Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Федеральный прокурор Гуруанджан Сахни, представлявший обвинение на процессе Виктора Бута, направил судье Шире Шендлин письмо, в котором он признает за ней право приказать тюремной администрации, чтобы россиянина перевели со специального режима на общий, если Шендлин решит, что держать его на спецрежиме нет оснований.
Владимир КозловскийРусская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Федеральный прокурор Гуруанджан Сахни, представлявший обвинение на процессе Виктора Бута, направил судье Шире Шендлин письмо, в котором он признает за ней право приказать тюремной администрации, чтобы россиянина перевели со специального режима на общий, если Шендлин решит, что держать его на спецрежиме нет оснований.
Прокурор, однако, оговаривается, что Верховный суд США неоднократно рекомендовал судьям пользоваться этим правом весьма осмотрительно, поскольку они «плохо разбираются… в вопросах тюремного управления». Кроме того, высшая судебная инстанция страны подчеркивала, что федеральные тюрьмы находятся в ведении исполнительной власти, и призывала судей учитывать принцип разделения властей, закрепленный в американской конституции.
Неясно, произведет ли эта оговорка впечатление на судью Шендлин, которая на прошлой неделе не раз давала понять, что считает содержание Бута на спецрежиме, то есть в одиночке, «жестоким» и «ненужным».
Из слов судьи явствовало, что она практически готова приказать перевести его на общий режим, но не уверена, что имеет на это право.
Сейчас прокурор дал на этот вопрос утвердительный ответ.
В «террористическом блоке»
Сахни отмечает, что прокуратура не просила администрацию тюрьмы Metropolitan Correctional Center (MCC) поместить россиянина на режимный 10-этаж, в прошлом называвшийся «террористическим блоком».
По словам Сахни, поскольку в местах предварительного заключения, к которым относится и МСС, содержатся еще не осужденные заключенные, Верховный суд запрещает помещать их на усиленный режиме исключительно в целях наказания. Тюремная администрация, однако, может сделать это по другим соображениям при условии, что оные законны.
Руководство тюрьмы МСС, например, определило Бута на спецрежим по следующим соображениям, пишет Сахни: 1) серьезность предъявленных ему обвинений, 2) предполагаемый доступ Бута «к значительному количеству денег и оружия, а также к крупной преступной организации», 3) руководящая роль Бута, «которая может дать ему нежелательное влияние среди заключенных», и 4) тот факт, что его дело получило широкое освещение, в связи с чем имеется риск нападения на него со стороны других заключенных.
Как пишет дальше прокурор, это решение Тюремного управления США было также основано на сообщениях о тесных связях Бута с бывшим президентом Либерии Чарльзом Тейлором, и поставках оружия в эту страну. Именно из-за них россиянин сделался объектом санкций ООН.
По словам Сахни, «в ходе расследования по факту зверств, совершенных во время 11-летней гражданской войны в Сьерра-Леоне, ООН заключила, что Бут поддерживал режим Тейлора и содействовал его усилиям по дестабилизации Сьерра-Леоне и получению доступа к алмазам. В 2003 Специальный суд по Сьерра-Леоне — трибунал, созданный в 2002 году ООН и правительством Сьерра-Леоне, — возбудил дело против Чарльза Тейлора по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности».
Представляет угрозу
Тюремное управление США, продолжает прокурор, исходило из «документированных связей Бута с Тейлором и фигурировавших в уголовном деле заявлений Бута о его желании и способности достать и доставить оружие и взрывчатые вещества стоимостью десятки миллионов долларов организации, которая квалифицируется как террористическая и планировала применить все это против США».
В связи с этим оно пришло к выводу, что Бут способен достать значительное количество оружия и денег и «представляет угрозу безопасности МСС».
Поскольку Бут может отрицательно повлиять на других заключенных, которые одновременно могут по разным причинам на него покуситься, его содержание на общем режиме «потребует дополнительных ресурсов и охраны», которые, соответственно, не будут использоваться для других тюремных нужд, рассуждала администрация МСС, принимая решение посадить россиянина на спецрежим.
Это решение, заключает прокурор, не выходило за пределы полномочий, имеющихся у руководства тюрьмы.
Последнее слово остается за судьей Шендлин, которая, с одной стороны, не считает, что Бута нужно держать в одиночке, а, с другой, не хочет, чтобы ее потом завернули вышестоящие судебные инстанции.
Источник: bbc.co.uk