«Уличных программ не будет — не хотим рисковать безопасностью людей»

«Уличных программ не будет — не хотим рисковать безопасностью людей»
19 мая в Москве открывается Чеховский фестиваль. С директором форума Валерием Шадриным встретился корреспондент «Известий».

— Московская театральная жизнь сейчас насыщена самыми разными фестивалями: тут и NET, и «Территория», и «Сезон Станиславского», недавно и «Золотая маска» стала заниматься международными проектами. В связи с этим возникает вопрос: как вы думаете, у фестиваля должен быть свой формат, свое лицо, или он может быть по хорошему всеядным?

19 мая в Москве открывается Чеховский фестиваль. С директором форума Валерием Шадриным встретился корреспондент «Известий».

— Московская театральная жизнь сейчас насыщена самыми разными фестивалями: тут и NET, и «Территория», и «Сезон Станиславского», недавно и «Золотая маска» стала заниматься международными проектами. В связи с этим возникает вопрос: как вы думаете, у фестиваля должен быть свой формат, свое лицо, или он может быть по хорошему всеядным?

«Уличных программ не будет — не хотим рисковать безопасностью людей»

— Я думаю, что каждый фестиваль должен иметь свою нишу. NET занимается современными европейскими экспериментальным театром, у «Территории» тоже есть своя область, на которую мы не залезаем. «Золотая Маска», на мой взгляд, должна заниматься все-таки российскими проектами, а международными — очень аккуратно. Мы же не дублируем их, не трогаем российскую территорию. Мы делаем собственные проекты в России, но это нормальная фестивальная практика. Мы пытались заниматься разными сферами, в том числе и детским направлением, но у нас это не получалось — хорошо, что сейчас это успешно делает фестиваль «Гаврош». Согласитесь, странно, если бы я сейчас стал заниматься российским прокатом.

— Но какова тогда ниша Чеховского фестиваля?

— Мы работаем на более широкую публику и не ограничиваем себя драматическим театром. Имя Чехова — это просто бренд, и совершенно не обязательно, чтобы все спектакли у нас были драматическими, и тем более — по Чехову. У нас на первом фестивале неожиданно случилось три «Вишневых сада» — Отомара Крейчи, Петера Штайна и Андрея Щербана, но это вышло случайно, мы к этому не стремились. А были годы, когда у нас в программе совсем не было Чехова. Мы занимаемся самыми разными жанрами: и балетом, и физическим театром, и уличным, и музыкальным…

— И главное — цирком. Он в последние годы стал главным трендом фестиваля.

— Цирк — это тоже часть театра. Чехов тоже любил цирк, у него во всех произведениях есть какие-то цирковые трюки. Меня тут стали упрекать в развлекательной направленности нашей программы, а я говорю: покажите мне, где у нас развлекательные шоу?

— Ну как же: а Мэтью Боурн, а новый цирк семейства Тьери?

— Мэтью Боурн — любимец нашей публики, у него очень качественные, высококлассные спектакли. Но они совсем не развлекательные. Зрелищные — да, я согласен. Зато на него все билеты проданы. Это важно. Нам нужно чем-то зацепить широкий круг новой публики. Сегодня они посмотрят Мэтью Боурна, им понравится, в следующий раз посмотрят Кригенбурга и еще что-то более серьезное. В этом мы видим свою задачу. Мы и уличный театр всегда рассматривали как способ привлечения в театр детей и молодежи. Зрелище — это первооснова театра. Оно должно быть интересным, нескучным, увлекательным — тогда люди начнут ходить в театр.

— Но в этом году никакой уличной программы не будет.

— Да, мы не делаем уличных программ с тех пор, как в Москве начались теракты. Не хотим рисковать безопасностью людей. Собрать на улицах несколько тысяч зрителей — это очень большая ответственность. Случись что, пострадает и репутация фестиваля.

— А каким проектом в нынешней программе вы больше всего гордитесь?

— Мне всегда трудно отвечать на этот вопрос. Мне они все дороги. Мне нравится и спектакль Володи Панкова, и балет Охада Нахарина, я рад, что снова приедут Мэтью Боурн и Робер Лепаж, который теперь выступает в цирковом пространстве. Тем более, что эта история с цирком у него будет продолжаться и дальше («Карты 1: Пики» — первая часть задуманной канадским режиссером тетралогии — Изв.). Главное, чтобы театр был интересным и нескучным.

Чеховский снова танцует

В Москве открывается XI Международный фестиваль имени Чехова. Это самый крупный и амбициозный театральный форум нашей страны, претендующий встать в один ряд с мировыми смотрами — Авиньонским, Эдинбургским и другими. За десять лет у фестиваля сложился свой круг любимых театров, режиссеров и жанров.

В этом году в Москву опять приедет популярный британский хореограф Мэтью Боурн, чьи постановки всегда похожи на эффектные шоу. На этот раз — с осовремененной версией «Спящей красавицы» Чайковского. Столичная публика вновь встретится с артистами из цирковой династии Чаплиных-Тьере, завоевавших ее сердца в 2009-м, на фестивале нового цирка, снова увидит выступления Жозефа Наджа и испанки Марии Пахес.

Добрую половину программы занимает танец: тут и гастроли израильской компании «Батшева Данс» и целых два хореографических коллектива из Тайваня. Но конечно жемчужиной смотра станет вечер одноактных балетов «За 6000 миль», где мировая суперзвезда Сильви Гиллем станцует в композициях Матса Эка и Уильяма Форсайта.

В драматической программе таким безусловным хедлайнером можно назвать новый спектакль Робера Лепажа «Карты 1: Пики». Канадский гений, для которого в театре кажется нет ничего невозможного, на этот раз перешел от традиционной сцены-коробки к цирковой арене, заставив артистов выполнять хитрые трюки.

Акробатика затесалась даже в такой сугубо драматический спектакль, как «Процесс» Андреаса Кригенбурга, поставленный в мюнхенском «Каммершпиле». Его герои, отрицая закон всемирного тяготения, спокойно двигаются по вертикальной плоскости, показывая абсурдность и алогичность мира Кафки. В общем, организаторы смотра могли бы смело повторить за вождем пролетариата, что главнейшим из искусств для нас является цирк.

Два спектакля, спродюсированных Чеховским фестивалем, тоже далеки от классической драмы. «Как вам это понравится…» Дмитрия Крымова — это изобретательный и ироничный визуальный театр, где живые актеры играют наравне с огромными куклами. А «Синдром Орфея» Владимира Панкова, поставленный в швейцарском театре Види-Лозанн, по традиции «саундрамы» продолжает смешивать все возможные стили и жанры, джаз и кабаре, русский и французский язык, тексты Кокто и Маяковского.

В этом году помимо мировой и московской серии Чеховский проводит и региональную программу. Несколько спектаклей фестиваля будут показаны в Воронеже, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и Риге. Но продвигать европейское искусство в регионы оказалось нелегко. По словам директора фестиваля Валерия Шадрина, в провинции нет подходящих площадок для того, чтобы принять сложно оснащенные, технологичные современные постановки.

К тому же, большинство зрителей там попросту не знает никого кроме наших телезвезд, и имена европейских знаменитостей им ни о чем не говорят. Ну и главная проблема, как всегда, заключается в деньгах, вернее — в их отсутствии. Так что без государственной программы поддержки включение регионов в современный театральный контекст попросту невозможно.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий