«Маска плюс» на стыке времен

«Маска плюс» на стыке времен
Пока спектакли-номинанты на главную национальную театральную премию «Золотая маска» только готовятся вступить в состязание, фестиваль представляет москвичам внеконкурсную программу «Маска плюс». В нее вошли около 30 спектаклей, благодаря которым зрители могут познакомиться не только с лучшими достижениями в области российского театра, но и с его поисками и экспериментами. В особый раздел программы выделены спектакли из стран СНГ и Балтии.

Пока спектакли-номинанты на главную национальную театральную премию «Золотая маска» только готовятся вступить в состязание, фестиваль представляет москвичам внеконкурсную программу «Маска плюс». В нее вошли около 30 спектаклей, благодаря которым зрители могут познакомиться не только с лучшими достижениями в области российского театра, но и с его поисками и экспериментами. В особый раздел программы выделены спектакли из стран СНГ и Балтии.

«Маска плюс» на стыке времен

Задача «Маски плюс» — познакомить зрителей с яркими, нестандартными постановками, созданными порой на стыке жанров, новыми именами. Сюда попадают спектакли, которые, согласно правилам отбора, не вошли в основную конкурсную программу «Золотой маски», но которые организаторы все-таки хотят показать столичным зрителям.

Особое место в «Маске плюс» занимают спектакли из стран СНГ и Балтии, которые исторически связаны с русским театром тесными творческими узами. Эти традиции не прерываются и сегодня. Язык театра интернационален по своей природе. Со времен Шекспира всегда в центре его внимания — человек с его проблемами.

Правда, сегодня эти проблемы имеют современные оттенки. Например, в спектакле «Хаос» литовского национального театра. Он поставлен по пьесе современного финского драматурга Мики Миллиахо, в которой три героини пытаются справиться с депрессией и неврозами — главными недугами современного мира. Постановщик спектакля Яна Росс, американка русского происхождения, уверена, что эти проблемы универсальны и типичны как для женской половины современного общества, так и мужской:

«Эта пьеса абсолютно мужская, только закрыта женскими персонажами. И каждая из этих женщин — это Мика Миллиахо со своими депрессиями, неврозами и творческими проблемными ситуациями. Мне кажется, драматургу очень тяжело от себя убежать. И эти современные болезни, и чувство неполноценности — это его мужской голос. Наши импровизации рождались, когда мы чувствовали, что драматургия становится литературой и когда текст на сцене звучит неорганично».

Несмотря на то, что литовский спектакль «Хаос» вскрывает болезненные проблемы современного общества, он оставляет все-таки светлое ощущение заботы о человеке. Чего не скажешь о спектакле «Дочь палача» Латвийского национального театра. Он населен не только людьми, но и марионетками, и буквально пропитан остроумной, но агрессивно негативной иронией.

А вот герой эстонского спектакля «Пустошь» хочет найти себя в прошлом и представляет себя римским воином. Пьесу «Пустошь» Анны Яблонской, погибшей при теракте в аэропорту «Домодедово», поставил в эстонском театре российский режиссер Марат Гацалов.

В Русском театре Ташкента узбекский режиссер Овлякули Ходжакули придумал постановку, основанную на актерской импровизации. Моноспектакль «Гамлет-шут» — это попытка рассказать историю шекспировского персонажа от имени бродячего артиста. Причем артиста-шута играет Ольга Волкова. По словам режиссера Овлякули Ходжакули, Ольга — уникальная актриса, способная передать горе и радость одновременно. Ее партнерами становятся зрители, поэтому каждый спектакль непохож на предыдущий:

«В наивном человеке очень много трогательных душевных моментов, больше чувства. Он не может прятаться за роскошные декорации. Приходится быть таким, какой ты есть, трогательным, чувствительным, все на ладони, на открытом пространстве».

Двумя спектаклями представлена на фестивале Украина. Харьковский театр имени Шевченко показывает немецкую пьесу «Войцек» в стиле украинского балагана. А Центр современного искусства «ДАХ» из Киева представит свой спектакль «Король Лир. Пролог», в котором режиссер Владислав Троицкий соединил великую трагедию Шекспира с шутками из украинского этноса и по пути намекнул на политические реалии сегодняшнего дня.

Завершит программу спектаклей из стран СНГ и Балтии на фестивале «Золотая маска» знаменитый Театр кукол из Беларуси. Современную притчу под названием «Почему стареют люди?» поставил Алексей Лелявский. В ней куклы, похожие на бескрылых птиц, рассказывают о людях, уверенных в своей безгрешности.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий