Новогодний вояж корреспондента «Эксперт Online» по Украине: неудобства в аэропорту Жуляны и изыски ресторанных форматов

Новогодний вояж корреспондента «Эксперт Online» по Украине: неудобства в аэропорту Жуляны и изыски ресторанных форматов
Даже два десятилетия спустя распада Советского Союза многие россияне не готовы признать Украину полноценной зарубежной страной. На вопрос, в скольких странах вы побывали, нередко можно услышать ответ: Украину считать или нет? Однако с каждым годом различий межу нами становится все больше. И если еще недавно заголовок книги экс-президента Леонида Кучмы — «Украина — не Россия» — вызывал легкую иронию, то теперь это утверждение — вполне состоявшаяся реальность. В западных областях Украины, где советская эпоха оставила гораздо меньше следов, чем на юге и востоке страны, часто вообще не верится, что сравнительно недавно это была часть СССР. Возможно, именно этим в значительной степени и объясняется растущий интерес российских туристов к Украине, хотя для многих соотечественников настоящее открытие этой страны состоялось минувшим летом, когда Украина и Польша принимали Чемпионат Европы по футболу.
Даже два десятилетия спустя распада Советского Союза многие россияне не готовы признать Украину полноценной зарубежной страной. На вопрос, в скольких странах вы побывали, нередко можно услышать ответ: Украину считать или нет? Однако с каждым годом различий межу нами становится все больше. И если еще недавно заголовок книги экс-президента Леонида Кучмы — «Украина — не Россия» — вызывал легкую иронию, то теперь это утверждение — вполне состоявшаяся реальность. В западных областях Украины, где советская эпоха оставила гораздо меньше следов, чем на юге и востоке страны, часто вообще не верится, что сравнительно недавно это была часть СССР. Возможно, именно этим в значительной степени и объясняется растущий интерес российских туристов к Украине, хотя для многих соотечественников настоящее открытие этой страны состоялось минувшим летом, когда Украина и Польша принимали Чемпионат Европы по футболу.
Новогодний вояж корреспондента «Эксперт Online» по Украине: неудобства в аэропорту Жуляны и изыски ресторанных форматов

Даже два десятилетия спустя распада Советского Союза многие россияне не готовы признать Украину полноценной зарубежной страной. На вопрос, в скольких странах вы побывали, нередко можно услышать ответ: Украину считать или нет? Однако с каждым годом различий межу нами становится все больше. И если еще недавно заголовок книги экс-президента Леонида Кучмы — «Украина — не Россия» — вызывал легкую иронию, т
Жизнь после Евро

Крупнейший на востоке Украины город Донецк — хороший пример того, как футбол может генерировать серьезный поток туристов. Донецкий «Шахтер» регулярно играет в Лиге Чемпионов с такими грандами, как «Барселона» и «Челси», и на эти матчи приезжают болельщики не только из соседних регионов Украины, но и из Ростова, Краснодара и Волгограда. По большому счету, донецкий стадион «Донбасс Арена», построенный самым богатым человеком Украины Ринатом Ахметовым и вмещающий более 52 тыс. зрителей, — это главная достопримечательность города. И даже на тех, кто совсем не интересуется футболом, «Донбасс Арена» произведет большое впечатление как произведение современной архитектуры — в России стадионов такого уровня еще нет. Правда, новая городская среда в Донецке пока исчерпывается лишь территорией вокруг «Донбасс Арены» — с парком, офисными зданиями, гостиницами и магазинами. В остальном Донецк сохраняет все приметы советского индустриального центра.

Однако для жителей близлежащих регионов России, прежде всего Ростовской области, Донецк представляет безусловный интерес как отправная точка для путешествий в Европу через новый аэропорт имени Сергея Прокофьева, построенный к Евро-2012. Вообще, можно говорить о вполне сформировавшемся тренде: россияне все больше летают в Европу не из базовых российских аэропортов. Петербуржцы давно освоили аэропорты Хельсинки и Лаппеенранты, москвичи часто предпочитают Киев, Ригу или Вильнюс, вскоре эта тенденция должна дойти и до Юга. Полеты из Донецка в популярные туристические места с пересадкой в Киеве для жителей Ростова-на-Дону действительно дешевле полетов через Москву или Вену, не говоря уже об уровне сервиса в аэропорту. Билет Донецк — Киев — Львов рейсом компании «Ютэйр Украина» обошелся мне всего в 3800 рублей, а слетать из Донецка в Лиссабон и обратно со стыковкой в Киеве на новогодние даты можно было за смешные в сравнении с отечественными тарифами 17 тыс. рублей.

Правда, пока донецкий аэропорт явно недозагружен — при пропускной способности 3100 человек в час ежедневные регулярные рейсы выполняются всего по двум направлениям — в Киев и Москву. А из львовского аэропорта имени князя Даниила Галицкого (еще одно наследие Евро-2012), который может отправлять до 20 рейсов в час, помимо российской и украинской столиц, каждый день можно улететь в Вену, Мюнхен и Варшаву. В планах львовского аэропорта на 2015 год значилось 2,32 млн пассажиров — это чуть меньше, чем в прошлом году обслужил аэропорт Краснодара. Но, для сравнения, сейчас из Краснодара в день вылетает более 40 рейсов, а из Львова — 10-15. Поэтому компании, управляющие аэропортами, должны проявить большую активность, чтобы эти объекты не оказались «белыми слонами».

Теоретически на стороне украинских аэропортов — большое количество граждан страны, проживающих за рубежом, и безвизовый въезд для жителей Евросоюза. Но эти преимущества должны быть дополнены качеством менеджмента и дальнейшим развитием инфраструктуры. Самые большие вопросы вызывает киевский аэропорт Жуляны, расположенный фактически в черте города, — там меня ждали незапланированные приключения. В Жулянах у меня была 8-часовая стыковка рейсов, и сидеть все это время в аэропорту, разумеется, не имело смысла. Все началось с того, что пассажиров рейса, которым я летел из Донецка, выгрузили зачем-то через старый терминал еще советской постройки. Из информации, почерпнутой в Интернете, следовало, что до ближайшего к аэропорту метро Васильковская из Жулян ходит автобус 78, на который я и сел — остановка была прямо у выхода из терминала. Но, к моему большому удивлению, автобус поехал не прямо к метро, а через близлежащую деревню, причем по дороге водитель успел пообщаться со всеми односельчанами в весьма цветистых выражениях.

Обратный путь оказался не менее запоминающимся — оказалось, что строительство нового терминала в Жулянах не предполагало создание удобных подъездных путей к аэропорту и вообще какой-либо внятной логистики. Я наивно рассчитывал, что от «Васильковской» до аэропорта ходит не только странный автобус 78, но и специальные маршрутки, однако их признаков у метро не обнаружилось. Уже потом, тщательно рассмотрев карту Киева, я понял, что лучше всего было доехать городской электричкой до вокзала «Киев-Волынский», откуда до Жулян рукой подать. Но на схеме киевского метрополитена эта опция никак не представлена — в отличие от схемы московского метро, где показаны станции пересадок на аэроэкспрессы.

В результате обратно в Жуляны пришлось ехать на такси по вечерним пробкам. Подъезжая к аэропорту, таксист поинтересовался, куда я лечу, и, услышав в ответ, что во Львов, сообщил, что внутренние рейсы — это из старого терминала, из которого я вышел несколько часов назад. Однако на входе в него меня ждало сообщение, что все рейсы компании «Ютэйр Украина» выполняются из нового терминала. «Как же можно было не посмотреть в посадочный талон?», — подумал я. Но, к моему еще большему удивлению, терминал в посадочном указан не был, и за полчаса до окончания регистрации мне пришлось ловить городскую маршрутку, проезжающую мимо аэропорта. Стоявшая рядом на остановке киевлянка сообщила мне, что вообще-то между двумя терминалами предусмотрен бесплатный шатл, но чемпионат Европы прошел, поэтому — извините. Хотя и это был еще не конец аэропортовых приключений. В зале вылета оказалось, что посадка на львовский рейс задерживается, а ровно в момент отправления соответствующая надпись сменилась другой — «Самолет вылетел», что тут же вызвало панику среди ожидавших его пассажиров. К счастью, тут же появился представитель авиакомпании, сообщивший о техническом сбое в работе табло, и с часовым опозданием наш рейс все-таки отправили.

Почти Европа

Однако, если опустить этот досадный эпизод в Жулянах, то следует признать, что по уровню развития туризма Украина заметно вырвалась вперед по сравнению с Россией, и Чемпионат Европы в этом сыграл заметную роль. Например, очень важное завоевание Евро-2012, которое в центрах российского туризма освоено очень эпизодически, — это отсутствие в центрах принимавших чемпионат городов проблем с навигацией. Например, в киевском метро объявления станций дублируются по-английски, в исторической части Львова на каждом шагу карты и указатели достопримечательностей. На высоком уровне в Украине и продвижение поездок по собственной стране — в российских городах гораздо чаще встречаешь рекламу отдыха в Турции или Египте, чем в Сочи или Санкт-Петербурге. Еще одна приятная деталь: в Украине практически везде к оплате принимаются пластиковые карты. К этому прилагается неизменная доброжелательность местного населения, в том числе и в западных областях страны. Вообще, легенды о «западэнцах», которые на дух не переносят «москалей», давно пора забыть — в Новый год Львов просто оккупирован туристами из России, немало соотечественников и в Карпатах.

Отдельный пункт туристической привлекательности Украины для россиян и европейцев — невысокие, а порой и просто смешные цены. Едва ли будет преувеличением утверждать, что с точки зрения соотношения цены и качества в ряде составляющих туристического продукта Украина сейчас может похвастаться одним из лучших туристических предложений в мире. Цены на размещение в новогодние даты в Киеве, Львове и особенно в Буковеле довольно высоки, но это с лихвой окупается более чем умеренной стоимостью питания, транспорта, экскурсий и сувениров. К примеру, проезд в киевском метро или львовском автобусе стоит всего 2 гривны (8 рублей), железнодорожные билеты — примерно в полтора раза дешевле, чем в России, обед в туристическом ресторане с вином или пивом обойдется в 100-150 гривен (400-600 рублей), машина с водителем на целый день — 700 гривен (2800 рублей) и т.д.

Конечно, низкие цены в Украине — это прежде всего показатель невысокого уровня жизни. И за пределами туристических зон ощущение «все совсем как в Европе» здесь сразу пропадает. Однако Буковель — главная зимняя достопримечательность Западной Украины — оставляет впечатление стопроцентно европейского курорта. Сразу же бросается в глаза централизованная система управления услугами — по сравнению с российскими курортами (Приэльбрусьем, Домбаем и даже Красной Поляной, где до сих пор нет единого билета на все подъемники) с их привычной самодеятельностью это громадный шаг вперед. Конечно, по длине и разнообразию склонов Карпаты и Кавказ — это несопоставимые величины, но для спокойного семейного катания Буковель выглядит более предпочтительным вариантом. Цены на размещение в центре курорта мало чем уступают Красной Поляне, но если ориентироваться на жилье в нескольких километрах от склона, то даже на новогодние даты можно легко отыскать недорогие номера или апартаменты с питанием и трансфером на гору и обратно. Другой вариант — ехать кататься в непиковые даты. Например, в начале февраля двухместный номер в трехзвездной гостинице в центре Буковеля обойдется на неделю чуть больше чем в 700 долларов, а в паре километров от подъемников есть предложения и вполовину дешевле.

Самый вкусный тур

О достопримечательностях мест, где мне довелось побывать, написано достаточно, и вряд ли стоит повторяться. О чем действительно хотелось бы рассказать подробнее — это об украинских ресторанах. За почти две недели поездки мне не попалось ни одного заведения, которое оставило бы неприятные впечатления, — ресторанный бизнес в Украине оказался на высоте. Очень умеренные по российским меркам цены (поход в украинское заведение средней руки обойдется как минимум в два раза дешевле, чем в Москве), хороший сервис и аутентичная атмосфера вообще делают Украину интереснейшим направлением для гастрономического туризма. Отдельная любопытная деталь: каждое уважающее себя заведение в Украине предлагает своим гостям настойки собственного производства — весьма либеральное украинское законодательство об алкоголе этому не препятствует. Добавим к этому запрещенные к ввозу в Россию грузинские вина, которые в Украине есть чуть ли не в любом магазине или кафе. Важное напоминание для россиян: не так давно в Украине был принят закон, запрещающий курение в заведениях общепита.

