклипы и обложки альбомов
Вы с Нимай сестры и неразлучны с самого детства. Каково это, играть со своей сестрой в одной группе и проводить с одним человеком столько времени? Вы хорошо друг друга понимаете?
О да, у нас есть телепатическая связь! Заканчиваем предложения друг за другом, все в таком духе. Еще перед тем, как сделать группу, мы с Нимай вместе занимались танцами, балетом. Целых восемь или девять лет. Мне кажется, наш музыкальный язык вырос из танцевального. Наша коммуникация друг с другом она прежде всего танцевальная, хореографическая, просто мы танцуем через музыкальные инструменты. Разумеется, в том, что мы сестры и вместе живем есть недостатки, например, если нам нравится один и тот же парень это беда! (Смеется.) Шутка.
Ваш новый альбом записывает басист Ариэля Пинка Тим Кох. Как вы с ним сошлись?
Мы с ним встретились в прошлом году на All Tomorrows Parties, где и мы играли, и они с Пинком. И с Тимом как-то продолжили поддерживать связь. В какой-то момент мы искали басиста, написали у себя в фейсбуке: Эгей, мир, интернет, мы ищем кого-нибудь, кто играет на басу. Очень много было ответов, а он просто позвонил вдруг и говорит: Хей, ребята, а можно я с вами поиграю?. И мы моментально нашли общий язык.
А он вам про Москву ничего не рассказывал? Вы сюда летите, а он здесь был год назад.
Нет, по правде говоря. Но, зато, знаете что, у нас предки из России! По маминой линии. Хотя я уже в третьем поколении американка. Поэтому мне всегда хотелось побывать в России. Это такая давняя мечта у нас была приехать сюда и прикоснуться к своим корням.
Клип на песню Summer of Love с прошлогоднего альбома Prince Rama, который сестры сняли сами
А с Animal Collective вы как познакомились? Они же помогали вам с альбомами, выпускали вас на Paw Tracks.
Мы хорошие друзья. Мы, в общем-то, случайно познакомились, тоже на фестивале, на SXSW в Техасе. Дэйв Портнер, Эйви Тэйр то есть, был в зале и подошел ко мне после концерта. Я даже не сразу поняла, что это он, только где-то в середине разговора, и очень удивилась. Через какое-то время они предложили нам что-нибудь выпустить на Paw Tracks. Они нам очень помогли с альбомом Shadow Temple, который мы записывали в старой церкви в Нью-Йорке, и Дэйв и Джош помогали нам и немного сыграли на альбоме. Они больше не живут в Нью-Йорке, к сожалению, поэтому мы с ними реже видимся, чем хотелось бы, но мы все еще дружим. Они очень простые ребята, очень добрые и дружелюбные, поэтому с ними очень легко общаться. Настоящие душки.
Вы, как и многие современные музыканты, параллельно с музыкой занимаетесь другими творческими делами: снимаете фильм, делаете инсталляции и так далее. Как для вас все это связано? Музыка для вас остается самым главным?
Ох. Ну это же как спросить у матери, какого из своих сыновей она любит больше всего. Здравствуйте, какой ребенок у вас лучший? Да и по поводу связи сложно сказать. Я до сих пор не очень понимаю, что такое искусство. Что такое живопись? Что такое музыка? Мы еще толком с этим не разобрались. Не знаю, где пролегает граница, где кончаются инсталляции, где начинается музыка, и так далее. Для меня это все один язык, или, по крайней мере, синонимичные языки.
Вы в Prince Rama очень любопытно сочетаете как бы смешные, ироничные вещи с достаточно серьезными. Начнем со смешного: то, как вы одеваетесь, как себя ведете, или как шутите в песнях как в 15 min Exorcise, например. Откуда все это берется и почему?
Интересно даже не откуда все это смешное берется, а почему все такие серьезные все время! Мне кажется, что все на свете в той или иной степени забава, развлечение. Даже то, что кажется очень серьезным. Если разобраться, то все в конце концов кажется смешным и абсурдным. Например, вы не зря про Exorcise / Exercise вспомнили. Люди жутко серьезно относятся к аэробике и вообще к физическим упражнениям. Прямо очень. Но если вдуматься, чем человек занимается? Работает над своим телом, которое через несколько лет просто-напросто сгниет. Какой смысл тогда? Абсурдно, нелепо. Ну и, конечо, одновременно с этим достаточно мрачно и жутко, если подумать. Мне кажется, если принимать во внимание обе стороны дела где-то между ними и скрывается истинный смысл всех вещей.
Люди жутко серьезно относятся к аэробике и вообще к физическим упражнениям. Но если вдуматься, чем человек занимается? Работает над своим телом, которое через несколько лет просто-напросто сгниет
Ну да, у вас в музыке полно элементов, которые никак смешными не назовешь: все эти шаманские, фолькорные штуки, ритмы и напевы.
Любопытно, что вы использовали слово шаман. Это же сибирское слово. Мирча Элиаде, приехав в Россию, жил с сибирскими племенами и после этого начал писать про шаманизм, отсюда оно и пошло во весь остальной мир. Сам термин меня немного смущает из-за того, как часто его используют впустую, особенно сейчас зайдите в любой нью-эйджевый книжный магазин, и там будут книжки типа Как стать настоящим шаманом. Я не хотела бы использовать это слово применительно к нам, это обскорбительно для настоящих шаманов. В то же время, я прекрасно понимаю, о чем вы. Смысл шаманской музыки, мне кажется, не в исполнении каких-то песен или мелодий, а в том, чтобы открыть себя, чтобы нечто постороннее играло музыку через тебя, чтобы песни стали порталом в другие миры. И вот это нам интересно, и это, по-моему, происходит с Prince Rama в определенные моменты. Я заканчиваю писать песню и понимаю, что я-то ничего не написала. Это не моя песня ее написало что-то другое. Когда ты так открываешься, ты не управляешь тем, что за духи разговаривают через тебя. Иногда они очень дружелюбные, иногда очень мрачные. Иногда они могут быть божественными, иногда это демоны. Весь спектр, так сказать.
Ого. Вам никогда не бывает страшно?
Нет, страх я чувствую редко. Мне страшно, когда я не подключена к тому, другому миру. Когда тебя оттуда выбрасывает, и ты просто стоишь, играешь ноты, аккорды, вспоминаешь песню, вспоминаешь, как нужно правильно играть. Вот это страшно ты просто включаешь в такой исполнительский цикл: Ох, я на сцене, я должна играть, все может не получиться. Когда ты теряешь связь с духами, ты просто кусок плоти, стоящий на сцене.
15 Minute Exorcise, одно из самых странных творений Prince Rama, в котором их эзотерическая музыка соединена с аэробикой
В вашей музыке большую роль играет внешний вид, то, как вы одеваетесь, как себя ведете. Вы много с Нимай проводите времени, придумывая себе костюмы, насколько для вас все это важно?
Поверьте, вы не хотите этого знать. (Смеется.) Для нас очень важно, как мы выглядим. Точнее, не совсем так. Знаете, в немецком есть такое понятие Gesamtkunstwerk. Целостное, тотальное искусство. Вот музыка это такая абсолютная форма искусства, которая включает в себя все. Не просто пальцы, играющие на клавишах, и рот, поющий песню, а как будто целое существо транслируется через тебя, цельное и неразрывное, а ты просто помещение для него. И от того, как ты украсишь это помешение, зависит, что через него будет проходить. И чтобы через него проходило что-то прекрасное, стоит его украсить соответствующе. Мы постоянно об этом думаем это ритуальные одежды. Это касается не только концертов, я помню об этом, когда одеваюсь в повседневной жизни. Даже украшения играют роль. Например, моя бабушка по материнской линии, которая из России, недавно умерла и оставила нам все свои украшения, завещав, чтобы мы их надевали на выступления. И надевая эти украшения, переданные по наследству, мы как бы воссоединяемся с ней, ее дух присутствует вместе с нами на сцене. Или, например, многие из наших костюмов делали наши хорошие друзья, так что мы берем их силу с собой на концерт. Все это восходит к традиции дарить вещи и передавать вместе с ними часть своей силы. Надо помнить о том, что ты лишь сосуд, и одеваться подобающе.
Я еще помню, вы в какой-то момент очень сильно были увлечены EVP, феноменом электронного голоса, много рассказывали об этом в своих интервью. Вы все еще этим интересуетесь?
Еще как! И это постоянно происходит на наших записях. Странные звуки, которые непонятно откуда берутся. Мы выключаем всю технику, перенастраиваем, а звук все еще там. Причем в каждом месте по-своему происходит. Такое ощущение, что мы все время записываемся в домах с привидениями. На концертах тоже случается: все время откуда-то берутся звуки, которые ни один из наших инструментов не может издавать. Никакого не могу найти объяснения этому, кроме потустороннего вмешательства.
Я никогда не был на ваших концертах, но, я так понимаю, что вы всегда как-то взаимодействуете с публикой. Заставляете людей петь с вами, танцуете с ними и так далее. На вас всегда адекватно реагируют?
Конечно, нет! Мы часто выступаем перед людьми, которые просто стоят и таращатся на нас, как будто мы сумасшедшие. Может, мы и правда сумасшедшие. Концерт это же не просто представление, это обмен энергией между нами и зрителями. Мне хочется, чтобы он был больше похоже на разговор, чтобы мы не только выдыхали, но и вдыхали тоже. Это даже важнее, чем просто хорошо сыграть песни.
Кажется, что ваша музыка со временем становится все более собранной, четкой, вы все лучше понимаете, что делаете. На Trust Now это особенно слышно. Вы сами ощущаете такое развитие?
Спасибо, я понимаю, о чем вы. Хочется верить, что так и правда происходит. Это очень естественный процесс. Я с самого начала надеялась, что с группой так все и будет, что со временем музыка будет становиться плотнее, четче. Чем дольше ты играешь, тем лучше ты начинаешь понимать себя, людей вокруг. Когда я писала первые песни, я была еще в колледже, я вообще ничего не понимала. Жизнь становится более осознанной, и на музыке это тоже отражается.
Судя по видео с концертов Prince Rama, их интересно не только слушать, но и смотреть
Вы часто и много говорите про конец света. Насколько для вас важен этот концепт? Можно сказать, что ваша музыка про конец света?
Да. Вообще, вот этот новый альбом, который мы только что записали, он целиком про апокалипсис. От начала до конца. Конец света очень интересная штука. Ведь что такое мир вообще? Есть ли у нас один-единственный мир, который может закончиться? Что такое время? Есть ли у времени начало и конец? На эти вопросы у меня нет ответов. Но я думаю, что есть много призм, миров, времен, которые существуют и происходят одновременн. Понимаете, да? У меня такое апокалиптическое сознание, я стараюсь всегда находиться в точке конца света и в точке его начала, в той самой точке, в которой змей поедает свой хвост, уничтожение обращается в созидание, смерть в жизнь. Апокалипсис для меня это вот это состояние ума. И для музыки и для творчества это лучшее состояние. Пока я писала песни для нового альбома, мир вокруг меня был целиком уничтожен. Самое настоящее творчество рождается из уничтожения.
Несмотря на то, что вы выросли в кришнаитской среде и практиковали эту религию, сейчас вы очень мало говорите о каких-то формальных религиозных практиках. Я правильно понимаю, что вы от всего этого отошли и исповедуете собственную философию, так сказать?
Я бы не стала говорить, что она моя собственная, что она не имеет никакого отношения к существующим религиям. В конце концов, они все пересекаются и говорят о похожих вещах. Я вдохновляюсь большим количеством идей. Это сложно описать словами. Как обяъснить другому человеку свое мирровозрение так, чтобы не уничтожить и не исказить его? Я написала манифест в какой-то момент, там максимально точно описано, как я вижу мир. Но даже с тех пор все поменялось. Я там в прологе написала: Как только вы пишете слово сейчас, оно тут же оказывается в прошлом, и как только я написала этот манифест, он тоже сразу оказался в прошлом. Я все время двигаюсь вперед. Так и должно быть, я думаю. Опасно запирать себя в какой-то точной системе верований и принципов. Самое близкое, что я могу сделать, чтобы объяснить то, как я вижу мир, это наш с вами разговор, который происходит прямо сейчас. Понимаете?
Prince Rama выступят в Москве на Стрелке в эту субботу, 30 июня
Источник: afisha.ru