Пожалуй, самое необычное украинское заведение находится во Львове — это еврейский ресторан «Галицька жидiвська кнайпа „Пiд Золотою Розою“» на улице Староеврейской, рядом с местом, где когда-то стояла синагога. Главная его особенность — в меню не указаны цены: чтобы расплатиться за ужин, надо торговаться с официантом. Цена, которую вам назовут, будет, разумеется, значительно завышенной, а дальше все зависит от ваших талантов. Чтобы сбить цену, лучше приходить в эту ресторацию не с пустыми руками (официант в обмен на скидку предложит оставить что-нибудь в подарок заведению), а также будьте готовы, что вас попросят сплясать «Хаву Нагилу» для других посетителей.

Еще одно любопытное еврейское заведение — уютный «отель-музей» «Под Темплем» рядом с синагогой в центре Ивана Франковска, имеющий всего 11 номеров. В современный дизайн интерьера здесь удачно вписаны экспонаты из жизни украинских евреев — еще в конце XIX века в Станиславе, как тогда назывался Ивано-Франковск, еврейское население составляло большинство. А местный лобби-бар «Цимес» (позиционируется как первое в Украине кошерное заведение) 6 января, перед Рождеством, был едва ли не единственным заведением в городе, которое работало до позднего вечера. Любителям истории в Ивано-Франковске также рекомендую посетить «бандеровский» ресторан «Бункер», где продается антиквариат, имеющий отношение к Украинской повстанческой армии и ее основателю, а официанты отличаются исключительной приветливостью — в том числе к говорящим по-русски.

Львовский «компанийский» ресторан «Паньска чарка» рядом с одной из главных достопримечательностей города — пороховой башней середины XVI века — примечателен двумя вещами. Во-первых, это главная «фишка» меню — блюда из дикого кабана по очень умеренным ценам, а во-вторых, едва ли не самый богатый среди туристических мест Львова выбор собственных «настоянок» 23 видов, а также оригинальных безалкогольных напитков. Интерьер ресторана в охотничьем стиле тоже один из лучших в городе, для большой компании можно заказать VIP-зал. Прямо через дорогу от «Паньской чарки» расположен ресторан-пивоварня «Кумпель» — еще одно очень достойное место. Эти заведения существуют всего несколько лет («Паньска чарка» открылась в 2010 году, «Кумпель» — в 2008-м), но быстро приобрели репутацию.

В Киеве самым любопытным туристическим заведением я бы назвал «руський клуб» «Культ Ра» в начале Владимирской улицы, в паре минут ходьбы от Андреевского спуска. Ресторан по местным меркам довольно дорогой (хороший обед обойдется в 400-500 гривен, или 1600-2000 рублей), но качество и аутентичность кухни безупречны, а интерьер с мотивами славянской мифологии — один из самых оригинальных в Киеве. В цокольном этаже ресторана находится сувенирная лавка с авторскими подарками, а также книжный магазин; по вечерам в «Культе Ра» регулярно проходят концерты и показы фильмов. А недалеко от этого заведения, на Софиевской площади, находится еще одно привлекательное заведение — кофейня «Золотой дукат» с огромным выбором редких сортов кофе. Впрочем, отличные заведения в Украине можно найти и в сельской местности — одним из открытий поездки стал ресторан «Аркан» (название гуцульского танца) в карпатском селе Шешоры. Эта живописная деревушка в сотне километров от Ивано-Франковска известна своими водопадами на реке Пистынь — правом притоке Прута, а зимой здесь работает несколько горнолыжных склонов. Ресторан находится в центре Шешор, у моста, и предлагает совершенно неожиданное для сельской местности разнообразие блюд и напитков и непременную живую музыку. Одним словом, у кулинарного туризма в Украине — огромное будущее, и это прекрасный повод еще не раз съездить в эту страну.

Источник: expert.ru

Добавить комментарий